Методика преподавания математики с использованием этнокультурного компонента
Автор: Андреева В.Н., учитель математики МОБУ СОШ №18, [email protected]
Глобализация, прогресс и высокие технологии задают вектор развитию науки современного мира. Однако прогрессивный мир не должен забывать о важности этнической самобытности и идентификации себя со своим народом, так как богатство цивилизации и национальных культур, обрядов и традиций, все разнообразие языков является большой ценностью, которое имеет человечество. Главной целью общества и современного педагога будет приумножение и сохранение этнокультурного наследия для будущих поколений. В нормативно-правовых документах федерального и республиканского уровней ярко подчеркивается данная цель.
2022 год ознаменовали годом культурного наследия народов страны в целях сохранения традиций, памятников истории и этнокультурного многообразия, что в образовании может углубиться в содержании регионального компонента. Именно школа является центром призванным отвечать потребностям нации, отражающим духовно-нравственные ориентиры, менталитет, историческую и культурную ценность этноса. Этнокультурный компонент является частью федерального государственного стандарта, задачами которого являются формирование сознательного отношения к близкому окружению и воспитания патриотов родного края.
Сегодня перед школой стоит сложная задача – воспитать не только творческого человека, патриота, но и всесторонне-развитую личность, обладающую как мягкими навыками, так и функциональной грамотностью. Математика всегда являлась средством познания и законов природы и бытия. Грамотное сочетание практико-ориентированных математических заданий, основанных на жизненном опыте, и этнокультурный компонент, могло бы стать эффективным средством осознания обучающимися окружающего мира.
В становлении интеллектуально-развитой личности в современных школах для анализа и контроля эффективности образовательной программы по предметам рекомендованы к проведению ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, которые в себе содержат практико-ориентированные задания, но без учета этнокультурного компонента. Для решения вопроса по более качественному выполнению подобных заданий обучающимися, можно составлять аналогичные задачи, опираясь на национальные особенности региона проживания, так как данный компонент помогает ученикам лучше воспринимать информацию и создает ситуацию успеха.
На примере, можно рассмотреть созданный элемент урока математики «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» на основе эпоса олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». Он в себе содержит метод проектов, который включает в себя приемы:
Видеосюжет «Ньургун Боотур Стремительный»;
Информация на фигурках лошадь, чороон и кытыйа;
Прием «Волшебный квадрат»;
Ориентирование на местности с помощью карты пути Ньургун Боотура;
Тематическая валеоминутка, направленная на предупреждение утомления, нарушения осанки. Во время валеоминутки дети повторяют тему «Дроби»;
Этнотворчество из якутских узоров;
Прием формативной рефлексии со знакомством с якутской посуды: чороон, ыа5ас, кытыйа.
Практические задания урока, если рассматривать последовательно, то содержат в себе следующую смысловую нагрузку. «Волшебный квадрат», который используется в устном счете, отражает символически важные цифры для народов саха. Следовательно, лучше воспринимаются обучающимися. Кроме того, вся система урока построена на форме работы квест по трем мифическим мирам эпоса олонхо. В практической части заданий, связанных с ориентированием на карте, опознанием условных знаков, формулами пути, правилами сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, накладывается история Ньургун Бооотура, которая требует смыслового чтения и умения опознавать разновидности построек народов севера. При решении заданий на обобщение и систематизацию знаний применяется энтотворчество из якутских узоров, к примеру, полученные ответы находят на обратной стороне узоров и прикрепляют к коновязи, которое помогает провести формативное оценивание, а результаты приводят обучающихся к суммативной оценке. Формативное оценивание также отражается в демонстрации широкого диапазона знаний своей культуры, так как ученикам необходимо распределить элементы трех миров по различным видам национальной посуды, знакомым с детства. Такая задача является посильной и интересной практически для всех, потому что является частью быта.
При изучении уроков рабочей программы среди пятых классов отобраны две группы, контрольная и экспериментальная, где в контрольной группе проводились стандартные уроки математики, а в экспериментальной, в течении всего периода третьей четверти, включались задачи с этнокультурным компонентом.
Рис.1
Из диаграммы сравнительного анализа качества четвертной контрольной работы в двух классах можно констатировать разницу в 12%, где в экспериментальной группе показатель эффективности выше.
Таким образом, включение этнокультурного компонента в практико-ориентированные задачи приводят к положительным сдвигам в показателях не только качества усвоенного материала, но и однозначно влияют на расширение кругозора знаний культуры народов севера, которая является для многих обучающихся родной. А знание своей культуры, традиций, обычаев – большая ценность в современном мире.
Использование этнокультурного материала делает урок ярким, увлекательным, что однозначно повышает эффективность урока, значительно обогащает процесс обучения, делает его доступным, живым, повышает мотивацию к обучению.
Список литературы:
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [С.М. Никольский, М.Кю Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2019.
http://www.jakut.ru/ Якутский героический эпос олонхо. Нюргун Боотур Стремительный.