Гусейнова Гюльнар Алекбер Кызы,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 53» г. Грозный
Чеченская республика
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?.
Л. Н. Толстой
Знание английского языка в настоящее время является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, человек сможет достичь поставленных целей с помощью новых возможностей. И он обязательно поймет, что значение английского языка настолько велико в современном мире, что владение им не является привилегией и роскошью.
В целом, наши школьники должны быть интеллектуально развитыми, образованными и творческими людьми. Я применяю в своей работе технологию ТРИЗ – Теорию Решения Изобретательских Задач. Она предлагает приёмы нестандартного решения стандартных жизненных вопросов, требует творческого и критического подхода к обучению, а значит, вносит в него новизну.
Что же такое ТРИЗ?
Ответ прост – это уникальный инструмент для:
- поиска идей,
- выявления и решения многих творческих проблем,
- выбора перспективных решений,
- развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Кто из нас не задавался вопросами:
- как учить детей без принуждения?
- как помочь им раскрыть свои возможности?
- как сделать предмет интересным для всех?
- как дать стимул к творчеству?
- чему я хочу научить своих учеников?
Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология.
Цель ТРИЗ - технологии:
-развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
Задачи:
- обучение способам решения творческих задач;
- обучение способам коллективной познавательной деятельности;
- формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;
- формирование познавательной активности и интереса;
- воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;
- воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.
Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
- познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
- коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
- личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.
Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.
Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладая нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения, что позволяет сделать традиционное обучение развивающим.
ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Основные понятия ТРИЗ - это понятие системы, противоречия, ресурсов, алгоритма решения изобретательских задач.
Всё в нашем мире представлено в виде систем.
Также при решении задачи можно использовать понятие идеального конечного результата или решения (ИКР).
Перед тем, как использовать приёмы ТРИЗ – технологии, я предположила, что у обучающихся:
- будут развиваться творческое воображение и мышление; творческие способности; универсальные учебные действия;
- улучшится качество знаний;
- повысится результативность участия в предметных олимпиадах, исследованиях, конференциях.
Приемы и методы ТРИЗ - технологий
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?
Возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.
Возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.
Рассмотрим примеры приемов и методов, которые я успешно использую в педагогической деятельности.
Приём “Нестандартный вход в урок”
Приём ТРИЗ, направлен на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Тема «Еда», 3 класс
Например, слова: ice – лед, cream – сливки, ice cream – мороженое,
plant – растение, egg – яйцо, eggplant – растение, которое плодоносит яйцами?
Проблема: как правильно перевести новое слово? Всегда ли многосложные слова можно правильно перевести, зная смысл составных частей?
Приём “Отсроченная отгадка”
Приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке.
1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Тема: “Достопримечательности” , 6 класс
Учитель: А знаете ли вы, чем служил Стоунхендж в древности?
Приём “Удивляй!”
Направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Тема: “Наука и современные технологии” , 11 класс
Учитель: Would you like to taste bluefruit? (Не хотели бы вы попробовать фрукты синего цвета?)
Предлагается обсудить пользу и вред ГМО-продуктов.
Приём “Создай паспорт”
Направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик.
Тема: “Мир вокруг нас” , 8 класс
Предлагается заполнить паспорт планеты Земля:
Имя –
Прописка –
Внешний вид –
Личные качества –
Приём “Рюкзак”
Прием рефлексии изучения учебного материала. Чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ребёнка к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания и умения по данной теме).
Тема: «Настоящее совершенное время», 5 класс
Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы. Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажите, чему научились? Каких успехов достигли? Если не сможете собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».
- Я научился ...
- Я наконец-то понял...
- Я разобрался...
- Я научился делать ...
- Теперь я знаю, как ...
Например, «Я научилась хорошо определять форму глагола БЫТЬ в настоящем времени» или «Я хорошо научилась различать правильные и неправильные глаголы».
Приём «Составление загадок»
При составлении загадок используем модель
Какой? Кто такой же?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
Какая? | Кто такая же? | |
нарядная | барышня | Нарядная, как барышня. |
сверкающая | звезда | Сверкающая, как звезда. |
привлекающая | модница | Привлекающая внимание, но не модница. |
| Ответ: новогодняя елка. |
Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках английского языка. Чтобы понять, какой прием или технику использовать на уроке, необходимо планировать каждый этап в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.