АДАПТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Колягина Елисавета Александровна
Студент 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных класса
Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького
Руководитель: Родоманская Елена Игоревна
Преподаватель
Аннотация: в данной статье рассмотрена важность индивидуального подхода к обучающемуся с задержкой психического развития путем адаптации учебного материала. Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития и от других особенностей обучающегося с ЗПР.
Ключевые слова: задержка психического развития, адаптированный учебный материал, способы адаптации учебного материала.
Введение
В условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 гг.), модернизации технологий и содержания образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами особенно актуальным становится обучение и воспитание детей с ОВЗ. Наиболее распространенной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР) – их количество составляет 53% от общего числа детей с ОВЗ. Важной особенностью обучения и воспитания детей с ЗПР является наличие позитивной динамики, более благоприятных перспектив их развития в результате целенаправленного педагогического воздействия, эффективно выстроенной коррекционно-развивающей работы. [4], [2]
Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача-обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу, педагогический коллектив школы иногда сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: слухо-речевой системы, зрительного восприятия, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сферы проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. [1, cтр 5 ]
Согласно статье 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, содержание образования и условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной образовательной программой 30 соответствующего уровня (при обучении в отдельном классе или отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой (при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками). Показателем освоения обучающимися с ЗПР адаптированной программы является достижение ребенком планируемых результатов. К трудностям достижения планируемых результатов обучающихся с ЗПР относятся трудности овладения навыками чтения, письма, счета, трудности, обусловленные низкой мотивацией к учебе, слабой произвольной регуляцией, недостаточность мыслительных операций, трудности поиска информации. [5]
При обучении детей с ЗПР применяются коррекционные подходы и специальные приемы, которые помогают успешно осваивать программу. Право на получение образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ЗПР, в специально созданных условиях закреплено законодательно. В 79 статье Закона «Об Образовании» перечисляются специальные образовательные условия, к которым относятся:
- реализация адаптированной основной общеобразовательной программы;
- адаптация учебного материала
- применение специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Основная часть
Т. А. Власова и М. С. Певзнер рассматривают понятие « задержка психического развития» как замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.. Категория обучающихся с задержкой психического развития - наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. [1, стр 51 ]
В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Адаптированный учебный материал - задания, созданные в соответствии между актуализированными потребностями обучающегося, его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий.[3, стр 7]
При трудностях обучения необходимо использовать различные способы адаптации учебных материалов: [ 6, стр 18 ]
1. В ситуациях, когда у ребенка существуют трудности понимания обращенной речи, требуется упрощение инструкции к заданию:
Данный прием адаптации включает:
• разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;
• замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;
• дублирование устных инструкций письменными.
К примеру, задание с заменой сложения на умножение ,можно адаптировать так:
2. В некоторых случаях необходимо осуществлять индивидуальный подбор стимульных материалов, учитывающий ярко выраженные специфические интересы ребенка. Так, например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из любимого мультфильма; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев мультфильма.
3. При трудностях в понимании содержания задания используется дополнительная визуализация. Например, при непонимании условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условий задачи с помощью реальных предметов. При знакомстве с твердыми и мягкими звуками на уроках чтения можно представить их в виде твердого камешка (или синего кубика) и мягкой травки (или зеленого помпона).
Например:
4. В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у детей с ЗПР часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае рекомендуется сокращать объем заданий при сохранении уровня их сложности. Данные приемы адаптации помогут также детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка.
Например обучающимся нужно решить задачу, адаптировать можно так:
5. Для обучающихся с ЗПР, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников, рекомендуется упрощать содержание задания, менять уровень его сложности. Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с ЗПР подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. На уроках математики ученик с ЗПР может вместо примеров на умножение многозначных чисел решить примеры с этими же числами, но только на сложение, так как этот навык уже отработан.
6. Таким образом, способы и приемы адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.
Заключение
Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития и от других особенностей обучающегося с ЗПР Для ребенка задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему и с упрощенной наглядной инструкцией. В благоприятных условиях развитие ребенка, обусловленное неблагоприятным воздействием биологических факторов, со временем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное еще и социальными факторами, регрессирует.
Список используемой литературы
1.Власова Т. А. , Певзнер М. С. 58 О детях с отклонениями в развитии, 2-е изд., испр. и доп. М., , 1973.
2.Государственная программа «Развитие образования». - Режим доступа: http://government.ru/ .
3.Макарьев И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования, 2015, 84 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ .
5.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
6. Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: фрц фгбоу во МГППУ, 2017. 80 с.