Статья по теме:
«Краеведение – одна из форм воспитания духовно - нравственной личности.
Черноок Людмила Алексеевна
Учитель истории и обществознания, ОРКСЭ.
МБОУ «Фоминская СОШ» Называевского района, Омской области.
Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме краеведения на уроке и во внеурочной деятельности, как одной из форм воспитания духовно – нравственной личности. Мы, педагоги, приходим к выводу, что учащиеся мало знают о своей малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим, не познают красоты родной природы, не интересуются достопримечательностями своего района, посёлка. А столько всего нового и интересного можно найти, узнать, вспомнить!
Для чего же следует изучать свой родной край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал в школе? Вопросов очень много. И надо находить верные решения, работать в этом направлении, искать ответы на поставленные вопросы. Для этого есть все условия.
Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внешкольная и внеклассная воспитательная работа. А воспитательные мероприятия – это мощный инструмент в руках педагога.
И такие мероприятия, уроки надо начинать проводить с начальных классов. Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города или поселка, села или малой деревни, как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата.
В пятых – шестых классах в нашей школе («Фоминская СОШ») ведется кружок «Люби и знай Называевский край». Кружок - это одна из форм дополнительного образования. А кружок о родном крае, о милой сердцу земле – это здорово, это прекрасно!
Ребята с большим воодушевлением занимаются сбором и обработкой информации по Называевскому краю, своей деревни Фомихи. Мы участвовали в районном конкурсе «Люби и знай Называевский край». Одна из номинаций – создание видеоролика. И мы создали видеоклип о красоте родной природы. Подобрали лиричное музыкальное сопровождение (песни группы Любэ и Родине, песни Валентины Толкуновой). Эта музыка за душу берёт, пробивает до слёз, заставляет сердце биться чаще! И у ребят слёзы наворачивались от того, что они причастны к истории родного края, что это именно они являются частицей этой истории. Из своих архивов дети использовали фотографии на тему природы. Любят фотографировать небо: ночное и днём; снежные просторы; покрытые инеем русские берёзки; зелёные поля и луга, покосы, закаты и восходы; заходящее солнце, ночную луну. И прикоснуться к прекрасному…
Я, как руководитель, была приятно удивлена, что наши ребята заинтересовались историей родного края, любят природу, с энтузиазмом рассказывают, где и что они фотографировали.
Мы ходили по селу, дети с радостью делали фотографии местного пейзажа, фотографию памятника «Неизвестному солдату». А ещё, дети решили заняться поиском информации о создании памятника, стоящего в центре села. И этот факт говорит о том, что чувство патриотизма присуще детям, любовь к земле, на которой жили наши предки, защищали в годы Великой Отечественной войны, не щадили жизней своих. И отстояли, и победили! И мы обязаны это помнить!
Ребята много беседовали с местными жителями, со старожилами, с ветеранами войны, с тружениками тыла. Им интересно было слушать бабушек и дедушек, которые рассказывали историю села, края, историю своей трудной послевоенной жизни. И эти люди не потеряли чувство уверенности в завтрашнем дне, не растеряли чувство достоинства и чести, любовь к ближнему, не зачерствели их души!
Дети записывали столь интересные и увлекательные истории жизни своих односельчан. И глаза их блестели от слёз. И чувство безграничной благодарности переполняло детские сердца.
Краеведение – это знание о родном крае. Но не каждое новое знание делает человека более культурным. Человека делают культурным поистине человеческие качества: милосердие, душевная доброта, сострадание, забота, бескорыстная дружба, преданность, верность! Человек должен жить памятью, чтить и помнить историю. Иначе, истории просто не будет.
Таким образом, возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с духовно - нравственным воспитанием, формированием у них гражданско - патриотических качеств и национального самосознания.
Я уверена, что наши ребята – это достойное будущее нашей страны, поколение патриотов и защитников нашей необъятной Родины. Это огромный потенциал страны. Наша защита и гордость!