СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по философии на тему " Философия образования" преподаватель Осипова Лариса Валентиновна

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении тысячелетий своего существования философия обнаруживает себя во множестве течений, направлений, концепций и учений. Науке удалось накопить огромный арсенал теорий, идей и открытий. Как и в науке, в философии перманентно осуществляются процессы дифференциации и интеграции знаний. В результате дифференциации знаний происходит становление и развитие целых научных областей. Одной из таких наук, возникших в рамках философии, выступает философия образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья по философии на тему " Философия образования" преподаватель Осипова Лариса Валентиновна»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский социально-педагогический колледж»





Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании







Статья на тему «Философия образования»







Выполнила:

студентка 4 курса группы «В»

Салимзянова Т.С.











Астрахань 2025.

Философия образования

На протяжении тысячелетий своего существования философия обнаруживает себя во множестве течений, направлений, концепций и учений. Науке удалось накопить огромный арсенал теорий, идей и открытий. Как и в науке, в философии перманентно осуществляются процессы дифференциации и интеграции знаний. В результате дифференциации знаний происходит становление и развитие целых научных областей. Одной из таких наук, возникших в рамках философии, выступает философия образования.

Определение 1

Философия образования представляет собой область изучения целей и аксиологических оснований образования, принципов формирования его направленности, содержания; научное направление, в центре внимания которого – общие закономерности, механизмы и зависимости современных образовательно-воспитательных процессов в социальном и историческом контексте.

Особенности философии образования как научноисследовательской области

обособление образования в отдельную сферу социума; диверсификация, модернизация образовательных институций; модификация всех звеньев образовательной системы;

многопарадигмальность педагогических знаний, синтезный характер содержания образования;

трансформации внеинституционального образования;

возникновение обновленных требований к системе образования, обусловленное переходом от индустриального к «постиндустриальному», информационному обществу.

Цель и задачи философии образования

Определение 2

Главной целью научного направления выступает осмысление проблем в системе образования, исследование образовательного знания на его стыке с философией.

Указанная цель конкретизируется в ряде задач научной области, включая следующие:

поиски нового способа мышления в процессе осмысления проблем образования; формирование понимания сферы образования как социальной, педагогической системы; формирование понимания образования как культурно-исторической, социальной системы;

постоянный мониторинг социальных потребностей в образовании; анализ оснований педагогической деятельности; выявление целей, задач, идеалов, методологии педагогического знания.

Категории философии образования

Центральными категориями научного направления выступают следующие:

Определение 3

Образование – процесс формирования, постоянного развития личностных и профессиональных качеств индивидуума;

Определение 4

Воспитание – целенаправленное создание оптимальных условий для развития, образования и обучения личности;

Определение 5

Обучение представляет собой целенаправленный процесс овладения системой знаний, умений и навыков, формирования ключевых компетенций.

Направления научных исследований философии образования

В наиболее общем виде все исследования в рамках научного направления могут быть представлены в виде двух основных групп:

эмпирико-аналитические философские течения, ориентирующиеся на изучение статуса, выявление структуры педагогического знания, развитие педагогического знания от этапа выявления проблематики до заключительного этапа выдвижения и проверки теорий. К исследованиям данной группы относятся аналитическая, критико-рационалистическая философия образования;

гуманитарные исследования – философские направления, включая идеализм, экзистенциализм и пр., подчеркивающие специфичность методов дидактики как науки о духе, душе; акцентирующие внимание на гуманистической направленности педагогики. К данной группе исследований относятся герменевтика, экзистенциально-диалогическая философия образования, педагогическая антропология, критико-эмансипаторское направление и постмодернистская философия образования.

Таким образом, философия образования представляет собой одно из перспективных научных направлений, в центре внимания которого – образование во всем его многообразии, проблемы, цели, задачи, методология, интенции развития целенаправленного процесса развития личностных и профессиональных свойств индивидуума.