Финогенова О.А., учитель математики
ГБОУ школа № 34 Невского района
Санкт-Петербурга
Формы и методы работы классного руководителя с семьей, с целью усиления педагогического воздействия на ребёнка.
«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы.»
Л. Камиль.
Классный руководитель является организатором воспитательной работы в классе. Он объединяет воспитательные усилия учителей, родителей, общественности. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, таким образом воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора. Необходимость организации работы с семьями исходит не из обязанности родителей оказывать какую-либо помощь школе, а из стремления обеспечить гармоничное индивидуальное развитие каждого школьника. Классный руководитель более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики, права. Используя педагогический такт классный руководитель берет на себя роль советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо ориентироваться на потребности, особенности родителей, особенности семейного воспитания.
Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.
В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:
Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.
Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию. И начинать свою деятельность классному руководителю следует с составления социального паспорта класса и индивидуальной карты работы с семьей, что уже является первичной диагностикой семьи ученика.
Основными формами работы классного руководителя с семьёй являются групповые и индивидуальные.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
К индивидуальным формам работы с семьёй можно отнести такие, как:
– беседа;
– консультация;
– посещение семьи.
Классный руководитель должен помнить, что к любой беседе, консультации (которые должны быть заранее обговорены и спланированы) нужно готовиться.
Посещение семьи, такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенности и специфики ситуации.
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ
К групповым формам работы можно отнести:
-Родительское собрание. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагога на родительских собраниях. Монолог учителя на родительском собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникших или возникающих проблем.
Активными формами взаимодействия могут быть:
-Конференция.
-Вечер вопросов и ответов.
-Диспут.
-Встреча (с учителями, администрацией, специалистами: медиками, психологами, юристами).
-Вовлечение в работу школы и класса.
В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося. К ним можно отнести следующие формы:
Родительские вечера;
Родительские чтения;
День открытых дверей;
Индивидуальные консультации;
Родительский лекторий;
Групповые консультации;
Тематические консультации;
Ведение тетрадей общения;
Внеклассные мероприятия с участием родителей;
Тренинги;
Родительские собрания с участием детей;
Тематические мероприяти, проводимые родителями.
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает: – обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей.
Из опыта работы.
Начиная с первого собрания, я стараюсь добиться максимальной посещаемости родителей.
С первого же собрания стараюсь формировать у родителей позитивное отношение к школе нужно, особенно перед детьми, проявлять к ней уважение, уважительно отзываться о тех, кто обучает наших детей, обсуждать проблемы, возникающие у ребенка в школе конструктивно, вести поиск их разрешения, проявлять заинтересованность в том, что с детьми происходит в школе, оказывать посильную помощь.
На первом собрании мы обычно формируем родительский комитет. Обсуждается план работы класса. Я стараюсь прислушиваться к пожеланиям родителей. Обсуждаем, как мы будем проводить праздники, что мы вместе можем сделать в каникулы, какие темы классных часов. И здесь же необходимо выяснить, какую помощь во всем этом могут оказать сами родители.
Уже со второго собрания я стараюсь не забывать говорить родителям спасибо за их помощь в нашей работе, за их активную позицию, за их внимание к детям, за сотрудничество с классным руководителем. А в конце года обязательно самым активным родителям пишу благодарственные письма. Причем благодарности заслуживает любой родитель, который хоть раз что-то сделал для класса. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Я обязательно знакомлю родителей с перспективной успеваемостью их детей. Приятно отметить, что родители ждут появления листочка с текущими или предварительными оценками, ведь они видят реальную картину успеваемости их ребенка.
После просмотра этих листов родители знают, с каким учителем им необходимо пообщаться и на какие предметы необходимо обратить особое внимание.
К воспитательной работе в классе стараюсь привлекать родителей.
Внеклассные мероприятия, проводимые родителями, или вместе с родителями, всегда проходят «на ура». Детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители могут участвовать в организации мероприятий, могут выполнять порученную работу (оформление газет, выполнение поделок и т.д.). Очень нравится и родителям, и детям совместно участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, родительских вечерах. Родители могут проявлять инициативу и сами организовывать развлекательные мероприятия.
В течение 3-х последних лет 2 раза в год мы проводили родительские вечера с детьми, которые объединяла одна тема – Именины. На всех вечерах присутствовали родители, не все, но родители именинников были. И всегда только с позитивным настроением уходили родители и дети с этих вечеров, так как общение удавалось.
Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.
Инициатива и выбор алгоритма разрешения возникающих противоречий должны принадлежать педагогу как более профессионально подготовленному субъекту педагогического процесса.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми.
Литература:
Научно-методический журнал "Классный руководитель" №3. Виды приглашений на родительские собрания. – М.: Педагогический поиск, 2003. – 111 с.
Научно-методический журнал "Классный руководитель" №4. Тесты для пап и мам. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 117 с.
Научно-методический журнал "Классный руководитель" №6. Формы взаимодействия педагогов и родителей. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 109 с.
Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 144 с.
4