Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема:
«Педагогический подход в преодолении конфликтных ситуаций в образовательном процессе»
Автор статьи:
учитель родного языка и литературы Г.Ш. Вафина,
МБОУ «Русско-Акташская СОШ» Альметьевского района РТ
Альметьевск, 19 декабря 2023 года
«Педагогический подход в преодолении конфликтных ситуаций в образовательном процессе»
Педагогический стаж МБОУ «Русско-Акташская СОШ» более 50 лет. За это время учителями накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.
Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.
Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях.
В основе статьи «Педагогический подход в преодолении конфликтных ситуаций в образовательном процессе» отображается идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Это противоборство сторон, возникающее в ходе разрешения конфликтной ситуации, является «помехой» для образовательного процесса, что впоследствии сказывается на результатах обучения и психологическом самочувствии обучающихся.
Тема является актуальной, так как трудные ситуации возникают и у опытных, и у начинающих преподавателей. Очень большую роль играет умение учителя находить быстрый выход из таких ситуаций. Это ситуации, в которых возникает конфликт между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Цель данной работы: разработать для педагогов правила для решения трудных ситуаций, конфликтов в образовательном процессе, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.
Необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя – корректное решение конфликтных ситуаций. Но главное в психологическом умении учителя — не допускать острых ситуаций. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо (непосредственно!) реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против учителя.
Руководствуясь личным опытом, педагоги совместно разработали несколько правил, при помощи которых учитель сможет преодолеть трудную конфликтную ситуацию:
1. Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы.
2. Обязательно нужно хорошо готовиться к предстоящему уроку.
3. Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.
4. Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.
Как правило, трудная ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся. При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует учитель в конфликте. Прежде всего – само учение как основная деятельность ученика и соответствующие учению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т. д. Эти нормы полезны, прежде всего, школьникам, но дети, как это ни парадоксально, иногда склонны к восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строят свои действия школьники-нарушители порядка. Они знают, что класс их поддерживает. Поэтому ученик, участвующий в конфликте, своим поведением вводит такие отрицательные нормы, как развязность, лень, безделье. Это осуществляется при молчаливой поддержке соучеников. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой.
Мы считаем, что учителю целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации, чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей:
Правило 1: “Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию” Дейл Карнеги (американский педагог, лектор, писатель).
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае “... не бранитесь и не раздражайтесь” (Адамецкий). Дети высоко ценят спокойствие и юмор учителей в напряженных ситуациях.
Правило 2: “Задержка реакции”.
Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому учителю вроде бы пока не до него.
“Факт незамечания” явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции – кого поддержать: учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10-15 секунд, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.
Правило 3: “Перевод реакции”.
Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т. д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагательства). В итоге “герой” конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам “замысел” борьбы.
Правило 4: “Рационализация ситуации”.
Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя резко возрастает.
Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта.
Правило 5: “Парадоксальная реакция”.
Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией). Заметим, что учитель, успешно использующий это правило, предстает “сильной личностью” и приобретает авторитет на длительное время.
Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учите школьников защищать свои законные интересы без конфликтов.
Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким образом, вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции, учите этому школьников. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции. Донесите до детей, что негативные эмоции:
-оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
-ухудшают качество мышления;
-снижают объективность оценки окружающих;
-по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
Никогда не выясняйте отношения с детьми, родителями школьников, коллегами в присутствие учеников. Не стремитесь радикально, быстро, лобовыми методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьников – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогами и школьниками. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.
Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено, профессионально пригоден.
Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родного края, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.
Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Учите этому школьников. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.
Вывод:
-трудные ситуации на уроках признаются типичными и закономерными;
-трудные ситуации доходят до конфликта, как правило, с трудными учениками;
-они отнимают много интеллектуальных и душевных сил, энергии, времени;
-предупредить конфликт, разрешить его на уровне педагогической ситуации — это наиболее оптимальный для обеих сторон выход из трудной ситуации.
«Умный человек найдёт выход из любого положения. Мудрый в этом положении не окажется». Ю.Рихтер
Источники:
http://kursak.net/chernyshev-a-s-praktikum-po-resheniyu-konfliktnyx-pedagogicheskix-situacij/© kursak.net
https://multiurok.ru/files/trudnyie-situatsii-na-urokie-sposoby-razrieshienii.html-хорош
https://pandia.ru/text/78/501/85194.php
https://multiurok.ru/files/trudnyie-situatsii-na-urokie-sposoby-razrieshienii.html