Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Методы и приемы работы с информацией на уроках математики"»
Методы и приемы работы с информацией на уроках математики
В процессе обучения существует множество методов работы с информацией, каждый из которых формирует и/или развивает определенные навыки работы с информацией. Одним из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся на уроках математики является умение работать с математической информацией. Умения и навыки работы с такой информацией впоследствии призваны помочь каждому учащемуся в успешном самообразовании.
Плотникова Г.В. выделяет следующие приемы работы с информацией на уроках математики:
Прием «Тонкие и толстые вопросы».
Учащимся предлагается составить 6 вопросов (по 3 «толстых» и по 3 «тонких» вопросов) по пройденной теме или тексту параграфа. «Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие простого ответа, а «толстые» вопросы – вопросы, на которые необходимо ответить более подробно. Способствует развитию умения формулировать и соотносить понятия.
Составление краткой записи задачи.
Формируется умение целенаправленно изучать учебный текст, вести обсуждение в группе.
Составление вопросов к задаче.
Для того чтобы сформулировать вопросы к задаче, учащимся необходимо проанализировать информацию, представленную в тексте математической задачи. Формируется умение самостоятельно работать с текстом и понимать информацию.
Прием «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума».
Данным прием помогает учащимся научиться задавать вопросы. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть типов вопросов, которые представлены в таблице 1
Таблица 1
Типы вопросов
Простые | Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию. |
Уточняющие | Как правило, начинаются со слов: «То есть ты утверждаешь, что…?», «Если я тебя правильно понял, то…?» и т.д. Цель подобных вопросов предоставление обратной связи учащемуся относительно того, что он сказал. |
Объясняющие | Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. |
Практические | Вопросы данного типа направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. |
Оценочные | Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. |
Творческие | Данный тип вопроса обычно содержит частицу «бы», элементы условности, предположения: «Что будет если…?», «Что изменилось бы…?» и т.д. |
Данный прием формирует умение ставить вопросы к теме и систематизировать их.
Использование тетради с печатной основой.
Применяется для систематизации и преобразования информации учебника при выполнении заданий на работу с текстом учебника. Способствует развитию познавательной активности и логического мышления.
Прием «Ключевые слова».
Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Детям предлагается выразить свое отношение по следующему правилу: верно – «+», не верно – «-». Данный прием развивает умение определять главную мысль, тему текста, делить его на части; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста.
Прием «Верные и неверные утверждения».
Учитель предлагает ученикам подобрать в тексте ключевые слова. Ученики должны обсуждать свой выбор: в связи с чем они выбрали именно эти слова. Данный прием развивает умение определять главную мысль, тему текста, делить его на части; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста.
Прием «Верите ли Вы…».
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Способствует формированию критически оценивать результат.
Кузнецова Н.В. определила 11 методов работы с информацией на уроках математики, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Методы работы с информацией на уроках математики
1)маркировочная таблица «Знаем-хотим узнать-узнали» | В каждую колонку необходимо записать полученную во время чтения информацию. Особое требование – записывать информацию своими словами, не цитируя текст, с которым работали. |
2) «инсерт» | Учащимся необходимо ознакомить с рядом маркировочных символов и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста. |
3) «верные или неверные утверждения» | Учащимся необходимо выбирать верные утверждения из предложенных учителей. Данный прием может быть использован в начале урока, так учащиеся могут описать заданную тему. |
4) «попробуй найди!» | Учитель говорит классу название главы или параграфа. Учащиеся должны быстро с помощью содержания найти данный раздел и прочитать несколько строк из него. |
5) «банк идей» | В начале урока учащиеся высказывают свои предположения о том, что они будут проходить на уроке. Учитель записывает все высказывания на доску для того, чтобы в конце урока проверить, верны ли были выдвинутые гипотезы. |
6) «вопрос-ответ» | Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой команде дается новый текст. Они его читают и придумывают вопросы другой команде. |
7) полное чтение текста | Формирование целостного представления об изучаемом явлении. |
8) выборочное чтение текста. | Комментирование иллюстраций, поиск ответа на заданный учителем вопрос. |
9)чтение с комментированием. | Последовательное пошаговое рассмотрение материала. |
10) Составление плана текста. | Более осознанное понимание материала |
11) Чтение с пометками | Подобный прием не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста. |
Таким образом, освоение способов деятельности при работе с информацией осуществляется при активном взаимодействии учащихся с различными источниками информации с учетом особенностей деятельности на разных этапах познания.