Т.А. Локтева
ГОУ СПО Самарский медико-социальный колледж, г. Самара
Педагогические технологии для обучения взрослых студентов, применяемые в Самарском медико-социальном колледже.
Среднее профессиональное образование медицинского профиля стремятся получить взрослые люди по разным причинам, и прежде всего этого требует современная социально-экономическая ситуация. Поэтому проблема образования взрослых приобрела особую актуальность, то есть часто требуется переквалификация сотрудников. В Самарском медико-социальном колледже (далее СМСК), в основном, взрослые студенты занимаются на отделении «Сестринское дело», по вечерней форме обучения. Педагогические технологии обучения преподаватели колледжа, для взрослых студентов, применяют, учитывая медико-психологические особенности данной возрастной группы. Психолого-педагогические исследования выявили некоторые специфические характеристики взрослых обучаемых. Во-первых, неоднородность учебной аудитории (по возрасту, мотивам, социальным, демографическим параметрам и т.д.). Во-вторых, наличие социального и профессионального опыта взрослых людей. Этот фактор может сыграть и отрицательную роль (стереотипы, барьеры прошлого опыта), но может служить мощным позитивным основанием для построения учебного взаимодействия. Поэтому преподаватель должен строить свою работу на личных проблемах взрослых студентов, отталкиваясь от прошлого опыта. Третьей особенностью взрослой аудитории является их ориентация на прикладной характер получаемых знаний. И, наконец, четвертая специфическая черта эффективного процесса обучения взрослых – это его деятельностный характер (сразу знания применить на практике). Преподаватели колледжа, учитывая, что взрослые студенты – это люди с определенным жизненным, профессиональным опытом, этот фактор считают необходимым в использовании выбора педагогических технолгий. Взрослые обучаемые достаточно хорошо знают, что они хотят получить в процессе обучения; они предпочитают активные формы организации образовательного процесса. Поэтому преподаватели СМСК, для обучения взрослых, примененяют педагогические технологии, которые в традиционной педагогике называют активными методами обучения: проблемное обучение, программированное, адаптивное, модульное, деловые игры. В данном случае это не методы обучения, а именно педагогические технологии, основанные на научном подходе, преследующие конкретные цели и проектирующие познавательную деятельность взрослых студентов.
Проблемное обучение. Проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблемная задача предполагает ряд действий, и для ее решения, студенту нужно провести частичный поиск. Например, преподаватель предлагает ситуацию, что нужно выполнить указания дежурного хирурга - подготовить пациента к операции и доставить его в операционную. Это достаточно крупная учебно-познавательная задача, для решения которой студенты используют имеющиеся знания и добывают недостающие у преподавателя или из других источников информации. Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может выполнить определенное действие знакомыми ему способами и должен найти новый. Возникает потребность думать и действовать, поэтому проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, навыков и умений, т.к. у взрослого человека знания основываются на жизненном опыте.
Программированное обучение. Преподаватели колледжа широко используют эту педагогическую технологию для взрослых студентов, учитывая разный уровень подготовки и другие особенности студентов. Программированное обучение основано на физиологических законах, изученных известным физиологом И.П.Павловым, по которым формируется поведение: Стимул – Реакция – Продукт. Из них вывели три закона обучения:
1- закон эффекта. Если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает и наоборот. Таким образом, в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций.
2 – закон упражнений. Чем чаще проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.
3 – закон готовности. Связь между стимулом и реакцией зависит от индивидуальных качеств обучаемых.
Учитывая понимание этих процессов, вывели определение: программированное обучение – это оптимизация управления процессом усвоения знаний студентов. Применяя данную педагогическую технологию преподаватели нашего колледжа создают электронные пособия совместно с преподавателем – программистом, разделяя учебный материал пошагово, с определенными блоками информации, которая обеспечивает выполнение каждого шага. Каждый разделы заканчиваются самопроверкой. Коллектив преподавателей дисциплин хирургического профиля за последние два года создали электронные методические пособия: «Переливание крови», «Ожоги». Создание программированных пособий – это труд, но, как говорил В.А. Сухомлинский, труд включает три понятия: «Надо, трудно, прекрасно».
Адаптивное обучение (от лат. adaptio – «прилаживание, приноравливание»). Этот метод используется в нашем колледже, в основном, в виде создания «рабочих тетрадей» по дисциплинам. В начале семестра студентам выдается «рабочая тетрадь», где указан учебный материал и даются пояснения и рекомендации по работе с ним, а также указывается график работы с этими заданиями. Данная педагогическая технология является удобной для взрослых студентов, так как каждый может работать в своем темпе, планировать свое время.
Модульное обучение. Модуль- это полный, логически завершенный блок. В модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение студентом занятия, стартовый, промежуточный и итоговый контроль знаний студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. Как в программированном обучении, в модульном обучении тоже все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения. В нашем колледже разработаны технологии модульного обучения по специальным дисциплинам так чтобы каждый модуль давал совершенно определенную самостоятельную порцию медицинских знаний, формировал необходимые медицинской сестре умения и развивал профессиональные способности студента. После изучения каждого модуля по результатам теста преподаватель дает студентам необходимые рекомендации. По количеству баллов, набранных студентом из возможных, он сам может судить о степени своей компетентности. Для взрослых студентов нужна именно такая программа обучения и контроля, которая предусматривает отказ от авторитарной и переход к педагогике сотрудничества, основанной на субъектно-субъектных отношениях. В СМСК предполагается полностью перейти на модульное обучение при внедрении нового образовательного стандарта.
Деловые игры. Данная педагогическая технология особенно часто применяется преподавателями специальных дисциплин нашего колледжа и других медицинских учебных заведений. Деловые игры призваны активизировать мышление, повышать самостоятельность будущего специалиста, вносить дух творчества в обучение, приблизить его к профориентационному. Это то, что сближает деловые игры с технологией проблемного обучения, но основное - подготовить студентов к практической профессиональной деятельности. Другими словами, деловая игра – это проигрывание той или иной ситуации специалистами. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. В нашем случае: преподаватель описывает состояние пациента, что с ним произошло, а студент, используя свои знания, определяет проблемы пациента и решает их. Также применяется обратная ситуация, т.е. студент продумывает жалобы пациента, историю заболевания, по заданной преподавателем теме. Деловая игра предусматривает достижение как учебных, так и воспитательных целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы в лечебном учреждении.
В Самарском медико-социальном колледже, в частности, преподаватели специальных дисциплин хирургического профиля, применяют и традиционные и активные технологии обучения, некоторые из которых описаны в данной статье. Мы считаем, что, особенно важно, чтобы каждый преподаватель вносил в существующую технологию обучения студентов свои научно обоснованные коррективы в зависимости от медико-психологических особенностей студентов, развития соответствующей науки (принцип культуросообразности), их образовательной подготовленности, а также требований времени. В настоящее время требуется подготовка специалистов - медицинских работников среднего звена, которым придется работать в условиях рыночной экономики.