СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: "Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящается проблемам формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. В данной работе проанализированы следующие понятия: «экологическое воспитание», «экологическая культура», «экологическое сознание». В исследовании обозначены теоретические основы экологического воспитания: цель, задачи, предполагаемые результаты. В статье рекомендованы методы, формы работы с обучающимися младшего школьного возраста для достижения поставленной цели.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"»

Омельченко А.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


Аннотация: Данная статья посвящается проблемам формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. В данной работе проанализированы следующие понятия: «экологическое воспитание», «экологическая культура», «экологическое сознание». В исследовании обозначены теоретические основы экологического воспитания: цель, задачи, предполагаемые результаты. В статье рекомендованы методы, формы работы с обучающимися младшего школьного возраста для достижения поставленной цели.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, формирование экологической культуры, экологическое сознание, младшие школьники, начальное образование.


Одной из важнейших задач современного общества и образования, когда взаимодействие природы и человека стало актуальной проблемой, является формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Чтобы преодолеть уже возникшие трудности и избежать дальнейших негативных последствий, люди должны задуматься о своем отношении к природе. Это отношение прошло несколько этапов: потребление, охрана, рациональное природопользование, экологическая культура.

Изучение родной природы является источником первых знаний, поэтому формирование экологической культуры младших школьников отражается на развитии личности и формировании их образа жизни.

В научно-педагогической и методической литературе рассматривались различные аспекты формирования у обучающихся экологической культуры:

Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении способов формирования у обучающихся экологической культуры.

Анализ состояния теоретической и практической разработки проблемы позволил выявить противоречие между потребностью школьной практики в формировании экологической культуры учащихся как основы экологического образования и недостаточной разработанностью способов формирования экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

Целью формирования экологической культуры у младших школьников является формирование навыков взаимодействия с природой, понимание связей в природе и особенностей взаимосвязи человека с ней.

Образовательная программа формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста, в связи с ФГОС НОО, должна обеспечить: формирование представлений об основах экологической культуры, используя примеры экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  1. Сущность понятия «экологическая культура обучающегося младшего школьного возраста»

Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности, которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, осознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим.

Виноградова Н.Ф. раскрывает понятие «экологическая культура» как приобретение, осознание, развитие и передачу опыта экологической деятельности, реализуемого через создание продуктов материального и духовного труда, а также представленного совокупностью отношений человека к природе, другим людям и самому себе.

Аквилева Г.Н. считает, что человек, овладевший экологической культу­рой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рациональ­ного природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему не­обходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценно­стные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных ус­ловий природной среды.

У обучающегося младшего школьного возраста закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Понятие «экологическая культура» является результатом непрерывного, системно реализуемого экологического образования.

В начальной школе закладыва­ются основы экологической культуры. Эта проблема наиболее полно раскрывается в работах Симоновой Л. П.. Она определяет экологическую культуру как качество личности, компонентами которой являются:

- ценности и мотивы;

- эмоциональный отклик;

- экологические знания;

- экологическая деятельность, поведение.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качества лич­ности включает:

- формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

- воспитание ценностных ориентации экологического характера;

- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообраз­ного поведения и деятельности, способности научных и нравствен­ных суждений по экологическим вопросам;

- участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  1. Уроки окружающего мира как средство формирования экологической культуры обучающегося младшего школьного возраста

В вопросе формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста отводится важное место. Предметы точных наук и гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Одним из важных уроков является урок окружающего мира. Именно он позволяет наиболее полно проявить себя как учителю, так и обучающимся.

Содержания учебников Плешакова А.А. «Окружающий мир» позволяют выявить следующие условия, благодаря которым возможно формирование и развитие экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста.

1. Учебники А.А. Плешакова, как и вся его методика, построены в первую очередь по экологическому принципу. Обучающиеся осознают целостность природы, тесную связь между всеми её компонентами и негативными последствиями человеческой деятельности.

2.Глубокому пониманию экологических проблем способствует и внедрение Плешаковым А.А. в свою методику таких приёмов обучения, как моделирование и экологическое прогнозирование.

Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Из всего сказанного можно сделать вывод: воспитание экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста остаётся одной из важнейших педагогической деятельности. Здесь на доступном обучающимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес обучающихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

  1. Рекомендации по проведению уроков окружающего мира в начальной школе

Как же сделать учебный процесс интересным и захватывающим, как привлечь внимание обучающихся к данной проблеме?

Природоведческие экскурсии, дидактические игры, уроки – путешествия, театрализация и обучение путём исследования. Только в тесной взаимосвязи разные формы и виды учебной деятельности помогут в воспитании экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. А также систематически проводимая внеклассная нравственно – экологическая работа у обучающихся, которая позволяет развивать эмоциональную, интеллектуальную, действенно – практическую сферу. В классе устанавливается традиция постоянного общения с природой – прекрасным воспитателем и наставником. Обучающиеся ведут ежедневные наблюдения за изменениями в природе, погодой. Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в обучающихся важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, Обучающиеся приобретают навыки в обычном видеть необычное, красивое, удивительное. Увлекательным, добрым делом становится постоянная забота о рыбках в аквариуме, о черепашках, о комнатных растениях. Так воспитывается любовь ко всему живому, гуманное отношение к зелёному другу. Это одна из сторон нравственной красоты человека.

Особую ценность в знакомстве обучающихся с природой представляет экскурсия в лес, сад, парк, на водоём и так далее.

Формировать у обучающихся эмоциональное заинтересованное отношение к природе, повысить познавательную активность на уроке и экскурсии помогают экологические игры. Игра - самый естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер обучающихся. Она помогает развивать самые разнообразные положительные качества и облегчает восприятие ими излагаемых проблем и знаний.

Разнообразными могут быть словесно – дидактические игры. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Например: «Поле чудес», «Знатоки».

Интересны игры в загадки-описания – в них обучающиеся упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Самые интересные наблюдения связаны с проведением реальных опытов.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у обучающихся познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, обучающиеся подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания обучающимися причинно – следственных связей.

Наиболее эффективной считают групповую форму работы.

В настоящее время процесс обучения связан с деятельностным подходом и освоением обучающимися новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающимся младшего школьного возраста, необходимо следовать принципам: поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны, исследовательская работа должна выполняться добровольно и обеспечиваться необходимыми средствами, материалами и оборудованием.

Путей развития экологической культуры обучающихся существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - одна из самых эффективных. Именно в процессе исследовательского обучения у обучающихся формируются способности самостоятельно, творчески оценивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Таким образом, результатом процесса экологического воспитания является формирование личности, обладающей высоким уровнем сформированности экологической культуры как конченого результата готовности человека к экологически сообразному взаимодействию с природой. В свою очередь формирование компонентов экологической культуры базируется на воспитании экологического сознания детей путем использования методов, средств и приемов, оказывающих воздействие на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также обеспечивающих непосредственное взаимодействие обучающегося с объектами живой и неживой природы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Везетиу, Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников [Текст] / Е.В. Везетиу // Психология и образование. – 2018. - № 4. – С.46-48.

2. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы. [Текст] / Н.Ф. Виноградова //Начальная школа. – 2012. - № 4. – С. 36-40.

3. Глазунова, О.И. Диагностические и развивающие методики развития экологической культуры младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / О.И Глазунова – Режим доступа: https://infourok.ru/

4. Губанова, Л. В. Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики [Текст] / Л. В. Губанова, Н. В. Гетте // Молодой ученый. — 2021. — № 11 — С. 163-165.

5. Захлебный, А.Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. [Текст] / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская, В.А. Грачев //Университет им. В.И.Вернадского. Вопросы современной науки и практики. Спец. Выпуск. - 2012. - № 39. - С. 55-59.

6. Макаренко, Е. Н. Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир». Педагогический проект [Текст] / Е. Н. Макаренко // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 — С. 23-26.

7. Полещук, Ю. А. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Ю. А. Полещук. - Режим доступа: http://www.wiki.iteach.ru/images/

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации от 31.05.2021 г. – редакция от 17.02.2023 г. – 44 с.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя