СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Формирование сенсорных эталонов младших школьников с задержкой психического развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Формирование сенсорных эталонов младших школьников с задержкой психического развития"»


Сенькина А.Д.

Студент

ТОГАПОУ

«Педагогический колледж г. Тамбова»

Россия, г. Тамбов


ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования сенсорных эталонов младших школьников с задержкой психического развития. В условиях современного образовательного процесса повышенное внимание уделяется необходимости разработки и внедрения эффективных методов и инструментов, способствующих развитию сенсорного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями. В качестве одного из таких инструментов предложена развивающая доска – бизиборд, которая позволяет эффективно формировать и закреплять сенсорные представления через комплекс игровых и учебных действий.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, задержка психического развития, младший школьный возраст, бизиборд.


Senkina A.D. Student

Tambov Regional State Autonomous

Professional Educational Institution

Pedagogical College

Tambov, Russia


FORMATION OF SENSORY STANDARDS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION


Annotation: the article is devoted to the formation of sensory standards of younger schoolchildren with mental retardation. In the context of the modern educational process, special attention is paid to the need to develop and implement effective methods and tools that promote the development of sensory perception in children with special educational needs. As one of these tools, a bizboard educational board is proposed, which makes it possible to effectively form and consolidate sensory representations through a set of gaming and educational activities.

Keywords: sensory standards, mental retardation, primary school age, bizibord.


Сенсорное развитие является важным для полноценного развития детей. Сенсорное развитие направлено на то, чтобы ребенок мог точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства (цвет, форму, величину, высоту звуков).

Проблемой формирования сенсорных эталонов занимались такие отечественные ученые и исследователи, как: Л.А. Венгер, А. В. Запорожец. Психологические исследования показывают, что без сенсорного развития восприятие младшего школьника остается отрывочным, и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, усвоения знаний и навыков [1].

Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития освещены в психологической литературе достаточно широко. Проблемами обучения таких детей занимались следующие ученые: В. М. Астапов, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М. С. Певзнер [5].

С точки зрения В.И. Лубовского: «… одним из характерных проявлений задержки психического развития отмечается недоразвитие восприятия, которое, как правило, выражается в неспособности выстроить целостный образ. У ребенка с задержкой психического развития вызывает трудности узнать знакомые ему объекты в новом ракурсе» [3].

На фоне общего развития сенсорное восприятие важно для младших школьников с задержкой психического развития. Оно имеет свои особенности: отсутствует этап обдумывания, возникают сложности при обследовании предметов, выделении нужных свойств, а их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове.

Э.Я. Удалова рассматривала процесс сенсорного развития ребенка с ЗПР, как развитие умственных способностей, а также как совершенствование практической деятельности. Высшим проявлением деятельности таких детей остается игра, поэтому современная система образования подразумевает использование не только традиционных игр, но и нетрадиционных, например, развивающей доски бизиборд [1].

Следует отметить, сенсорное развитие, с одной стороны, - это фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время недостаточно освещается именно специфика сенсорного развития младших школьников с задержкой психического развития [4].

Цель исследования – экспериментально проверить возможность использования развивающей доски бизиборд в формировании представлений о сенсорных эталонах у младших школьников с задержкой психического развития.

Бизиборд – специальная доска для обучения и развития ребенка, на которой расположены различные предметы и элементы, способствующие обогащению чувственного опыта через работу с анализаторами. Дидактические игры, направленные на поэтапное формирование сенсорных эталонов, развитие познавательных процессов, речи, мелкой моторики, могут быть представлены на поверхности бизиборда [2].

Следовательно, процесс формирования сенсорных эталонов у обучающихся с ЗПР имеет свои особенности: работа строится в несколько этапов и реализуется в единстве практической и мыслительной деятельности; должны проводиться наблюдения; сенсорные представления усваиваются в неразрывной связи между эталонами. Большему успеху в познании сенсорных эталонов способствует применение игровых технологий, одной из которых является бизиборд.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.– М: Просвещение, 2008 г. – 144 с.

  2. Жукова О.С. Развивающие игры для будущих первоклассников. – М: Астрель, 2014. – 96 с.

  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – М: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.

  4. Миронова О.В. Формирование сенсорных эталонов у младших школьников через дидактические игры. Молодой ученый, 2019. - №35 (273). – С. 138-143.

  5. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2006. – 272 с.






1