СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Методы и приемы работы с информацией на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Методы и приемы работы с информацией на уроках математики"»

Методы и приемы работы с информацией на уроках математики



В процессе обучения существует множество методов работы с информацией, каждый из которых формирует и/или развивает определенные навыки работы с информацией. Одним из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся на уроках математики является умение работать с математической информацией. Умения и навыки работы с такой информацией впоследствии призваны помочь каждому учащемуся в успешном самообразовании.

Плотникова Г.В. выделяет следующие приемы работы с информацией на уроках математики:

  1. Прием «Тонкие и толстые вопросы».

Учащимся предлагается составить 6 вопросов (по 3 «толстых» и по 3 «тонких» вопросов) по пройденной теме или тексту параграфа. «Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие простого ответа, а «толстые» вопросы – вопросы, на которые необходимо ответить более подробно. Способствует развитию умения формулировать и соотносить понятия.

  1. Составление краткой записи задачи.

Формируется умение целенаправленно изучать учебный текст, вести обсуждение в группе.

  1. Составление вопросов к задаче.

Для того чтобы сформулировать вопросы к задаче, учащимся необходимо проанализировать информацию, представленную в тексте математической задачи. Формируется умение самостоятельно работать с текстом и понимать информацию.

  1. Прием «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума».

Данным прием помогает учащимся научиться задавать вопросы. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть типов вопросов, которые представлены в таблице 1

Таблица 1

Типы вопросов

Простые

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие

Как правило, начинаются со слов: «То есть ты утверждаешь, что…?», «Если я тебя правильно понял, то…?» и т.д. Цель подобных вопросов предоставление обратной связи учащемуся относительно того, что он сказал.

Объясняющие

Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей.

Практические

Вопросы данного типа направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Оценочные

Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов.

Творческие

Данный тип вопроса обычно содержит частицу «бы», элементы условности, предположения: «Что будет если…?», «Что изменилось бы…?» и т.д.



Данный прием формирует умение ставить вопросы к теме и систематизировать их.

  1. Использование тетради с печатной основой.

Применяется для систематизации и преобразования информации учебника при выполнении заданий на работу с текстом учебника. Способствует развитию познавательной активности и логического мышления.

  1. Прием «Ключевые слова».

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Детям предлагается выразить свое отношение по следующему правилу: верно – «+», не верно – «-». Данный прием развивает умение определять главную мысль, тему текста, делить его на части; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста.

  1. Прием «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлагает ученикам подобрать в тексте ключевые слова. Ученики должны обсуждать свой выбор: в связи с чем они выбрали именно эти слова. Данный прием развивает умение определять главную мысль, тему текста, делить его на части; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного текста.

  1. Прием «Верите ли Вы…».

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Способствует формированию критически оценивать результат.

Кузнецова Н.В. определила 11 методов работы с информацией на уроках математики, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Методы работы с информацией на уроках математики

1)маркировочная таблица «Знаем-хотим узнать-узнали»

В каждую колонку необходимо записать полученную во время чтения информацию. Особое требование – записывать информацию своими словами, не цитируя текст, с которым работали.

2) «инсерт»

Учащимся необходимо ознакомить с рядом маркировочных символов и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного текста.

3) «верные или неверные утверждения»

Учащимся необходимо выбирать верные утверждения из предложенных учителей. Данный прием может быть использован в начале урока, так учащиеся могут описать заданную тему.

4) «попробуй найди!»

Учитель говорит классу название главы или параграфа.

Учащиеся должны быстро с помощью содержания найти данный раздел и прочитать несколько строк из него.

5) «банк идей»

В начале урока учащиеся высказывают свои предположения о том, что они будут проходить на уроке. Учитель записывает все высказывания на доску для того, чтобы в конце урока проверить, верны ли были выдвинутые гипотезы.

6) «вопрос-ответ»

Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой команде дается новый текст. Они его читают и придумывают вопросы другой команде.

7) полное чтение текста

Формирование целостного представления об изучаемом явлении.

8) выборочное чтение текста.

Комментирование иллюстраций, поиск ответа на заданный учителем вопрос.

9)чтение с комментированием.

Последовательное пошаговое рассмотрение материала.

10) Составление плана текста.

Более осознанное понимание материала

11) Чтение с пометками

Подобный прием не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста.


Таким образом, освоение способов деятельности при работе с информацией осуществляется при активном взаимодействии учащихся с различными источниками информации с учетом особенностей деятельности на разных этапах познания.