Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Статья на тему «Философия образования»
Выполнила:
студентка 4 курса группы «В»
Салимзянова Т.С.
Астрахань 2025.
Философия образования
На протяжении тысячелетий своего существования философия обнаруживает себя во множестве течений, направлений, концепций и учений. Науке удалось накопить огромный арсенал теорий, идей и открытий. Как и в науке, в философии перманентно осуществляются процессы дифференциации и интеграции знаний. В результате дифференциации знаний происходит становление и развитие целых научных областей. Одной из таких наук, возникших в рамках философии, выступает философия образования.
Определение 1
Философия образования представляет собой область изучения целей и аксиологических оснований образования, принципов формирования его направленности, содержания; научное направление, в центре внимания которого – общие закономерности, механизмы и зависимости современных образовательно-воспитательных процессов в социальном и историческом контексте.
Особенности философии образования как научноисследовательской области
обособление образования в отдельную сферу социума; диверсификация, модернизация образовательных институций; модификация всех звеньев образовательной системы;
многопарадигмальность педагогических знаний, синтезный характер содержания образования;
трансформации внеинституционального образования;
возникновение обновленных требований к системе образования, обусловленное переходом от индустриального к «постиндустриальному», информационному обществу.
Цель и задачи философии образования
Определение 2
Главной целью научного направления выступает осмысление проблем в системе образования, исследование образовательного знания на его стыке с философией.
Указанная цель конкретизируется в ряде задач научной области, включая следующие:
поиски нового способа мышления в процессе осмысления проблем образования; формирование понимания сферы образования как социальной, педагогической системы; формирование понимания образования как культурно-исторической, социальной системы;
постоянный мониторинг социальных потребностей в образовании; анализ оснований педагогической деятельности; выявление целей, задач, идеалов, методологии педагогического знания.
Категории философии образования
Центральными категориями научного направления выступают следующие:
Определение 3
Образование – процесс формирования, постоянного развития личностных и профессиональных качеств индивидуума;
Определение 4
Воспитание – целенаправленное создание оптимальных условий для развития, образования и обучения личности;
Определение 5
Обучение представляет собой целенаправленный процесс овладения системой знаний, умений и навыков, формирования ключевых компетенций.
Направления научных исследований философии образования
В наиболее общем виде все исследования в рамках научного направления могут быть представлены в виде двух основных групп:
эмпирико-аналитические философские течения, ориентирующиеся на изучение статуса, выявление структуры педагогического знания, развитие педагогического знания от этапа выявления проблематики до заключительного этапа выдвижения и проверки теорий. К исследованиям данной группы относятся аналитическая, критико-рационалистическая философия образования;
гуманитарные исследования – философские направления, включая идеализм, экзистенциализм и пр., подчеркивающие специфичность методов дидактики как науки о духе, душе; акцентирующие внимание на гуманистической направленности педагогики. К данной группе исследований относятся герменевтика, экзистенциально-диалогическая философия образования, педагогическая антропология, критико-эмансипаторское направление и постмодернистская философия образования.
Таким образом, философия образования представляет собой одно из перспективных научных направлений, в центре внимания которого – образование во всем его многообразии, проблемы, цели, задачи, методология, интенции развития целенаправленного процесса развития личностных и профессиональных свойств индивидуума.