Проектная деятельность, как один из способов работы с одаренными детьми
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29» города Абакана
Матвеева Екатерина Викторовна
Основная цель педагога в процессе взаимодействия с учеником - развитие личности:
• любознательной, интересующейся, активно познающей мир;
• умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;
• уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
• доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;
• готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Одной из форм работы по развитию личности ученика является проектная деятельность учащихся, под которой понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности.
Действия, формируемые у учащихся в процессе работы над проектом:
Аналитические: выдвижение идеи, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ.
Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Поисковые: нахождение информации, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации.
Формирование УУД :
• личностные (формирование интереса);
• регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);
• познавательные (наблюдение, выводы, работа с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта);
• коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, слушание и понимание речи других).
Виды проектов:
По типу деятельности | По количеству учащихся | По продолжительности |
Информационные Исследовательские Творческие Ролевые | Индивидуальные Парные Групповые Коллективные | продолжительности |
Доминирующая деятельность:
Исследовательская
Поисковая
Творческая
Ролевая
Практико-ориентированная
Технология организации проектной деятельности:
Использование на уроке педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения и метода проекта.
Проведение нетрадиционных уроков.
Учебный эксперимент.
Домашнее задание творческого и исследовательского характера
Проектная деятельность , как одно из направлений внеурочной деятельности
Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Внеклассная работа.
Результатом проектов могут быть праздники, спектакли, книгоиздательская деятельность, презентации.
Этапы выполнения проекта:
выбор темы и задачи
выдвижение первоначальных идей
выбор лучшей идеи
планирование проектной деятельности
реализация проекта
оценка и самооценка
презентация
Результаты для ребенка:
раскрытие способностей, развитие склонностей и интересов, приобретение новых знаний, умений;
• наличие условий для самоутверждения, самореализации.
Результаты для учителя
использование различных приемов подачи учебного материала через игру, конкурс;
• диагностика, стимулирование детей младшего школьного возраста к познанию;
• помощь в общении друг с другом;
• развитие организаторских, лидерских способностей младших школьников;
• увеличение количества времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым конкретным учеником.
Методический паспорт проекта:
Название: ВРЕД И ПОЛЬЗА МИКРОВОЛНОВОЙ ПЕЧИ.
Цель проекта: изучение вреда микроволновой печи для здоровья человека.
Задачи проекта:
изучить устройство и принцип работы микроволновой печи;
оценить достоинства и недостатки микроволновой печи;
с помощью опытов определить приносит ли вред печь;
дать рекомендации владельцам микроволновых печей.
Тип проекта: исследовательский
Метод проекта: технология индивидуальной работы
Состав учащихся: 2 класс
Режим работы:
-поисковая домашняя работа
-творческая индивидуальная работа
Руководитель проекта: Матвеева Екатерина Викторовна
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийная установка, иллюстрации, рисунки.
История создания микроволновой печи:
В 1946 году ученый Перси Спенсер, в ходе тестирования устройства под названием «магнетрон», случайно обнаружил, что сладости в кармане его одежды, растаяли. Далее, Спенсер продолжил эксперименты с едой, в процессе модернизируя устройство. Устройство было запатентовано в 1946 году, размеры первых печей были около двух метров высотой и 350 кг весом.
Устройство микроволновой печи:
Достоинства Микроволновой печи:
-Компактность.
-Быстро размораживает продукты;
-Быстро разогревает продукты;
-Сохраняет полезные вещества;
Недостатки:
-Внутренняя поверхность пачкается, ее неудобно мыть;
-Защита от лучей со временем ослабевает вследствие образования щелей между корпусом и дверцей из-за износа уплотнителя.
С данной работой мой ученик принимал участие в региональном этапе конкурса «Я-исследователь», который проходил на базе «Лицея» города Абакана и занял 2 место.
Таким образом следует вывод о том, что проектная деятельность помогает раскрыть познавательные интересы ученика, способствует развитию его способности проводить исследовательскую работу, делать выводы о подтверждении или об отвержении выдвинутой гипотезы, представлять свою работу на публике. При выполнении данного вида работы ребёнок, углубляясь в тему своего исследования, обогащает свой словарный запас, растёт интеллектуально и развивается творчески.