ПЕРВОПРОХОДЦЫ ДЖАЗА НА ЛУГАНСКОЙ ЗЕМЛЕ.
В 30-е годы в СССР стал развиваться «легкий жанр» - эстрада. Формы симфонической, камерной музыки наполнялись новыми ритмами, джазовыми созвучиями. Один из корифеев джаза в СССР Леонид Утесов говорил: «Джаз пришел к нам в обнимку с песней». Хороший текст, талантливая музыка советских композиторов способствовали утверждению новой эстрадной песни на сцене, в театре, кино. Кинофильмы «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух» прочно вошли в жизнь советских людей. Музыка кино всех увлекала, с нею было легко и просто. Свинг, Би-боб, Кул и другие стили гармонично вплетал в свою музыку выдающийся эстрадник и великий песенник Исаак Иосифович Дунаевский. Для музыкантов того времени джаз был экзотическим музыкальным продуктом. Часто можно было встретить в кинотеатрах стайку молодых людей, которые встречались на нескольких сеансах кряду с бумагой и ручкой, записывающих тексты песен, мелодий. Так «слухачи», среди которых были студенты музыкального училища, накапливали репертуар для своих самодеятельных ансамблей. Никто не слышал слова «магнитофон», с трудом доставали виниловые пластинки, сделанные на рентгеновской пленке. Копировали, «снимали» на слух мелодии, гармонию, вводили элементы джаза в популярные песни, накапливая свой репертуар. Эти ансамбли с трудом можно было назвать джазовыми из-за скудности инструментов. Но энтузиасты учились друг у друга, готовы были играть сутками, стремились осваивать новые музыкальные формы. Основой исполнительства стало следующее: синкопирование и фразировка, акцентировка, интонация, динамика, новые гармонические модели, вспомогательные аккорды, импровизация, каденции, ощущение свинга, знакомства со стилями, ритмами, со словарной терминологией, технические возможности музыкальных инструментов и групп. Владение музыкальным инструментом, общее музыкальное развитие, освоение джазовых приемов – вот требования к оркестровому музыканту. В Луганской области создавались эстрадные оркестры самодеятельного плана - молодые студенты, рабочие, служащие. Возглавляли их, как правило, музыканты - профессионалы, студенты музыкальных вузов. Первопроходцы джазового дела:
- Один из первых эстрадных самодеятельных коллективов под руководством Владимира Волошинова был организован при заводе горного оборудования города Ворошиловграда.
- В городе Красный Луч – руководитель Анатолий Бахурец.
В Ворошиловграде при ДК им. В.И. Ленина под руководством талантливого музыканта – профессионала М.А. Пивника был создан эстрадный коллектив. Костяк этого оркестра составляли студенты музыкального училища, талантливые самоучки – энтузиасты.
- Особо хочется отметить эстрадный оркестр железной дороги под руководством великого музыканта – виртуоза, талантливого организатора, человек с большой буквы – А.Г. Когана. С 1963 года этот коллектив заменил духовой оркестр, игравший на центральной площадке парка ЦПКиО им.
1 МАЯ города Воровшиловграда.
Были созданы оркестры в городах: Коммунарск, Стаханов, Северодонецк.
Время не стоит на месте. В 50 -60 годы на Луганщине становятся распространенными инструментальные квартеты: аккордеон, гитара, кларнет, контрабас. Аккордеон чаще заменяли баяном (дефицит инструментов), пытались «озвучивать», благо стали появляться в продаже микрофоны. Этот вид музицирования требовал особой профессиональной подготовки каждого музыканта. Поэтому таких составов было немного: квартеты А.Когана, С. Головченко, В. Степанцева. В начале 60 –х годов в Англии появляется знаменитая четверка «Битлз». Они коренным образом изменили облик популярной молодежной музыки. Все стали подражать им. С рок-музыкой стали экспериментировать и корифеи джаза. Внедрение электронных инструментов добавило драйва в освоении нового направления. На Луганщине тоже появились первые «битломаны» как их тогда называли: Вячеслав Волошинов – бас-гитара, Виктор Скрябин-ритм гитара, Виктор Криворучко-соло-гитара, Алексей Водопьянов-ударные инструменты. Эстрадная музыка входила в жизнь Луганщины. Появляются первые ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). В этих коллективах сочеталось игра на музыкальных инструментах и пение, легкая театрализация, сценические движения. Вот перечень наиболее известных ансамблей той поры: «Диапазон» рук. В. Головко, «Искатели» рук. М. Мордкович, «Ритм» рук. В. Клейнерман, «Перник» рук. А. Евсиков, «Современник» рук. А. Коган, «Киевская Русь» рук. В. Фалалеев. Стоит также вспомнить о таком талантливом человеке, организаторе и музыканте как Владимир Иосифович Белостоцкий, который организовывал эстрадные коллективы в СШ № 49, 41. В 80-е годы волна ВИА захлестнула школы Луганска и области. Ансамбли создавались повсеместно, в каждом городе и районе. В 1983 году на базе
СШ № 52 открывается первая школа с эстетическим уклоном (директор А.Е. Левченко). В 1985 году по инициативе ЛИПО (Луганский институт последипломного образования) был проведен первый областной конкурс школьных ВИА. Два дня ребята боролись за право поездки во всесоюзный лагерь «АРТЕК» на финальный концерт. Победителями оказались ребята из СШ № 1 пгт. Меловое, второе место – СШ № 48 г. Луганска, третье место – СШ № 2 г. Коммунарска.