Статья по теме дипломной работы:
«Развитие речи у детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения».
«В начале было Слово,…»
первый стих Евангелия от Иоанна.
Педагогическая практика выявила необходимость разработки теоритической работы с детьми с ЗПР, так как в реалях современной школы с усложнёнными программами обучения такие дети попадали в категорию неуспевающих учащихся. Ещё в 60 года изучение ЗПР выделялось как отдельное направление в дефектологии. В этой области свои рекомендации по организации работы с такими детьми давали Т.А. Власова и М.С. Певзнер. В дальнейшем многоплановое изучение проблем ЗПР дало получение ценных научных данных.
В ходе исследования было выявлено отставание детей в становлении речи и как следствие низкую – речевую активность наряду с недостаточной динамичностью. Бедный словарный запас, который дети часто используют с ошибками, так как понимают слова не точно или вовсе не понимают значение слов. Недостаточность словарного запаса напрямую связана с ограниченностью знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Всё это связано с замедленным психическим развитием.
В связи с этим при работе с младшими школьниками имеющих ЗПР особенно актуальна работа направленная на формирование лексического запаса и семантической стороны речи у детей.
Можно предположить, что специфика фонематического восприятия у детей с ЗПР характеризуется системным недоразвитием речи. Знание особенностей фонематического восприятия у детей с ЗПР позволит успешно организовать учебный процесс и разработать коррекционную методику с учётом данных особенностей.
Для исследования гипотезы можно сформировать следующие задачи:
1. Провести теоретическое изучение проблемы формирования словарного запаса у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста;
2. Изучить особенности словарного запаса у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста;
3. Проанализировать результаты экспериментального исследования;
4. Разработать систему коррекционно-развивающей работы по формированию словарного запаса у детей с ЗПР младшего школьного возраста;
5. Определить динамику развития словарного запаса у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
В области изучения данной работы, я обратилась к трудам: Т.А. Власовой и М.С. Певзнер, которые в своей работе обобщают клинические данные о детях с задержкой психического развития, предлагают классификацию видов задержки психического развития, дают рекомендации по организации коррекционной работы в помощь учителю.
В.Г. Петрова и И.В. Белякова освещают основные психолого-педагогические проблемы детей, знакомят с материалами, раскрывающими причины возникновения отклонений в развитии. Ими представлены клинико-психологические формы задержки психического развития: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза.
В монографии У.В. Ульенковой анализируются исследования особенностей формирования способности к учению у детей с задержкой психического развития, предлагаются методы "Изучения саморегуляции", рекомендации по организации коррекционной работы с детьми ЗПР.
С.Г. Шевченко в своей работе «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» представила современные подходы к организации целостной системы коррекционно-развивающего обучения.
К.С. Лебединской была предложена классификация типов ЗПР по этиопатогенетическому принципу: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения, церебрально-органического происхождения.
Круг исследований в этой области постоянно растёт, расширяется по проблематике. Однако данные исследования ещё не составляют целостной картины нарушений речи у детей с задержкой психического развития.
В ходе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, изучение медицинской и педагогической документации, беседы с детьми, их родителями .
Мной были проведён эксперимент, который опирался на методики:
- О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой «Методика обследования словарного запаса детей»;
- М.А. Поваляева «Методика изучения словарного запаса»;
- И.А. Смирнова «Методика словарного запаса»;
- Н.В. Серебрякова, Л. С Соломаха «Методика изучения активного словарного запаса».
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что дети с ЗПР, которые испытывали трудности в развитии речи, наиболее эффективно применять интегрированное обучение.
Индивидуальный подход способствует более точно опредеделить потребности индивидуально для каждого и соответственно разработать кокретную программу для него.
Поддерживающей среда. В условиях интегрированного обучения дети с ЗПР имеют возможность общаться с другими детьми, что способствует развитию их коммуникативных навыков.
Использование специализированных методик. При интегрированном обучении педагоги могут применять специальные методики и техники, направленные на развитие речи у детей с ЗПР.
Всё это подтверждает, что интегрированное обучение может стать эффективным инструментом в развитии речи у детей с задержкой психического развития, помогая им социализироваться, общаться и успешно интегрироваться в общество.