Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа для детей с ОВЗ №7»
г.Курчатов, Россия.
СТАТЬЯ
Тема: «Почему ребенок не хочет учиться? Что делать родителям?»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Лапковская И.Г.
Курчатов
2025
Введение.
Долгожданное первое сентября, сколько надежд, обещаний, планов, а вместе с ними и проблемы, разочарования. К сожалению, трудности преследуют нас на протяжении всего нашего жизненного пути. Будь ты врачом, директором школы, пловцом или просто родителем, не важно, сколько тебе лет, какой за плечами жизненный опыт – все это иногда не может дать ответы на самые простые вопросы. С одним из таких, в современном обществе, сталкиваются миллионы родителей, чьи дети совсем не желают учиться в школе. В чем причина? Почему это происходит? Как показать ребенку важность учебы? Как помочь самим родителям? Данная статья послужит вам наилучшим помощником, в решении данных вопросов. Созданием этой статьи послужил мой личный опыт. За долгое время работы в школе, я заметила, что практически 40% учеников не заинтересованы в собственном образовании, которое послужит спутником в их дальнейшей жизни. Предлагаю погрузится в работу.
Основные причины в младшем школьном возрасте.
Как мы знаем в нашей стране огромное количество школ, к сожалению, многие родители не учитывают желание ребенка учиться в понравившемся ему месте. Вместо этого выбирают будущее учебное заведение по принципу, которые не всегда схож с их ожиданиями: « Чем круче – тем лучше!» Как было сказано выше, ожидания порой не всегда схожи с реальностью и возможностями ребенка. Это один из самых распространенных случаев.
В связи с этим мы можем выявить первую причину.
1. Нежелание ребенка учится вызвано тем, что он не соответствует требованиям данного учебного заведения.
Что делать родителям в данной ситуации? Ответ прост. Стоит адекватно оценить возможности ребенка и перевести его в обычную школу. Ребенок быстрее начнет делать успехи и появится мотивация к учебе.
2. Следующая причина – неорганизованность.
У многих первоклассников отсутствуют навыки самоорганизации. В школе под руководством учителя они справляются, выполняют задания, соблюдают дисциплину. А вот дома ребенок никак не может приступить к выполнению уроков, потому что не знает с чего начать, как приступить к работе. Он и заниматься не хочет, он хочет поиграть, побездельничать. Он еще не может осознать, что он должен заниматься. В итоге домашнее задание не выполнено, появляются пробелы в знаниях, плохие отметки и, как следствие, теряется интерес к учебе. Что делать родителям в данной ситуации? Задача родителей научить ребенка самодисциплине внушить ему, что теперь у него есть обязанности, которые он должен выполнять. Также стоит отметить, что в будущем самодисциплина ему очень сильно пригодится, поможет состояться в социуме.
3. «Мне просто неинтересно!»
Как ни странно, такая причина является очень распространенной. Идя в школу, ребенок ожидает увидеть что-то новое, увлекательное. Как оказалось, школа, для детей младших классов – это нудное, противное, отнимающее много времени занятие, от которого ребенок не получает удовольствия и всеми силами старается избегать учебы. Детям могут быть непонятны какие-то предметы. Если им скучно на уроках, они и дома особо стараться не будут. Часто дети не могут понять, для чего им нужны те или иные знания, что они дают. Что делать родителям? Нужно помочь ребенку увидеть смысл и практическое применение этих знаний в жизни, мотивируя, таким образом, на их получение.
4. Отношение в классе, «травля» со стороны одноклассников.
К большому сожалению буллинг и травля со стороны тех, с кем учишься в школе, является самой «больной» для ребенка, у которого еще не до конца сформировался психологический портрет, самооценка. В таких случаях чаще всего возникают детские травмы, ведущие за собой действительно огромные последствия. Даже простив обидчиков и понемногу забывая такие ситуации, страхи прошлого все равно, рано или поздно «догонят» его. Что делать родителям? В самом начале жизни ребенка и его появления в семье, стоит выстроить с ним доверительные отношения. Ребенку, особенно в младшем возрасте важно понять, что дом – это место, где его не обидят, защитят, помогут, и всегда будут любить. Если же с этим имеются проблемы, все равно стоит дать понять ребенку, что семья – его самые близкие и надежные друзья, его крепость. Разговор с ребенком может открыть глаза на многое, в таких случаях законные представители обязаны вмешаться и устранить проблему. Если родитель не справляется, помощь психолога окажется наилучшим вариантом. Чаще всего после даже простого обсуждения проблем друг с другом, в семье возникает доверие и гармония.
5. « Я так устал..»
У детей в первом классе это связано с резким возрастанием нагрузок, к которым они не привыкли. Усталость снижает способность к восприятию новых знаний. Родителям кажется, что ребенок не хочет учиться, а ему просто тяжело. Что делать родителям? Достаточно правильно организовать его рабочий день – чередовать занятия с отдыхом, играми и прогулками, в таком режиме ребенку станет легче. Реагировать на нежелание ребенка учиться, безусловно, надо. Главное, чтобы родительское желание добиться от ребенка больших результатов не разрушило доверительные семейные отношения.
Основные причины среднего и старше школьного возраста.
1. « В школе скучно..»
Самая частая причина нежелания учиться у подростков – скука. Когда-то школа была окном в мир. Вокруг был унылый нелёгкий быт, а в школе — рассказы географа о необыкновенных странах и приключениях, картинки в учебниках и книгах (дома у многих ни одной книжки не было). Вокруг — серая и однообразная борьба за существование, а в школе — знания, возможности, социальный лифт, первые крепкие дружбы и первые мечты. Это ощущалось, и наши прадеды и прабабушки бежали в школу вприпрыжку по пять-семь километров лесом. Однако время движется, не стоит на месте. Сейчас все стало иным, нежели было раньше. Это абсолютно нормально, но все же возникают трудности. Вокруг интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций, красок. Учителю приходится постараться, если он хочет заинтересовать ребят так же сильно, как те стимулы, которые с детства окружают их в реальности и в сети. Школа не может угнаться за жизнью. И детям в ней скучно. Что делать родителям? Лучшие из учителей умеют дать детям то, чего никто больше дать не может, — живое общение с понимающим взрослым. Они будят мысль и учат ловить кайф от коллективного и индивидуального решения задач, анализа художественного текста или исторической ситуации. Стоит попробовать найти школу, где такой учитель есть. Хотя бы один. А лучше несколько, но это действительно нужно постараться найти…
2. « У меня ничего не получается! Я вечный неудачник!»
Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они вообще не приспособлены к нашей классно-урочной системе. Не слышат учителя на уроке, не успевают делать задания, не могут быстро усвоить материал. Причины могут быть разными — обычно это всевозможные задержки развития, дефицит внимания, специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Конечно, задержки постепенно компенсируются, но ребёнок уже привык считать себя аутсайдером. Он отстал от программы, желания учиться не выработалось, ассоциации со школой однозначно плохие: это место, где я вечный неудачник. В нашей школе неуспеваемость ученика — целиком его вина. Если ты не можешь постараться так, чтобы получилось, то ты плохой и негодный. Иногда ребёнок нормально учился в начальной школе и «скатывается» в 5–6–7-м классе: программа стала труднее, а мозг не успел вырасти. Что делать родителям? Срочно брать ситуацию в свои руки. Иногда для этого приходится работать с логопедом или психологом, иногда — менять школу или даже форму обучения. Не бывает прирождённых двоечников. Не бывает «просто ленивых и нерадивых». Постоянные двойки — не вина ученика, каждый может и должен получать знания в своём темпе. Также это важно осознавать и самим родителям.
3. Плохие отношения с одноклассниками.
Как мы уже знаем, с данной проблемой также сталкиваются и младшие школьники, о которых говорилось выше. Это подтверждает масштаб проблемы, связанный с «травлей» и булингом в школе. Бывает так, что школьный коллектив хуже офисного, потому что взрослый может уйти от коллег на другую работу, а ребёнку от одноклассников деться часто некуда. Он их не выбирал, и, если дружба или хоть минимальный нейтралитет не складывается, школьная жизнь становится адом. Хорошо, если в школе есть с кем пообщаться или хотя бы уроки спросить. А если таких не найдется? Что делать родителям? Проблемы школьного коллектива решаются только системно, и делать это должны взрослые — учителя и администрация. К сожалению, ничего другого тут не придумаешь.
4. «Нет сил, ничего не хочу».
Ребёнок не хочет не только учиться, но и вообще почти ничего. Может быть, это преходящая подростковая астения — скачок роста, начало полового созревания. Может быть, признак болезни, например, депрессии. Есть дети, у которых сил, настроения, здоровья всегда чуть меньше, чем нужно. Или даже намного меньше. Это дети, которые в 4–5-м классе могут прийти из школы и лечь спать. Активному ребёнку школа, как кажется, нипочём, но и он в какой-то момент может «сдуться» и сказать: не хочу вставать, не хочу в эту школу, где столько народу и всё время нужно что-то делать. Это не лень, а защитный механизм тела и психики. У каждого этот механизм свой. Все люди разные, с этим нужно считаться. Что делать родителям? Дайте своему ребенку отдохнуть. Поверьте, за один – два дня ничего такого не случится, если ребенок пропустит занятия. Разрешайте отдыхать и валяться в постели. Нужно устраивать дополнительные каникулы. Если совсем невмоготу — какое-то время поучиться дома. Здоровье всегда дороже!
5. « Я боюсь, у меня ничего не получится!»
Убить учебную мотивацию можно страхом соревнования или экзаменов. Сейчас это мощнейший фактор. Дети конкурируют между собой: «У неё двойки за все ВПР, вот курица!». Подзуживают и некоторые родители: «Почему четвёрка?» Страх по поводу ЕГЭ принимает порой китайские масштабы (в Китае регулярны экзаменационные самоубийства). Маленькому менеджеру-ученику страшно не оправдать ожиданий, ощутить себя неудачником.
Есть ученики, для которых конкурентная среда по разным причинам — яд.
Медлительные дети, которые не могут «с блеском показывать эффективный результат».
Дети, которые боятся, что родители расстроятся или рассердятся, что одноклассники их будут троллить.
Дети нервные, невротичные, пугливые — эти могут вообще сломаться.
Дети с резко повышенным перфекционизмом — то же самое.
Дети с особыми интересами — не могут выучить то, что не зацепило эмоционально, зато уж свою любимую тему знают не на школьную пятёрку, а сразу на кандидатскую.
Что делать родителям? Не учиться вообще, тоже не выход. Сойти с дистанции куда безопаснее, ведь страх не показать результат убивает удовольствие от процесса. Важно!!! Решительно снимать страх: убирать конкурентную среду, не бояться упустить время. Образование можно получить когда угодно и как угодно, а жизнь у нас только одна, и психика тоже.
6. Зависимость от гаджетов.
Информационные зависимости многочисленны и разнообразны. Привычка тоннами потреблять лёгкий контент может здорово сказаться на желании ребёнка вкладывать себе в голову что-то посложнее. Часто ребёнок, получивший телефон с интернетом, быстро перестает интересоваться не только школой, но и чем бы то ни было ещё. Что делать родителям? Ответа нет. Каждый выбирает для себя сам, что ему важнее и чему уделять большее внимание.
7. « Мне не до этого»
Ребёнку или подростку может быть просто не до учёбы. Тяжело болен один из родителей. Умер домашний питомец. Ребенок влюблён, переживает неудачу или чего-то сильно боится. Мало ли в жизни бывает проблем. К этому же пункту относятся дети, на которых чаще всего жалуются учителя. Как правило, это дети, у которых дома действительно всё неправильно. Не обязательно маргиналы, в богатых семьях тоже встречается и равнодушие родителей, и насилие, и заброшенность, и одиночество. Ребёнок ни к кому не привязан, о нём никто особо не заботится, его, возможно, развращают деньгами или чем-то ещё — каким он будет расти? Какого интереса к учёбе можно от него ожидать? Что делать родителям? Пытаться поддерживать. Если речь об учителях, которые видят ребёнка только в школе, то вряд ли они смогут кардинально изменить его жизнь. Потребность в саморазвитии ребёнок чувствует, только если удовлетворены базовые потребности — в тепле, безопасности, общении.
8. « Избыток – перекорм»
Потребление знаний – это не пассивный процесс. В норме всё происходит так: сначала у ребёнка возникает познавательный интерес, потом он делает самостоятельные движения в этом направлении (задаёт вопрос, что-то ищет) и уж потом — как награду — получает знания и умения (ответ на вопрос, или книжку, или видео, или какой-то новый опыт). В наши дни родители нередко ставят этот процесс с ног на голову и начинают впихивать в ребёнка знания и умения до того, как он сам заинтересовался какой-либо темой. Понятно, родителям хочется, чтобы знания оказались в его голове пораньше. Ребенок не коробочка, в нем всё должно происходить по естественному, природному порядку: сначала мотивация, потом вознаграждение. Что делать родителям? Стоит просто отстать от ребенка, прекратить это избыток знаний – перекорм.
9. Другой интерес.
Доучившись до девятого класса, у ребенка резко и неожиданно меняются интересы, это как снег на голову для родителей. Часто можно услышать: «Не хочу высшее образование, хочу быть массажистом или парикмахером, всю жизнь работать в табачном магазине, учить других краситься или вообще зарабатывать на стримах. А что? Это тоже отличное занятие. Не всем же быть академиками» Также может хотеться приключений. Куда-то поехать, где-то потусоваться, попробовать одно и другое, хлебнуть разной жизни и всяческого опыта. Что делать родителям? В каждом случае по-разному. Всё зависит от того, насколько серьёзен интерес подростка и что он готов делать, чтобы следовать своему жизненному плану. В любом случае «заставить силой» или «просто отойти в сторону» не выйдет. Такие вещи можно и нужно обсуждать вместе, сообща, взвесив все «за» и «против». Только тогда можно найти верное решение.
Заключение.
В заключении хочется сказать, что большинство трудностей и проблем действительно временны. Их можно решить, стоит только постараться. Также как и с не желанием учиться. Его можно устранить, тем самым используя различные способы. Ваш ребенок вырастет, а сейчас важно не упустить время. Стоит отметить, что решение проблемы стоит подбирать исходя из нее самой. Данная статья рассказывает о реальных проблемах, которые существуют, существовали и наверняка будут существовать. Дорогие родители, помогите ребенку осознать ценность обучения и понять, как школьные знания пригодятся в жизни. Начните разговор об этом, только когда ребенок готов. Не давите, и не заставляйте его слушать вас. Если подросток увлекается чем-то — покажите, как его увлечение связано со школьными предметами. Развивайте у ребенка интерес к учебе, ведь это действительно пригодится в дальнейшей жизни. Пусть вашими лучшими помощниками станут учителя и школа!
Литература
1. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. «Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы» Психологическая наука и образование. 2019. Том 24, № 3. С. 32−42
2. Барбер М., Муршед М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира» Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7−60.
3. Методика Ш. Ахмадулина. «Как помочь ребенку учиться на 4 и 5.»
Психологическая наука и образование. 2018.