СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по педагогике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по педагогике»

УДК:

А. В. Быковский, М.С. Муравьёва.

(Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж)

Образовательная и воспитательная деятельность в сельских малочисленных школах в современной реальности

Аннотация: в статье рассматривается процесс осуществления педагогической деятельности в малочисленных сельских школах, особенности воспитательной деятельности, её задач и структуры в небольших сельских поселениях, образовательный потенциал таких школ и обязанности педагога, необходимы для успешной реализации поставленных перед малочисленными сельскими школами задач.

Ключевые слова: сельская школа, образовательная и воспитательная функция, задачи воспитания, образовательный потенциал.

В настоящее время заметен резкий отток населения из сельской местности и приток людей в города и крупные посёлки городского типа. Из-за этого изменяется количество учеников в сельских школах, особенно виден отток учеников, если школа расположена вдали от городов или районных центров.

Как пишет М. П. Гурьянова, доктор педагогических наук, изучающая особенности типов сельских школ: «В отдаленных сельских районах большинства территорий значительно ниже плотность и численность населения, соответственно меньше его подвижность, среди общеобразовательных учреждений преобладают малочисленные школы, учащиеся имеют меньше возможностей продолжить образование» [4, с. 24].

Именно об образовательном и воспитательном потенциале малочисленных школ на данный момент многие педагоги умалчивают, при том, что сейчас вопрос сельской школы стоит очень остро.

Поскольку в небольших населенных пунктах редко можно встретить крупные музеи или детские научные центры, то основная задача по культурному просвещению и организации досуга детей и подростков ложится на плечи сотрудников общеобразовательной организации. У детей несколько ограничены возможности саморазвития и самообразования, а удаленность от культурных центров усложняет задачу по воспитанию культурного человека и педагогам.

Отсутвие воспитательной и культурно-творческой деятельности внутри школ может повлечь за собой несколько негативных последствий. Во-первых, обучающиеся могут так и остаться культурно безграмотными людьми, во-вторых, без педагогов-наставников не смогут разобраться во всем разнообразии современных культурных явлений, спрогнозировать дальнейшее движение различных творческих течений, разобраться в особенностях массовой и элитарной культуры, а вследствие своего непонимания, отказаться от собственного творчества. И в-третьих, ученики без дополнительных занятий и познавательной деятельности, ввиду отсутствия других способов организации собственного досуга, могут превратиться в маргиналов, ведущих нездоровый, разгульный образ жизни, что в свою очередь приведёт к негативному отношению к малочисленным сёлам.

На настоящий момент государство решило возрождать значимость сельских школ, выделять дополнительное финансирование на переоборудование учебных кабинетов согласно современным образовательным требованиям, а также на организацию внеурочной культурно-развивающей деятельности и кружков. Многие сельские школы нашей страны сейчас достаточно оборудованы для реализации своего образовательного и воспитательного потенциала.

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ установлены требования к формированию образовательных и личностно-смысловых сфер ученика. По этому документу школьники должны обладать такими ценностями как гражданская позиция, патриотизм, ценность семьи, социальная активность, законопослушность [1, п.6 ]. Однако мы говорим о школах в сельской местности, а потому необходимо, чтобы педагоги, при реализации образовательного стандарта, должны прививать уважительное отношение к физическому труду и природе.

По мнению Р. Х. Кадыровой: «Взаимозависимость сельской школы и общества проявляется также и в том, что школа на селе призвана осуществлять образование, адекватное потребностям сельского социума, а значит, потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, потребностям сельской семьи и личности» [7, с. 232].

М. П. Гурьянова считает, что «культурообразующая функция сельской школы заключается и в том, что она вынуждена компенсировать недостатки воспитания в дошкольный период» [5, с. 25]. К сожалению, многие сельские дети не имеют у себя дома необходимых условий для обучения, в том числе компьютера с выходом в сеть Интернет. При этом родители таких ребят уважительнее относятся к учителям, нежели чем родители городских школьников. Они видят в учителе профессионала, знающего особенности детей и их воспитания и обучения, а потому практически полностью доверяют педагогам.

Интересно, что школа в сельской местности, в отличие от городской школы, будет являться активным внешним фактором, воздействующим на среду. «Школа способна быть примером уважительного, гуманного отношения к ребенку, его семье, творческого подхода к развитию их интересов, может создать атмосферу сотрудничества, творческого поиска и созидания» [5, с. 25].

От того, насколько хорошо педагоги смогут воспитать школьников, зависит, по сути, жизнь села или деревни. Поэтому в данном случае школа не может быть просто пассивным «переносчиком информации», она должна заниматься развитием каждого своего ученика.

В целом, задачи, методы и формы воспитательной работы в сельской школе практически не будут отличаться от городских, однако, существует несколько особенностей в малочисленных школах, которые мы не можем не отметить. Как справедливо замечает Д. А. Жумагулова: «формы и методы воспитательной работы в сельской школе более разнообразны и гибки в отношении соединения/стирания границ между учебными и внеучебными формами деятельности. Занятие/экскурсия, мероприятие может проводиться как в стенах школы, так и на берегу реки, на площадке, в непосредственной близости от природных объектов» [6].

Образовательный процесс в школе не менее важен, чем воспитательный. Л. В. Байбородова считает, что образовательные организации могут многое сделать для решения экономических проблем села, выполняют определяющую роль в культурном и социальном развитии населения. Она же говорит: «Сельская школа всегда выполняла и выполняет в России особую роль – это центр социально-культурной жизни, чаще всего она работает на всех жителей села» [2, с. 15]

Очень важно в сельских школах найти к каждому ребенку подход, создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). С одной стороны, в малочисленных сельских школах это создать нетрудно, поскольку в классах обучается небольшое количество детей. С другой стороны, создание ИОМ-ов может вызвать трудности, поскольку в одном классе собираются дети с разной степенью мотивации учиться, с различными психическими и физиологическими возможностями и предрасположенностями, и попытки «вытащить» сильных учеников и «потопить» слабых могут привести к недопониманию в коллективе, ссорам, недоверию к педагогу.

На помощь приходит дополнительное образование, которое, по мнению С. Г. Грамотинской, «естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы школы, выступает естественным продолжением основного образования» [3, с. 327].

Однако реализация Основной образовательной программы оставляет желать лучшего. В малочисленных сельских школах ограничен педагогический состав, многие учителя ведут по несколько предметов, и не всегда соответствующих их профилю образования и квалификационной переподготовки. Необходимо на государственном уровне продолжать поддерживать сельских учителей и мотивировать выпускников педагогических ВУЗов с энтузиазмом работать в малочисленных сельских школах. Также не во всех школах ученики замотивированы продолжать обучение дальше после получения основного общего образования, многие дети уходят после 9 класса, не получив среднего общего образования, тем более высшего. Часть из этих ребят не пойдет даже в колледжи или техникумы для получения среднего специального образования. Тем самым резко сокращается образовательный и научный потенциал сельских жителей.

Однако стоит сказать, что ребят, пожелавших продолжить обучение, поддерживают в сельских школах и создают профильные классы по запросу обучающихся. Проводятся различные дополнительные курсы.

Таким образом, хотелось бы отметить, что несмотря на ряд преимуществ и в образовательном, и в воспитательном плане, сельская малочисленная школа имеет ряд недостатков, которые в основном связаны с мотивацией педагогического состава школы. В сельской местности школа играет огромную социальную роль, она растит будущее села, и если школа равнодушно и халатно относится к выполнению своих обязанностей, то, к сожалению, несколько поколений сельских жителей выйдут из стен образовательной организации некультурными и необразованными людьми, что негативно скажется на социальном и экономическом развитии их населенного пункта. Если же, наоборот, школьные педагоги подойдут к выполнению своих обязанностей с энтузиазмом и современными идеями, то мы можем предположить, что и социальная жизнь сельской местности спустя несколько лет значительно улучшится.

Библиографический список

Источники:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Доступ из информ.-правовой системы «Гарант». – URL : https://base.garant.ru/55170507/ (Дата доступа: 22.03.2023)

Литература:

2. Байбородова, Л. В. Современные экономические и социальные условия образования сельских школьников / Л. В. Байбородова // Педагогика сельской школы. – 2019. – № 1. – С. 9–23.

3. Грамотинская, С. Г. Механизмы обеспечения качественного образования и развития детей с различными образовательными потребностями в условиях сельской школы / С. Г. Грамотинская // Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации Национального проекта «Образование» : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 26–27 марта 2020 года / Под научной редакцией Л.В. Байбородовой. Том Часть 1. – Ярославль: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования", 2020. – 431 с.

4. Гурьянова, М. П. Типология сельских школ России /М. П. Гурьянова // Школьная педагогика . – 2005. – № 2. – С. 20-29.

5. Гурьянова, М. П. Российская сельская школа как социокультурный феномен /М. П. Гурьянова [Электронный ресурс]. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 03 октября 2007. - URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191423109&archive=&start_from=&ucat=& (дата доступа : 20.04.2023.)

6. Жумагулова Д. А. Особенности воспитательной работы в сельской школе [Электронный ресурс]. – Доступ из информационной системы «Академия педагогических проектов Российской Федерации». – URL : https://педпроект.рф/жумагулова-д-а-публикация/ (Дата доступа : 22.03.2023)

7. Кадырова, Р. Х. Сельская школа и общество / Р. Х. Кадырова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 12. – С. 231-233.

8. Синагатуллин, И. М. Современная сельская школа: состояние и перспективы развития / И. М. Синагатуллин, А. Б. Закирова // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 257-259.

A.V. Bykovsky, M.S. Muravyeva.

(Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Voronezh State Pedagogical University", Voronezh)

Educational and educational activities in rural small schools in modern reality

Abstract: the article examines the process of pedagogical activity in small rural schools, the features of educational activity, its tasks and structures in small rural settlements, the educational potential of such schools and the responsibilities of the teacher, necessary for the successful implementation of the tasks set for small rural schools.

Keywords: rural school, educational and educational function, tasks of education, educational potential.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!