Олимпиада по русскому языку как способ оценивания образовательных результатов у учащихся 1 класса системы развивающего обучения
Д.Б. Эльконин- В.В.Давыдова
Карелина Ульяна Сергеевна, студент 3 курса
Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького
Аннотация: в данной статье рассматриваются разработанные олимпиадные задания по русскому языку для первого класса в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова c помощью которых можно оценить образовательные результаты, прописанные в ФГОС НОО 2021 г. у обучающихся в первом классе.
Ключевые слова: олимпиада, оценивание, образовательные результаты, развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
1 сентября вступил в действие обновленный Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО 2021). В данном документе появились значительные изменения требований к результатам освоения данной программы. Обновлены метапредметные и предметные результаты. В познавательных результатах появились три новые группы результатов: базовые логические действия, базовые исследовательские действия и работа с информацией. Также в личностных результатах появились новые разделы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание и ценности научного познания [1, с. 17]. Таким образом, на всех уроках, включая русский
язык должны формироваться данные образовательные результаты. Однако стандарт принят и реализуется учителями первых классов с этого учебного года, а содержание учебников осталось неизменным. Учитель вынужден сам подбирать и конструировать задания, с помощью которых можно оценить данные результаты. Но у обучающихся в первом классе не ставятся отметки и способы оценивания новых образовательных результатов не всегда ясны. Одним из средств для оценки образовательных результатов является олимпиада. Исходя из этого, МБОУ Прогимназия № 131 г. Красноярска дала заказ на разработку предметной олимпиады, с помощью которой можно будет оценить данные результаты.
Рассмотрим понятия олимпиады с разных точек зрения: в Российской педагогической энциклопедии под ред. В. Г. Панова под предметной олимпиадой понимается соревнования школьников по общеобразовательным предметам, способствующие повышению интереса к изучению школьных дисциплин, выявлению талантливых учащихся. Олимпиады позволяют учащимся проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования [5]. По мнению А. Титовой, олимпиада— это интеллектуальные соревнования для школьников.
Задача предметной олимпиады заключается в том, чтобы заинтересовать обучающихся предметом и вовлечь их в решение интересных заданий. Задания в олимпиадах составляются так, чтобы участнику было достаточно базовых знаний, а для решения требовалась смекалка.
На протяжении многих лет в развивающем обучении проводились предметные олимпиады. А. Б. Воронцов и В. М. Заславский выделяют три тура: индивидуальный, парный и групповой. По их мнению, каждый тур должен соответствовать одной из форм организации учебной деятельности школьников в системе Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова [3, с 7]. В системе развивающегося обучения освоение способов действий не происходит через информацию в готовом виде. Ученики ведут поисковую деятельность, чтобы найти тот самый подходящий способ, а для этого необходимо относиться критически к любой информации. В системе развивающего обучения исключается возможность подражания готовым образцам действия, здесь ошибка – это не то, чего стоит бояться, у каждого ученика есть возможность свободно выражать своё мнение, демонстрировать идеи и выдвигать предположения о том, как выйти из затруднений. По мнению А. Б. Воронцова и Е. В. Чудиновой: «такие дети к концу начальной школы способны самостоятельно ощутить границу своих знаний и осуществить осознанный выход за ее пределы» [2, с 68].
Опираясь на примерную программу по русскому языку и учебник были разработаны собственные задания для оценивания образовательных результатов. При анализе программы В. В. Репкина, Е. В. Восторгова были выделены основные предметные результаты в разделе фонетика. Такие результаты, как строят графические модели слов, отображающие его звуковой состав; различать гласные и согласные звуки, типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости; определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога).
В ходе разработке заданий соблюдался принцип от легкого к сложному, чтобы обучающиеся попали в ситуацию успеха и у них осталось желание решать олимпиадные задания. Представлю разработанные задания для олимпиады индивидуального тура.
Задание 1. Найдите в предложении все слова, которое будут соответствовать данной схеме и выпишите его:
Няня Иру мылом мыла. Мыло няня уронила.
Данное задание направлено в первую очередь на оценку умений у обучающихся различать мягкие и твердые согласные звуки, а также на оценку умений вычленять звуки из слов. Данное задание оценивается в один балл. Обучающийся получает один бал, в том случае, если в ответе указанно два слова которые соответствуют данной модели. Ответ на данное задание должен содержать два слова: мыла и мыло.
Задание 2.
Подчеркни слово, которое соответствует данной схеме:
Санята почапали по ловани.
Данное задание направленно на оценку предметного результата: различать самостоятельные слова названия предметов, также данное задание направлено на оценку познавательных результатов умения читать модели.
Обучающийся должен предоставить ответ в виде слов: Санята и ловани. За данный ответ ученик может получить один балл. В задании обучающимся дается текст на языке крокса, тем самым учитель проверяет как обучающийся освоил способ нахождения слов-предметов.
Задание 3.
На листочке у вас записаны звуко - буквенные схемы слов. Замените вопросы на согласные звуки, определите какие звуки будут стоять на местах вопросов: мягкие или твердые. Покажите с помощью модели все возможные варианты.
Данное задание направлено на оценивание предметного результаты: различать мягкие и твердые согласные звуки. Также с помощью данного задания учитель может оценить метапредметный познавательный результат умение читать модели. В данном задании обучающимся необходимо показать на моделях от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков. Как будет читаться согласный звук- твердо или мягко, зависит от стоящего за ним гласного. Модель выполненного задания может выглядеть так:
За правильно выполненное задание учащийся может получить два балла, если указал все возможные варианты ответов и правильно составил звуко- буквенную модель. Один бал учащийся получает, если он в звуко-буквенной модели изобразил только один вариант ответа. Нуль балов учащийся получает, если он не изобразил варианты ответов в звуко- буквенной модели.
Задания, которые были продемонстрированы в статье, помогают оценить образовательные результаты, такие как различают мягкие и твердые согласные звуки, вычленяют звуки из слов и строят графические модели слов отражающие его звуковой состав. А также с помощью данных заданий можно оценить на сколько хорошо у обучающихся первого класса развиты базово логические действия и выявить талантливых учащихся для следующего тура предметной олимпиады.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286).
2. Воронцов, А. Б. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова - М.: Издатель Рассказов А. И., 2004. - 304 с [06.12.2022)
3. Воронцов А.Б., Заславский В.М. Международная олимпиада школ РО как
лаборатория по моделированию новых подходов к содержанию и построению
образовательного процесса - М.: ОИРО, 2007. – 85с.
4. Примерная рабочая программа начального общего образования. Русский язык (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г) - Режим доступа: https://edsoo.ru/Predmet_Russkij_yazik.htm (Дата обращения: 02.12.2022)
5.Российская педагогическая энциклопедия.— М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993 [Электронный ресурс]-режимный доступ: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical-encyclopedia/index.htm