СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме Краеведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена  использование краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме Краеведение»

Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории.

В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания.

Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека.

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания включения школьников в общественную жизнь является краеведческая работа. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В основе краеведческой работы лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Память о прошлом - источник чувства гражданственности. Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют учащимся по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминания ветеранов, записанные на встрече с ними, каждая чудом уцелевшая фотография помогают бороться с равнодушием к родной истории. Память о прошлом - источник чувства гражданственности и патриотизма.

Героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Я, как учитель истории, отдаю отчет в значении краеведения для воспитания школьников и провожу работу по приобщению учащихся к изучению истории родного края. В курсе изучения истории России, провожу уроки по историческому краеведению: урок истории для 9 класса «Экономика Хабаровского края в годы Великой Отечественной войны», урок истории для 11 класса «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад Хабаровского края в победу советского народа над фашистской Германией», « Наш край в годы гражданской войны». Успешно проводится внеклассная работа по краеведению. Много лет действует кружок «Русичи». Ребята ведут переписку с ветеранами войны, оформляют школьный музей, в котором проводятся уроки по истории края, классные часы.( См. Приложение №1,классный час « Афганистан живая память»).

Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в историческом краеведении, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д. Оптимальным решением построения целостной системы историко-краеведческого образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика.

Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Поэтому необходимо включение музеев в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, которая, используя музейные формы коммуникации, может и должна оказать существенное влияние на воспитание детей. Поэтому, в своей педагогической деятельности использую регулярные экскурссии в музей. Мои ученики с большим удовольствием посещают Военно- исторический музей КДВО, краеведческий музей имени Гродекова, панораму «Волочаевская битва» и школьный музей « Истории Красной речки и школы».

Давно известно, что любое государство можно победить без оружия - для этого достаточно забыть историю, разорвать связь поколений, внедрить чужую культуру и опорочить армию. Наша задача - не забыть, «незамолчать», не предать Великого подвига нашего народа.

Краеведческая работа дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом.





















Приложение 1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Героя Российской Федерации В.Н.Шатова



Конкурс


« Афганистан – живая память»








Руководитель: Янчарук Вера Павловна,

учитель истории и обществознания;

тел.89144251664




Хабаровск

2018г.

Афганистан - живая память.

Пояснительная записка

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

На сегодняшний день уделяется мало внимания локальным конфликтам 20 века, учащиеся мало знают о них, не могут объяснить почему они происходили. Кроме того, изучение истории Отечества необходимо для того, чтобы извлечь из нее серьезные уроки, которые должны оградить наше общество от многих ошибок, допущенных в те годы.
Также в связи с последними событиями, историю начали переписывать, забывать события, унесшие тысячи жизней, обесценивать подвиги героев… Но нельзя никогда забывать свою историю, нельзя забывать советских героев, ведь война – это самая страшная катастрофа...

В этих условиях на первый план в воспитании подрастающего поколения выходят вопросы развития гражданской ответственности, патриотизма, любви к Родине, возросла и необходимость воспитания у подростков ответственного отношения к своей судьбе и жизни других россиян. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания, то есть в воспитательной системе, обеспечивающей активную субъектную включенность детей в различные формы, развивающую их опыт гражданского поведения и выращивания патриотических убеждений

С подростками 10-11 лет очень важно проводить военно-патриотические мероприятия, ведь формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается, взращивания у молодого поколения целеустремленной гражданственности, веры в Отчизну и уважение к национальным приоритетам.

Цели: воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса к истории прошлого столетия; привитие уважения к старшему поколению; расширение кругозора учащихся; духовное обогащение учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.

Задачи мероприятия:

- создание условий для воспитания у обучающихся чувства патриотизма;

- привлечение обучающихся к внеурочной деятельности;

- совместное участие взрослых и детей в мероприятии.


Категории участников:

обучающиеся 6-11 классов,


Режиссерский замысел:

использовать в мероприятии показ слайдов;

привлечь к участию в мероприятии преподавателей

показать участникам необходимость и важность таких мероприятий.


Оборудование: комплект мультимедийного оборудования.


Ход классного часа.

На фоне мелодии Я. Никитина «Вальс дождя»

Чтец 1:

Вчера мальчишки выпускной гуляли,

Ломился стол от всяческих сластей.

И в ночь подруги им судьбу гадали,

И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога

в чужую неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога,

Чем эта - через страшную войну!

Чтец 2:

И им пришлось испить ее до края

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»,

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы.

А мы за что? Никто не даст ответ.

Чтец 3:

И вот вернулись к нам мальчишки. Поседели.

У сердца - боевые ордена.

И шрамы - как отметины - на теле.

И в душах - не кончается война.

И в снах - опять восстанет из могилы

Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы,

Чтоб разорвать порочный этот круг!


Чтец 1: ( слайд 1, 2,3).

Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая память, потому что ещё живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

На фоне мелодии Андрея Данилко « После тебя» ( слайд 3)

Ведущий 1: Каждый человек испытывает чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии ,а через нее и чести Отечества. Примером мужества и героизма стали подвиги советских солдат и офицеров во время афганской войны. Сегодня мы собрались, чтобы почтить память павших бойцов: солдат и офицеров, чьих – то сыновей, отцов, братьев и отдать дань уважения мужеству и героизму выживший в этой жестокой суровой войне.


Ведущий 2: 27 апреля 1978 года в Афганистане произошел военный переворот. В результате переворота был свергнут и убит Даур, что явилось прологом многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане долгих 10 лет. 12 декабря на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение – ввести советские войска в Афганистан. А 25 декабря 1979 года в 15-00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через два часа.( звук бомбежки)

Чтец: Первый взрыв, первый крик

Первый мертвый пацан,

И душевный надрыв,

И горящий Коран,

Налетела броня,

Вертолетов стена

Вновь эрессы пошли

Все с собой хороня.

Чтец: Все погибло в огне,

Стерт фугасом аул,

Бьется ярость во мне

Жаждет крови Кабул.

Искалечен навек,

Не один человек. ( включить мелодию «После тебя» А.Данилко)


Чтец: Афганистан!

Это плен и позор,

Смерть и страх сыновей

Афганистан!

Это слезы, мольба

Жен, отцов, матерей

Афганистан!

Это гордость за тех

Кто презрев пули свист,

Не дожил

Афганистан!

Это скорбь и беда

Это траур не нужных могил.

Ведущий1: Трудной была война… Душманы получили и освоили новейшее вооружение, вплоть до ракетных установок. А восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахетов: убить и надругаться над трупом считалось особой доблестью. Для них шурави были не только чужеземцами, они были врагами свято веры и война с ними считалась священной.

Ведущий 2: Наши солдаты оказались окруженными со всех сторон, ненавидящими их афганцами. Удар можно было ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок. Но они не сдавались!

Чтец: Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе

Есть великое право: забывать о себе

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть.

Ведущий1: Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма. Которые отражают их чувства, мысли. ( Слайд 6) (музыка не звучит).

Чтец: Бобров Евгений Петрович: « Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно, нужно кипятить. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой…» Ему осталось жить чуть больше месяца.

Чтец: Казаков Анатолий Евгеньевич : «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра убываем в Афганистан…» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

Чтец: Грядушкин Сергей Анатольевич: « Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на два года.Зря не волнуйся за меня и я обязательно приеду. Крепко, крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14 марта 1981 года, а на слудующий день он погиб.

Чтец: Гамченко Сергей Владимирович: «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!». В Афган он прибыл 20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо, а 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.

Песня « Письмо к матери».

Чтец: Что случилось и как?

Матерям нет ответа!

Сына нет. Все, что есть,-

Неизвестность и боль

И летит над землею

Не первое лето

С той поры, как ушел он

В последний свой бой.

Чтец: Что с ним? Где он?

Погиб на крутом перевале,

Где свинец не щадил

Ни чужих ни своих

Или плена оковы солдата

Сковали

И не может он вырваться

Долго из них.

Чтец: Где вы, парни, что в письмах

Прийти обещали?

Если живы, вернитесь!

Вернитесь скорей!

Лишь молчанье в ответ

И морщины печали

Старят лица сраженных

Войной матерей… ( минута молчания )

Стихотворение « Памяти погибших в Афганистане».

Чтец: Простите те, кому мы не успели

Сказать слова о трепетной любви

За то, что на горячий снег осели,

Захлебываясь в собственной крови.

Простите нас, распластанных на скалах,

Разорванных осколками гранат,

Вписавших в вашу память кровью алой

Черты навеки молодых солдат

Простите нас, что мы уже не с вами

И что приходим только лишь во сне.

И не травите горькими словами

Ребят, что уцелели на войне.


Песня « Довоюй родной» в исполнении Веры Вячеславовны.

Ведущий2: Это была своеобразная война, и мы оказались в ней лишними. Наши солдаты и офицеры расплачивались за недальновидность советского правительства. Наконец 15 февраля 1989 года стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров. Начался вывод советских войск из этой войны.

Слайд 4,5.

Стихотворение « Ты мне снишься Афган»

Чтец: Ты мне снишься ночами Афган

Хоть прошло долгих 29 лет…

Я давно не сопливый пацан,

Только твой не истерся след

След от пота, что ест глаза

След от пули, когда стрельба

След, когда по щеке – слеза

След, что люди зовут судьба.

Злость прошла на своих врагов

Боль притупилась старых ран…

Не успел я отдать долгов,

Только помню тебя Афган.

Ведущий 1: Итог этой войны печален. Через афганскую мясорубку прошли сотни тысяч советских солдат. Более 30.000 остались инвалидами. Более 15 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: « Мама, я пришел…».

Слайд 12.

Песня « Помяни нас Россия». ( участники держат свечи…… ).

На этом наш классный час окончен. Благодарим за внимание.


Песня « Письмо к матери».

Слова: Ю. Слатов Музыка: Ю. Слатов

Здравствуй, Мама !
Я опять пишу письмо
Здравствуй, Мама !
Все как прежде хорошо
Все нормально, светит солнце
Над горой встает туман
Знаешь, мама, здесь не страшно
Просто здесь Афганистан
Как там наши?
Я во сне всех видел вас
Как сестренка?
Перешла-ль в четвертый класс?

Ты бы, мама, Ольгу в гости
К нам почаще бы звала
И скажи ей, что вернусь я
Чтоб она меня ждала

Мать читает, а в глазах стоит туман
Мать читает, все здесь правда, что - обман
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - листик этого письма
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"
Лишь вчера с осенним ветром
Ворвалась беда в окно
А сегодня, на рассвете
Почтальон принес письмо

В нем живой он, он смеется
И так хочет долго жить
Здравствуй, Мама!
Здравствуй, Вечность
Мы не в праве их забыть


Помяни нас, Россия


Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу

Перед тем, как сойдешься за праздничный стол,

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,

Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.


Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,

Пулеметами врезанных в скальную твердь,

Запиши нас в историю горестной былью

И рубцом материнское сердце отметь.


Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна, без воды,

Отмеряющих жизнь от привала к привалу,

От звезды до звезды, от беды до беды.


Помяни нас, Россия в извечной печали,

Златорусую косу свою расплетя,

Мы оставшимся помнить и жить обещали,

Жить, как коротко прожили мы для тебя




ПЕСНЯ ЖЕНЩИНЫ (Довоюй родной)

Муз Е.Птичкина, сл.Р.Рожденственского


На плече твоем до зари лежать,

О любви шептать ночью вешнею,

Сыновей рожать, дочерей рожать -

Исполнять свое дело

вечное


Припев.:


Довоюй, родной! Дотерпи, родной!

Не давай вздохнуть злому ворогу!

Мы за вас горой, вы за нас стеной,

Все у нас с тобой нынче поровну!.


Как мы держимся - у людей спроси..

Подсчитают пусть люди добрые,

Сколько баб теперь на большой Руси

До замужества стали вдовами


Припев.


Я бы выпила, да запал не тот,

Я сплясала бы, да не хочется.

Это жизнь идет, и война идет.

Неизвестно, что раньше кончится...





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!