СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме " Формирование предметных результатов по математике в начальной школе средствами интерактивных проектных задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данное статье раскрывается структура и роль проектных задач в начальной школе как альтернатива проекту на уроках математики. Приводится пример проектной задачи, включающей в себя интерактивные элементы. Авторы статьи поясняют на примерах, как такая система задач будет способствовать формированию предметных результатов различных разделов, изучаемых в 3-4 классах.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме " Формирование предметных результатов по математике в начальной школе средствами интерактивных проектных задач"»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ


FORMATION OF SUBJECT RESULTS IN MATHEMATICS IN ELEMENTARY SCHOOL BY MEANS OF INTERACTIVE PROJECT TASKS


М.Ю. Баранова, Н.Е. Осипова M.Y. Baranova, N.E. Osipova


Математика, начальная школа, проект, проектная задача, интерактивное задание, урок, групповая работа.

В данное статье раскрывается структура и роль проектных задач в начальной школе как альтернатива проекту на уроках математики. Приводится пример проектной задачи, включающей в себя интерактивные элементы. Авторы статьи поясняют на примерах, как такая система задач будет способствовать формированию предметных результатов различных разделов, изучаемых в 3-4 классах.


Math, elementary school, project, project task, interactive task, lesson, group work.

This article reveals the structure and role of project tasks in elementary school as an alternative to the project in mathematics lessons. An example, of a project task involving interactive elements is given. The authors of the article explain by examples, how such a system of tasks will contribute to the formation of the subject results of various sections studied in grades 3-4.


Среди поставленных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) ключевыми являются [1, стр. 1-2]:

  1. освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей;

  2. овладение обучающимися современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни;

  3. становление и развитие личности в её индивидуальности.

Решение поставленных задач особенно актуально для начального звена школьного обучения поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей. Большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики так называемых «непродуктивных» приемов, методов, средств и форм педагогического взаимодействия.

Среди известных направлений педагогических технологий выделяют проектную деятельность, которая, в свою очередь, позволяет работать на указанные в ФГОС НОО цели.

В начальной школе рекомендуют включать в образовательный процесс не проекты, а проектные задачи. Раскроем ключевые отличия.

Таблица 1. Сравнение проекта и проектной задачи

Проект

Проектная задача

Всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Нет указаний, к какой теме, к какому учебному предмету относится, как выполнять то или иное задание

Итогом решения является создание продукта и его представление в рамках устной или письменной презентации.

Итогом решения всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде плана действий, таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

Не представлены все необходимые средства. Обучающиеся сами определяют способы получения информации

Предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для выполнения данных


По мнению А.Б. Воронцова, под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и, в ходе решения которой, происходит качественное изменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер» [2, стр.176]. Поэтому одной из отличительных особенностей проектной задачи является необходимость коллективно-распределительной деятельности учащихся.

Условно этапы организации проектной задачи можем представить в виде следующей модели (см.рис.1):

Рисунок 1. – Структура организации проектной задачи

При выполнении проектной задачи обучающиеся выполняют набор заданий, необходимых для создания итогового продукта. При этом содержание самих заданий будет способствовать формированию предметных результатов.

Приведем пример.

Проектная задача «Мой режим дня» включает в себя ряд заданий, среди которых на одном этапе требуется определить время в пути от дома до школы. Обучающимся предлагается маршрут движения, задан масштаб (см.рис.2), средняя скорость человека.

Рисунок 2. – Изображение для проектной задачи «Мой режим дня»

Обучающиеся выполняют следующие шаги: измеряют с помощью линейки всю длину маршрута, переводят полученные данные в реальные значения с помощью масштаба, вычисляют время в пути. Таким образом, данное задание проектной задачи позволяет работать сразу на 3 предметных результата:

  1. измеряют длину ломаной;

  2. переводят заданные значения на основе указанного масштаба;

  3. вычисляют время (на основе формулы t=S:v).

Это же задание возможно дополнить интерактивными элементами.

Такое изменение, с одной стороны, дополнит и обогатит алгоритм действий, а с другой стороны, усилит прикладной характер задачи. В этом случае получим следующую формулировку рассмотренного задания.

Задание 1. Для того чтобы определить время в пути от дома до школы, воспользуйся картой.

1.1 Для этого перейди по ссылке и выбери адрес дома и школы.

.

1.2 В правом нижнем углу ты найдешь заданный масштаб, а в верхнем левом углу – протяженность маршрута. Вычисли реальное расстояние от дома до школы.

Подсказка. Ты можешь пройти по ссылке и вспомнить, что такое масштаб.

1.3 Определи время в пути (в минутах), если известно, что средняя скорость человека (в возрасте от 6 до 10 лет) – 1 м/с.



Рассмотрим пример № 2.

Проектная задача «Делегация из Франции». Данная задача включает в себя один этап, в котором требуется сделать расчеты по покупке продуктов для приготовления сыра. Необходимо также определить подходящий магазин. Обучающимся дается информация о сыре (см.рис.3) (название, игредиенты, примечания, состав и пр.).

Рисунок 3. - Изображение для проектной задачи «Делегация из Франции»

Обучающиеся выполняют следующие шаги: изучают информацию о сыре, рассчитывают объем продуктов для приготовления сыра, анализируют данные о магазинах для определения наиболее выгодной покупки продуктов.

Таким образом, данное задание позволяет работать сразу 2 предметных результата:

  1. анализируют информацию в виде таблицы;

  2. рассчитывают стоимость (на основе формулы Стоимость=Цена‧Количество)

Это задание можно дополнить интерактивными элементами. Интерактивные элементы дополнят алгоритмы действий, с помощью таких изменений, задание будет интересным и наглядным. В этом случае получим следующую формулировку задания.

Задание 1. Для того чтобы узнать из каких продуктов готовится сыр, воспользуйся ссылкой и просмотри видео.

    1. После просмотра видео составь

перечень продуктов, необходимых для

приготовления сыра.

    1. После составления перечня продуктов проанализируй информацию и ответь, в каком магазине будет выгодней произвести покупку.

1.3 Рассчитай стоимость покупки, опираясь на известную тебе формулу.

Таким образом, проектная задача дает возможность организации взаимодействия детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Учит способу проектирования через специально разработанные задания. Дает возможность посмотреть, как группа обучающихся осуществляет перенос известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.


Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publicаtion.prаvo.gov.ru/ .

  2. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе:
    пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М
    Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б.
    Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 176


БАРАНОВА Марина Юрьевна – преподаватель КГБПОУ «Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького» г. Красноярск; e-mail: [email protected]

ОСИПОВА Наталья Евгеньевна – студент 3 курса КГБПОУ «Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького» г. Красноярск; e-mail: [email protected]