Статья по теме " Виды чтения и этапы работы с текстом для эффективного обучения чтению на уроках английского языка" Чтение является одним из самых важных видов коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся, необходимым средством получения учебной и познавательной информации.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения предъявляет высокие требования к результатам изучения предмета «Иностранный язык».
Важно научить обучающихся средних классов работать с информацией:
- выделять главное;
- фиксировать, обобщать информацию;
- развивать навыки смыслового чтения;
- уметь определять тему и главную мысль;
- прогнозировать содержание текста по заголовку/ ключевым словам;
- выделять главные факты, опуская второстепенные;
-устанавливать логическую цепочку основных фактов.
В настоящее время наблюдается заметное снижение интереса у обучающихся к чтению текстов на английском языке, возможно потому, что чтение на английском языке является наиболее сложным процессом по сравнению с чтением на родном языке.
Обучение чтению на английском языке играет важную роль, поскольку чтение способствует ориентации обучающихся в социальной среде. Известно, что чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности. К примеру, нельзя научить человека читать, если у него отсутствуют или недостаточно развиты навыки говорения на иностранном языке.
В свою очередь, умение читать на иностранном языке способствует формированию навыков письменной и устной речи, поскольку тексты выступают основой для коммуникативных заданий.
В средней школе на уроках английского языка чтение уже выступает как самостоятельный вид РД и предпочтение должно отдаваться различным технологиям обучения чтению.
Вопросами организации обучения различным видам чтения занимались такие методисты как: Гальскова Н.Д., Рогова Г.В., Фоломкина С.К. Миньяр-Белоручев Р.К. и др.
Так, С.К. Фоломкина выделяет следующие виды чтения:
· ознакомительное;
· изучающее;
· поисковое;
· просмотровое чтение.
Ознакомительное чтение предполагает, что обучающийся должен уметь извлечь из текста 70-75% основной информации. Целью ознакомительного чтения выступает формирование умений определять основную мысль текста, выбирать главные факты, опуская второстепенные. В процессе такого обучения обучающиеся учатся догадываться о содержании текста по заглавию, выделять смысловые единицы, понимать значение незнакомых слов.
Изучающее чтение предполагает детальное и полное понимание главных и второстепенных фактов в тексте. Во время такого чтения обучающиеся могут прибегнуть к повторному чтению, переводу и письменной фиксации информации, что позволяет им глубже вникать в суть коммуникативной ситуации. Процесс обучения изучающему чтению целесообразно строить на текстах, которые обладают познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении.
Поисковое чтение нацеливает на нахождение в тексте конкретной информации. Такой вид чтения развивает умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбирая из него необходимую информацию.
Обучая работе с текстом, важно помнить о трех основных этапах:
- дотекстовый,
- текстовый,
- послетекстовый этапы.
Цель дотекстового этапа – вызвать мотивацию у обучающихся к прочтению текста, минимизировать речевые и языковые трудности.
Целью текстового этапа является формирование определенных навыков и умений.
После текстового этапа, для того, чтобы провести контроль понимания прочитанного текста и использовать содержательные опоры для развития умений устной и письменной речи, целесообразно будет использование послетекстовых заданий.
Не стоит отбирать слишком длинные тексты, т.к. они могут утомлять и вызывать у обучающихся заведомо ложное представление о невозможности прочтения: «У меня даже прочесть не получится , не говоря о переводе ».
В качестве примера предлагаю вариант заданий на разных этапах обучения чтению.
Miklukho-Maclay
Miklukho-Maclay was a Russian scientist and traveller who lived more than a year on the island of New Guinea. The ship came to the island in the evening of a September day in 1871. Next morning the captain said to Maclay:
“You are coming ashore. Why don’t you take more men with you? Have you a gun?”
“I don’t need a gun. I have presents for the natives.”
The island was beautiful. There were trees and flowers everywhere, and it was very hot. The sun shone brightly high above Maclay’s head. He walked for some time down a forest path. Suddenly he stopped because he heard a noise. A native stood in front of him. He looked at Maclay quickly and then started running away. Maclay ran after him. The native looked back and suddenly stopped. Maclay took out some presents and showed them to the man. The native took the presents and smiled. This was how Miklukho-Maclay met the first black man on the first day of his life in New Guinea. The native’s name was Tui. He was Maclay’s best friend all the time that the traveller lived on the island.
On the first of October Maclay started out for a walk in the forest. He carried no gun. He had only a notebook and a pencil. In the forest, he met a native boy who saw him and ran away. Maclay heard the voices of men and women and the cries of children. Suddenly many men with spears in their hands came out. They stopped and looked at Maclay angrily. When he tried to say something, one of the men wanted to throw his spear at him. Maclay did not know a word of their language. He could not explain that he was their friend. He knew that he had to do something quickly. And a good idea came to him. He suddenly sat down on the ground and began to take off his shoes. Then he lay down, put a bag under his head and ... slept. The natives did nothing to him.
Pre-reading tasks:
1. Look at the title and try to determine the topic of the article. What problem is raised in this text?
2. Look through the highlighted words and try to guess their meanings without dictionary.
Reading tasks:
1. Read the third paragraph and make the list of advice.
2. Read the following sentences and decide if the statement is true/ false.
Post-reading task:
1. What useful information did you get from the text?
2. How are you keeping your mental health strong?
3. Write down your own advice.
Задания к тексту.
Задание 1. Say YES /NO
-
Did Mikiukho-Maclay take a gun when he came ashore? Yes / No
-
Was it very hot on the island? Yes / No
-
Did the native boy run away when he saw Mikiukho- Maclay? Yes / No
-
Did Tui take the presents from Mikiukho-Maclay? Yes / No
Задание 2. Correct the following sentences according to the test “Presents tor the Natives".
-
Miklukho Maclay lived on the Island more than two years.
-
Miklukho-Maclay took a lot of men with him when he came ashore.
-
Miklukho-Maclay did not run after the native
-
Tui became his enemy
-
When Miklukho-Maclay went for a walk he had a gun and a spear with him.
-
Miklukho-Maclay could easily explain to the natives that he was their friend.
Задание 3. Read the text and say if the statements are true or false.
-
The island was beautiful.
-
The native didn’t take the presents and were angry.
-
The island was New Guinea.
При выполнении заданий к текстам у обучающихся складывается определенный алгоритм, который помогает им самостоятельно извлекать основную и детальную информацию из текста.
При обучении чтению на уроках английского языка учителю нужно постараться выстроить урок таким образом, чтобы этот важный вид деятельности не превращался в рутинное чтение, формальный перевод и ответ на вопросы к тексту, а так, чтобы обучающиеся имели возможность познакомиться с различными видами текстов и заданиями к ним.
В свете последних событий, связанных с переходом на дистанционное образование, условия предполагают использование в работе учителя информационно-коммуникационных технологий. Данную технологию успешно можно применять и в процессе обучения чтению.
Использование ИКТ помогает применять педагогу новые возможности в обучении, что позволяет проводить занятие на более новом и современном уровне. ИКТ дают возможность педагогу проверить даже во время урока, насколько обучающимися усвоен материал, при этом значительно сокращается время проверки. В свою очередь, у обучающихся применение ИКТ вызывает наибольший интерес к чтению по сравнению с традиционными технологиями.
Таким образом, чтобы сделать процесс обучения чтению наиболее эффективным и интересным, учитель должен тщательно отбирать тексты для чтения как по форме, так и по содержанию, учитывая индивидуальные и психологические особенности обучающихся, применять различные современные технологии обучения, развивать интерес к предмету посредством чтения текстов, а также вовлекать обучающихся в активную совместную творческую деятельность в процессе овладения различным приемам чтения.
Правильная организация работы с текстом на уроке будет способствовать повышению у обучающихся интереса к изучаемому языку и к процессу чтения в целом.
Литература:
1. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности / И. А. Бредихина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. — 104 c.
2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 7-е изд. — Москва: Academia, 2013. — 336 c.