Омельченко А.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Аннотация: Данная статья посвящается проблемам формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. В данной работе проанализированы следующие понятия: «экологическое воспитание», «экологическая культура», «экологическое сознание». В исследовании обозначены теоретические основы экологического воспитания: цель, задачи, предполагаемые результаты. В статье рекомендованы методы, формы работы с обучающимися младшего школьного возраста для достижения поставленной цели.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, формирование экологической культуры, экологическое сознание, младшие школьники, начальное образование.
Одной из важнейших задач современного общества и образования, когда взаимодействие природы и человека стало актуальной проблемой, является формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Чтобы преодолеть уже возникшие трудности и избежать дальнейших негативных последствий, люди должны задуматься о своем отношении к природе. Это отношение прошло несколько этапов: потребление, охрана, рациональное природопользование, экологическая культура.
Изучение родной природы является источником первых знаний, поэтому формирование экологической культуры младших школьников отражается на развитии личности и формировании их образа жизни.
В научно-педагогической и методической литературе рассматривались различные аспекты формирования у обучающихся экологической культуры:
Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении способов формирования у обучающихся экологической культуры.
Анализ состояния теоретической и практической разработки проблемы позволил выявить противоречие между потребностью школьной практики в формировании экологической культуры учащихся как основы экологического образования и недостаточной разработанностью способов формирования экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.
Целью формирования экологической культуры у младших школьников является формирование навыков взаимодействия с природой, понимание связей в природе и особенностей взаимосвязи человека с ней.
Образовательная программа формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста, в связи с ФГОС НОО, должна обеспечить: формирование представлений об основах экологической культуры, используя примеры экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
-
Сущность понятия «экологическая культура обучающегося младшего школьного возраста»
Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, осознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.
Виноградова Н.Ф. раскрывает понятие «экологическая культура» как приобретение, осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе.
Аквилева Г.Н. считает, что человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
У обучающегося младшего школьного возраста закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Понятие «экологическая культура» является результатом непрерывного, системно реализуемого экологического образования.
В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема наиболее полно раскрывается в работах Симоновой Л. П.. Она определяет экологическую культуру как качество личности, компонентами которой являются:
- ценности и мотивы;
- эмоциональный отклик;
- экологические знания;
- экологическая деятельность, поведение.
В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
- формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
- воспитание ценностных ориентации экологического характера;
- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
- участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.
-
Уроки окружающего мира как средство формирования экологической культуры обучающегося младшего школьного возраста
В вопросе формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста отводится важное место. Предметы точных наук и гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Одним из важных уроков является урок окружающего мира. Именно он позволяет наиболее полно проявить себя как учителю, так и обучающимся.
Содержания учебников Плешакова А.А. «Окружающий мир» позволяют выявить следующие условия, благодаря которым возможно формирование и развитие экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста.
1. Учебники А.А. Плешакова, как и вся его методика, построены в первую очередь по экологическому принципу. Обучающиеся осознают целостность природы, тесную связь между всеми её компонентами и негативными последствиями человеческой деятельности.
2.Глубокому пониманию экологических проблем способствует и внедрение Плешаковым А.А. в свою методику таких приёмов обучения, как моделирование и экологическое прогнозирование.
Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Из всего сказанного можно сделать вывод: воспитание экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста остаётся одной из важнейших педагогической деятельности. Здесь на доступном обучающимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес обучающихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
-
Рекомендации по проведению уроков окружающего мира в начальной школе
Как же сделать учебный процесс интересным и захватывающим, как привлечь внимание обучающихся к данной проблеме?
Природоведческие экскурсии, дидактические игры, уроки – путешествия, театрализация и обучение путём исследования. Только в тесной взаимосвязи разные формы и виды учебной деятельности помогут в воспитании экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. А также систематически проводимая внеклассная нравственно – экологическая работа у обучающихся, которая позволяет развивать эмоциональную, интеллектуальную, действенно – практическую сферу. В классе устанавливается традиция постоянного общения с природой – прекрасным воспитателем и наставником. Обучающиеся ведут ежедневные наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в обучающихся важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, Обучающиеся приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных растениях. Так воспитывается любовь ко всему живому, гуманное отношение к зелёному другу. Это одна из сторон нравственной красоты человека.
Особую ценность в знакомстве обучающихся с природой представляет экскурсия в лес, сад, парк, на водоём и так далее.
Формировать у обучающихся эмоциональное заинтересованное отношение к природе, повысить познавательную активность на уроке и экскурсии помогают экологические игры. Игра - самый естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер обучающихся. Она помогает развивать самые разнообразные положительные качества и облегчает восприятие ими излагаемых проблем и знаний.
Разнообразными могут быть словесно – дидактические игры. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Например: «Поле чудес», «Знатоки».
Интересны игры в загадки-описания – в них обучающиеся упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Самые интересные наблюдения связаны с проведением реальных опытов.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у обучающихся познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, обучающиеся подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания обучающимися причинно – следственных связей.
Наиболее эффективной считают групповую форму работы.
В настоящее время процесс обучения связан с деятельностным подходом и освоением обучающимися новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающимся младшего школьного возраста, необходимо следовать принципам: поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны, исследовательская работа должна выполняться добровольно и обеспечиваться необходимыми средствами, материалами и оборудованием.
Путей развития экологической культуры обучающихся существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - одна из самых эффективных. Именно в процессе исследовательского обучения у обучающихся формируются способности самостоятельно, творчески оценивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Таким образом, результатом процесса экологического воспитания является формирование личности, обладающей высоким уровнем сформированности экологической культуры как конченого результата готовности человека к экологически сообразному взаимодействию с природой. В свою очередь формирование компонентов экологической культуры базируется на воспитании экологического сознания детей путем использования методов, средств и приемов, оказывающих воздействие на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также обеспечивающих непосредственное взаимодействие обучающегося с объектами живой и неживой природы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Везетиу, Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников [Текст] / Е.В. Везетиу // Психология и образование. – 2018. - № 4. – С.46-48.
2. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы. [Текст] / Н.Ф. Виноградова //Начальная школа. – 2012. - № 4. – С. 36-40.
3. Глазунова, О.И. Диагностические и развивающие методики развития экологической культуры младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / О.И Глазунова – Режим доступа: https://infourok.ru/
4. Губанова, Л. В. Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики [Текст] / Л. В. Губанова, Н. В. Гетте // Молодой ученый. — 2021. — № 11 — С. 163-165.
5. Захлебный, А.Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. [Текст] / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, В.А. Грачев //Университет им. В.И.Вернадского. Вопросы современной науки и практики. Спец. Выпуск. - 2012. - № 39. - С. 55-59.
6. Макаренко, Е. Н. Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир». Педагогический проект [Текст] / Е. Н. Макаренко // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 — С. 23-26.
7. Полещук, Ю. А. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Ю. А. Полещук. - Режим доступа: http://www.wiki.iteach.ru/images/
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации от 31.05.2021 г. – редакция от 17.02.2023 г. – 44 с.
3