СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Предметная олимпиада по русскому языку, как способ оценивания образовательных результатов у обучающихся 1 класса в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, в данной статье представлены примеры олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 1 класса в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Также, в статье указаны, какие образовательные результаты обновленного ФГОС НОО прослеживаются в заданиях.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Предметная олимпиада по русскому языку, как способ оценивания образовательных результатов у обучающихся 1 класса в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова"»

Предметная олимпиада по русскому языку, как способ оценивания образовательных результатов у обучающихся 1 класса в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.



Губина Александра Сергеевна, студент 3 курса

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького



Аннотация: В данной статье представлены примеры олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 1 класса в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Также, в статье указаны, какие образовательные результаты обновленного ФГОС НОО прослеживаются в заданиях.

Ключевые слова: предметная олимпиада, развивающее обучение, оценивание, образовательные результаты.



1 сентября вступил в действие обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО 2021). В нем появились значительные изменения требований к результатам освоения данной программы. Обновлены метапредметные, предметные и личностные результаты[1, с.17]. Таким образом, на всех уроках, включая русский язык должны формироваться новые образовательные результаты. Однако стандарт принят и реализуется учителями первых классов с этого учебного года, а содержание учебников осталось неизменным. Вследствие чего учителю самостоятельно нужно подбирать и конструировать задания, с помощью которых можно оценить данные результаты. Но, как известно, в первом классе не ставятся отметки, а значит оценивать у обучающихся данные образовательные результаты нужно с помощью чего-то иного. Одним из средств оценивания образовательных результатов является олимпиада. Но проблема заключается в том, что нет готовых разработанных олимпиад соответствующих обновленному ФГОС НОО. В свою очередь, от Прогимназии № 131 города Красноярск поступил заказ на разработку предметной олимпиады, с помощью которой и будет производиться оценивание образовательных результатов учащихся.

В настоящее время предметные олимпиады являются одной из наиболее эффективных форм выявления способностей учащихся в предметной области. Участие школьников в олимпиадах способствует развитию умственных и творческих способностей, стимулирует самоконтроль результатов обучения.

В толковом словаре русского языка под редакцией Дмитриева Д.В. под олимпиадой понимается «конкурс, участники которого соревнуются в профессиональном мастерстве, знаниях в какой-либо области науки, демонстрируют свои навыки, таланты»[2, с.7].

В Российской педагогической энциклопедии, где главным редактором является В. В. Давыдов, понятие предметная олимпиада рассматривается, как соревнования учащихся по общеобразовательным предметам, способствующие повышению интереса к изучению школьных дисциплин, выявлению талантливых учащихся[4, с.274].

С помощью олимпиады можно определить уровень усвоения обучающихся по тому или иному предмету, как они ориентируются в окружающем мире и какие способности в них преобладают. Кроме того, олимпиады, как соревновательное мероприятие, прививают ученику коммуникационные навыки. Таким образом, участие в олимпиадах развивает логическое мышление обучающегося, увеличивает его объем знаний.

На основе анализа примерной программы и учебника по русскому языку, мною были разработаны следующие задания, направленные на оценивание образовательных результатов.

Задание 1.

Подели выделенные слова на слоги и обведи ударный слог.

Шла детявка по опушке, собирала ягоды. Погода была чудюкулявая. Светонило солнце.

Данное задание направленно на оценивание предметного результата: делить слова на слоги, определять в слове ударный слог[3, с 34]. Главной особенностью данного задания является что, выделенные слова написаны на языке «крокс». Справившись с этим заданием, обучающийся демонстрирует способ деления слов на слоги независимо от смысла слова.

Хотелось бы продемонстрировать примеры еще двух заданий для учеников первого класса.

Задание 2.

Выпишите все слова, которые соответствуют данной модели:





Наступило теплое лето. В саду поспела красная смородина. Маша и Таня собирают ее в ведерко.









Задание 3.

Найди слово, которое соответствует данной модели:





Хороши зимой деньки! Земля уже покрыта пушистым снегом. Вася взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит за ним. А там уже малыши на санках.



­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Второе и третье задания направлены на оценивание предметного результата: вычленять слова из предложений. Помимо этого мы можем увидеть, как ученик демонстрирует умение читать модель, что является метапредметным результатом – базовым логическим действием[3, с.34].

Задания, которые были представлены в статье, помогают оценить образовательные результаты и выстроить план дальнейшей деятельности в образовательной деятельности.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286).

2. Дмитриев Д. В. толковый словарь русского языка под редакцией Дмитриева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary-dmitriev/index.htm (Дата обращения: 06.12.2022)

3. Примерная рабочая программа начального общего образования. Русский язык (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г) - Режим доступа: https://edsoo.ru/Predmet_Russkij_yazik.htm (Дата обращения: 02.12.2022)

4. Российская педагогическая энциклопедия / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1999. – Т. 2: М–Я. – 670 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!