Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания.
Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека.
Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания включения школьников в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
В основе краеведческой работы лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Память о прошлом - источник чувства гражданственности. Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют учащимся по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории. Память о прошлом - источник чувства гражданственности и патриотизма.
Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Я, как учитель истории, отдаю отчет в значении краеведения для воспитания школьников и провожу работу по приобщению учащихся к изучению истории родного края. В курсе изучения истории России, провожу уроки по историческому краеведению: урок истории для 9 класса «Экономика Хабаровского края в годы Великой Отечественной войны», урок истории для 11 класса «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад Хабаровского края в победу советского народа над фашистской Германией», « Наш край в годы гражданской войны». Успешно проводится внеклассная работа по краеведению. Много лет действует кружок «Русичи». Ребята ведут переписку с ветеранами войны, оформляют школьный музей, в котором проводятся уроки по истории края, классные часы.( См. Приложение №1,классный час « Афганистан живая память»).
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д. Оптимальным решением построения целостной системы историко-краеведческого образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика.
Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Поэтому необходимо включение музеев в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, которая, используя музейные формы коммуникации, может и должна оказать существенное влияние на воспитание детей. Поэтому, в своей педагогической деятельности использую регулярные экскурссии в музей. Мои ученики с большим удовольствием посещают Военно- исторический музей КДВО, краеведческий музей имени Гродекова, панораму «Волочаевская битва» и школьный музей « Истории Красной речки и школы».
Давно известно, что любое государство можно победить без оружия - для этого достаточно забыть историю, разорвать связь поколений, внедрить чужую культуру и опорочить армию. Наша задача - не забыть, «незамолчать», не предать Великого подвига нашего народа.
Краеведческая работа дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Героя Российской Федерации В.Н.Шатова
Конкурс
« Афганистан – живая память»
Руководитель: Янчарук Вера Павловна,
учитель истории и обществознания;
тел.89144251664
Хабаровск
2018г.
Афганистан - живая память.
Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
На сегодняшний день уделяется мало внимания локальным конфликтам 20 века, учащиеся мало знают о них, не могут объяснить почему они происходили. Кроме того, изучение истории Отечества необходимо для того, чтобы извлечь из нее серьезные уроки, которые должны оградить наше общество от многих ошибок, допущенных в те годы.
Также в связи с последними событиями, историю начали переписывать, забывать события, унесшие тысячи жизней, обесценивать подвиги героев… Но нельзя никогда забывать свою историю, нельзя забывать советских героев, ведь война – это самая страшная катастрофа...
В этих условиях на первый план в воспитании подрастающего поколения выходят вопросы развития гражданской ответственности, патриотизма, любви к Родине, возросла и необходимость воспитания у подростков ответственного отношения к своей судьбе и жизни других россиян. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания, то есть в воспитательной системе, обеспечивающей активную субъектную включенность детей в различные формы, развивающую их опыт гражданского поведения и выращивания патриотических убеждений
С подростками 10-11 лет очень важно проводить военно-патриотические мероприятия, ведь формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается, взращивания у молодого поколения целеустремленной гражданственности, веры в Отчизну и уважение к национальным приоритетам.
Цели: воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса к истории прошлого столетия; привитие уважения к старшему поколению; расширение кругозора учащихся; духовное обогащение учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.
Задачи мероприятия:
- создание условий для воспитания у обучающихся чувства патриотизма;
- привлечение обучающихся к внеурочной деятельности;
- совместное участие взрослых и детей в мероприятии.
Категории участников:
обучающиеся 6-11 классов,
Режиссерский замысел:
использовать в мероприятии показ слайдов;
привлечь к участию в мероприятии преподавателей
показать участникам необходимость и важность таких мероприятий.
Оборудование: комплект мультимедийного оборудования.
Ход классного часа.
На фоне мелодии Я. Никитина «Вальс дождя»
Чтец 1:
Вчера мальчишки выпускной гуляли,
Ломился стол от всяческих сластей.
И в ночь подруги им судьбу гадали,
И нагадали тысячу путей.
Но выпала всем дальняя дорога
в чужую неизвестную страну.
И не нашлось другой судьбы у Бога,
Чем эта - через страшную войну!
Чтец 2:
И им пришлось испить ее до края
И, обманув в письме отца и мать,
Мол, не на бой - «по делу» вылетаем
В жестокой сече к смерти привыкать.
Их уносили «Черные тюльпаны»,
Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...
За землю предков дрались там душманы.
А мы за что? Никто не даст ответ.
Чтец 3:
И вот вернулись к нам мальчишки. Поседели.
У сердца - боевые ордена.
И шрамы - как отметины - на теле.
И в душах - не кончается война.
И в снах - опять восстанет из могилы
Тот, на твоих глазах погибший друг.
И не найдется в целом мире силы,
Чтоб разорвать порочный этот круг!
Чтец 1: ( слайд 1, 2,3).
Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что ещё живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
На фоне мелодии Андрея Данилко « После тебя» ( слайд 3)
Ведущий 1: Каждый человек испытывает чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии ,а через нее и чести Отечества. Примером мужества и героизма стали подвиги советских солдат и офицеров во время афганской войны. Сегодня мы собрались, чтобы почтить память павших бойцов: солдат и офицеров, чьих – то сыновей, отцов, братьев и отдать дань уважения мужеству и героизму выживший в этой жестокой суровой войне.
Ведущий 2: 27 апреля 1978 года в Афганистане произошел военный переворот. В результате переворота был свергнут и убит Даур, что явилось прологом многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане долгих 10 лет. 12 декабря на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение – ввести советские войска в Афганистан. А 25 декабря 1979 года в 15-00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через два часа.( звук бомбежки)
Чтец: Первый взрыв, первый крик
Первый мертвый пацан,
И душевный надрыв,
И горящий Коран,
Налетела броня,
Вертолетов стена
Вновь эрессы пошли
Все с собой хороня.
Чтец: Все погибло в огне,
Стерт фугасом аул,
Бьется ярость во мне
Жаждет крови Кабул.
Искалечен навек,
Не один человек. ( включить мелодию «После тебя» А.Данилко)
Чтец: Афганистан!
Это плен и позор,
Смерть и страх сыновей
Афганистан!
Это слезы, мольба
Жен, отцов, матерей
Афганистан!
Это гордость за тех
Кто презрев пули свист,
Не дожил
Афганистан!
Это скорбь и беда
Это траур не нужных могил.
Ведущий1: Трудной была война… Душманы получили и освоили новейшее вооружение, вплоть до ракетных установок. А восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахетов: убить и надругаться над трупом считалось особой доблестью. Для них шурави были не только чужеземцами, они были врагами свято веры и война с ними считалась священной.
Ведущий 2: Наши солдаты оказались окруженными со всех сторон, ненавидящими их афганцами. Удар можно было ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок. Но они не сдавались!
Чтец: Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе
Есть великое право: забывать о себе
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.
Ведущий1: Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма. Которые отражают их чувства, мысли. ( Слайд 6) (музыка не звучит).
Чтец: Бобров Евгений Петрович: « Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно, нужно кипятить. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой…» Ему осталось жить чуть больше месяца.
Чтец: Казаков Анатолий Евгеньевич : «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра убываем в Афганистан…» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.
Чтец: Грядушкин Сергей Анатольевич: « Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на два года.Зря не волнуйся за меня и я обязательно приеду. Крепко, крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14 марта 1981 года, а на слудующий день он погиб.
Чтец: Гамченко Сергей Владимирович: «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!». В Афган он прибыл 20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо, а 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.
Песня « Письмо к матери».
Чтец: Что случилось и как?
Матерям нет ответа!
Сына нет. Все, что есть,-
Неизвестность и боль
И летит над землею
Не первое лето
С той поры, как ушел он
В последний свой бой.
Чтец: Что с ним? Где он?
Погиб на крутом перевале,
Где свинец не щадил
Ни чужих ни своих
Или плена оковы солдата
Сковали
И не может он вырваться
Долго из них.
Чтец: Где вы, парни, что в письмах
Прийти обещали?
Если живы, вернитесь!
Вернитесь скорей!
Лишь молчанье в ответ
И морщины печали
Старят лица сраженных
Войной матерей… ( минута молчания )
Стихотворение « Памяти погибших в Афганистане».
Чтец: Простите те, кому мы не успели
Сказать слова о трепетной любви
За то, что на горячий снег осели,
Захлебываясь в собственной крови.
Простите нас, распластанных на скалах,
Разорванных осколками гранат,
Вписавших в вашу память кровью алой
Черты навеки молодых солдат
Простите нас, что мы уже не с вами
И что приходим только лишь во сне.
И не травите горькими словами
Ребят, что уцелели на войне.
Песня « Довоюй родной» в исполнении Веры Вячеславовны.
Ведущий2: Это была своеобразная война, и мы оказались в ней лишними. Наши солдаты и офицеры расплачивались за недальновидность советского правительства. Наконец 15 февраля 1989 года стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров. Начался вывод советских войск из этой войны.
Слайд 4,5.
Стихотворение « Ты мне снишься Афган»
Чтец: Ты мне снишься ночами Афган
Хоть прошло долгих 29 лет…
Я давно не сопливый пацан,
Только твой не истерся след
След от пота, что ест глаза
След от пули, когда стрельба
След, когда по щеке – слеза
След, что люди зовут судьба.
Злость прошла на своих врагов
Боль притупилась старых ран…
Не успел я отдать долгов,
Только помню тебя Афган.
Ведущий 1: Итог этой войны печален. Через афганскую мясорубку прошли сотни тысяч советских солдат. Более 30.000 остались инвалидами. Более 15 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: « Мама, я пришел…».
Слайд 12.
Песня « Помяни нас Россия». ( участники держат свечи…… ).
На этом наш классный час окончен. Благодарим за внимание.
Песня « Письмо к матери».
Слова: Ю. Слатов Музыка: Ю. Слатов
Здравствуй, Мама !
Я опять пишу письмо
Здравствуй, Мама !
Все как прежде хорошо
Все нормально, светит солнце
Над горой встает туман
Знаешь, мама, здесь не страшно
Просто здесь Афганистан
Как там наши?
Я во сне всех видел вас
Как сестренка?
Перешла-ль в четвертый класс?
Ты бы, мама, Ольгу в гости
К нам почаще бы звала
И скажи ей, что вернусь я
Чтоб она меня ждала
Мать читает, а в глазах стоит туман
Мать читает, все здесь правда, что - обман
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - листик этого письма
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"
Лишь вчера с осенним ветром
Ворвалась беда в окно
А сегодня, на рассвете
Почтальон принес письмо
В нем живой он, он смеется
И так хочет долго жить
Здравствуй, Мама!
Здравствуй, Вечность
Мы не в праве их забыть
Помяни нас, Россия
Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу
Перед тем, как сойдешься за праздничный стол,
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных в скальную твердь,
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды,
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас, Россия в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя,
Мы оставшимся помнить и жить обещали,
Жить, как коротко прожили мы для тебя
ПЕСНЯ ЖЕНЩИНЫ (Довоюй родной)
Муз Е.Птичкина, сл.Р.Рожденственского
На плече твоем до зари лежать,
О любви шептать ночью вешнею,
Сыновей рожать, дочерей рожать -
Исполнять свое дело
вечное
Припев.:
Довоюй, родной! Дотерпи, родной!
Не давай вздохнуть злому ворогу!
Мы за вас горой, вы за нас стеной,
Все у нас с тобой нынче поровну!.
Как мы держимся - у людей спроси..
Подсчитают пусть люди добрые,
Сколько баб теперь на большой Руси
До замужества стали вдовами
Припев.
Я бы выпила, да запал не тот,
Я сплясала бы, да не хочется.
Это жизнь идет, и война идет.
Неизвестно, что раньше кончится...