СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по исследовательской работе " Топонимика родного края"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по исследовательской работе " Топонимика родного края"»

Лингвистический аспект в изучении

топонимики родного края

Набиуллина Лейсан, 9 класс

МБОУ « Кугарчинская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального района РТ

Научный руководитель :учитель русского языка и литературы I категории

Набиуллина Нажежда Николаевна

Топонимика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение . Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики. Топонимические исследования родного края очень интересны и познавательны. С помощью топонимики можно исследовать историческое прошлое народов, когда-то населявших наш край, выяснить географию торговых путей, узнать имена, прозвища и фамилии первопоселенцев, когда и как заселялась та или иная территория, какие типы поселений были у наших предков, чем они занимались, как осваивали землю, какая природа их окружала . Топонимы непосредственно связаны с местными событиями, они отражают различные факты местной истории. Без знания топонимики невозможно воспитать настоящего гражданина и патриота, который искренне любит родной край.

Для более глубокого изучения данного вопроса мы разработали методику исследовательской работы, а именно: анкетирование учащихся; лингвистический эксперимент; изучение специальной литературы; сбор материала, виртуальная экскурсия по Рыбно-Слободскому району; беседы со взрослыми людьми; выпуск цикла стенгазет на тему «Загадки топонимики», анализ слова (этимологический, словообразовательный, морфологический), работа с картой, составление этимологического словаря.

Работа над проектом дала нам возможность раскрыть свои творческие возможности, расширила кругозор, развила интерес к фундаментальным наукам. В процессе работы наиболее интересным для нас был поиск и сопоставление версий происхождения топонимов. Мы узнали много нового из истории развития нашего края. Не менее интересным оказалось выяснение, как, от чего и с помощью каких языковых единиц рождается новое слово – наименование.

Исследование оставленных в наследство нашими предками названий городов, деревень, сел - это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой родной земли, уважение к духовному наследию прошлого.