СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по английскому языку на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по английскому языку на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"»

Гусейнова Гюльнар Алекбер Кызы,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 53» г. Грозный

Чеченская республика


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА



Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?.

Л. Н. Толстой


Знание английского языка в настоящее время является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, человек сможет достичь поставленных целей с помощью новых возможностей. И он обязательно поймет, что значение английского языка настолько велико в современном мире, что владение им не является привилегией и роскошью.

В целом, наши школьники должны быть интеллектуально развитыми, образованными и творческими людьми. Я применяю в своей работе технологию ТРИЗ – Теорию Решения Изобретательских Задач. Она предлагает приёмы нестандартного решения стандартных жизненных вопросов, требует творческого и критического подхода к обучению, а значит, вносит в него новизну.


Что же такое ТРИЗ?


Ответ прост – это уникальный инструмент для:

- поиска идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- выбора перспективных решений,

- развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Кто из нас не задавался вопросами:

- как учить детей без принуждения?

- как помочь им раскрыть свои возможности?

- как сделать предмет интересным для всех?

- как дать стимул к творчеству?

- чему я хочу научить своих учеников?

Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология.


Цель ТРИЗ - технологии:


-развитие навыков системного мышления и творческого воображения;


Задачи:

- обучение способам решения творческих задач;

- обучение способам коллективной познавательной деятельности;

- формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;

- формирование познавательной активности и интереса;

- воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;

- воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.


Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.

Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:

- регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;

- познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;

- коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;

- личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.

Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.

Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладая нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения, что позволяет сделать традиционное обучение развивающим.

ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Основные понятия ТРИЗ - это понятие системы, противоречия, ресурсов, алгоритма решения изобретательских задач.

Всё в нашем мире представлено в виде систем.

Также при решении задачи можно использовать понятие идеального конечного результата или решения (ИКР).


Перед тем, как использовать приёмы ТРИЗ – технологии, я предположила, что у обучающихся:

- будут развиваться творческое воображение и мышление; творческие способности; универсальные учебные действия;

- улучшится качество знаний;

- повысится результативность участия в предметных олимпиадах, исследованиях, конференциях.


Приемы и методы ТРИЗ - технологий


На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

Возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

Возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

Рассмотрим примеры приемов и методов, которые я успешно использую в педагогической деятельности.

Приём “Нестандартный вход в урок”

Приём ТРИЗ, направлен на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Тема «Еда», 3 класс

Например, слова: ice – лед, cream – сливки, ice cream – мороженое,

plant – растение, egg – яйцо, eggplant – растение, которое плодоносит яйцами?

Проблема: как правильно перевести новое слово? Всегда ли многосложные слова можно правильно перевести, зная смысл составных частей?

Приём “Отсроченная отгадка”

Приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке.

1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Тема: “Достопримечательности” , 6 класс

Учитель: А знаете ли вы, чем служил Стоунхендж в древности?

Приём “Удивляй!”

Направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Тема: “Наука и современные технологии” , 11 класс

Учитель: Would you like to taste bluefruit? (Не хотели бы вы попробовать фрукты синего цвета?)

Предлагается обсудить пользу и вред ГМО-продуктов.

Приём “Создай паспорт

Направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик.

Тема: “Мир вокруг нас” , 8 класс

Предлагается заполнить паспорт планеты Земля:

Имя –

Прописка –

Внешний вид –

Личные качества –

Приём  “Рюкзак”

Прием рефлексии изучения учебного материала. Чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Ученик должен понять и  зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ребёнка к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания и умения по данной теме). 

Тема: «Настоящее совершенное время», 5 класс

Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы. Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажите, чему научились? Каких успехов достигли? Если не сможете собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».

- Я научился ...

- Я наконец-то понял...

- Я разобрался...

- Я научился делать ...

- Теперь я знаю, как ...

Например, «Я научилась хорошо определять форму глагола БЫТЬ в настоящем времени» или «Я хорошо научилась различать правильные и неправильные глаголы».

Приём  «Составление загадок»

При составлении загадок используем модель

Какой? Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:

Какая?

Кто такая же?


нарядная

барышня

Нарядная, как барышня.

сверкающая

звезда

Сверкающая, как звезда.

привлекающая

модница

Привлекающая внимание, но не модница.


Ответ: новогодняя елка.


Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках английского языка. Чтобы понять, какой прием или технику использовать на уроке, необходимо планировать каждый этап в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты  деятельности каждого ученика в течение  всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.