Статья: «Полифония и её разновидности».
Термин «полифония» происходит от греческих слов poly – много и phone – звук. Буквальное его значение – многоголосие. Но не любое многоголосие называют полифоническим, а только такое, в котором, как уже было сказано, все голоса мелодически значимы. Именно поэтому полифонию иначе называют «ансамблем мелодий».
Выделяют три вида полифонии: подголосочная, контрастная, имитационная. Их краткие характеристики, необходимые для определения вида фактуры, таковы.
Подголосочная полифония возникает при одновременном изложении мелодии и ее варианта-подголоска (или вариантов-подголосков). Подголосок, как правило, сохраняет интонационную основу мелодии, от которой он ответвляется, и может быть ей в ритмоинтонационном отношении в разной степени близок. Подголосок тем ближе к ведущей мелодии, чем продолжительнее он с нею движется эквиритмически, параллельно, и тем дальше от нее, чем больше между ними различий.
Контрастный вид полифонии образуется при одновременном изложении разных мелодий.
Различия между ними прежде всего ритмические, но также и в рисунке мелодической линии.
Имитационный(лат. imitatio – подражание) вид полифонии складывается при повторении обычно непродолжительной мелодической темы, только что прозвучавшей в другом голосе.
Часто различные виды полифонии взаимодействуют. Например, в приведенном ниже примере верхний и средний голоса – тема и подголосок, а нижний им контрастирует.
Каковы функции голосов в полифонии?
В подголосочной полифонии главный голос – излагающий основную мелодию, а подчиненный (подголосок) – излагающий ее вариант.
В контрастной полифонии, как уже отмечалось, одновременно проводятся разные темы. В имитационной полифонии главный голос – излагающий тему, и эта функция поочередно переходит от одного голоса к другому. Передав тему другому голосу, первый становится подчиненным – он ведет теперь сопровождение (противосложение) к теме.
История становления и развития полифонии.
Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.
Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.
Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.
Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия
Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:
Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;
Основа – модальность, широко используются модальные лады.
Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;
Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;
Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.
Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.
Скачок должен быть в пределах октавы.
Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.
Два скачка возможны только в противоположном движении.
Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.
Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.
Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:
Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.
Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.
Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.
Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.
Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.
Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия
Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.
Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:
Тема (proposta)–музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.
Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.
Противосложение–контрапункт к ответу.
Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.
Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:
Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.
Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.
Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.
Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.
Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.
Основные полифонические жанры.
Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.
К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:
Органум – средневековый жанр многоголосной музыки.
Баллада – строфический жанр вокальной музыки, распространенный в Средневековье.
Мотет – (в переводе со старофранцузского - слово) – вокальный, полифонический жанр. Содержание мотете передается через слова, распеваемые в нем. Отличается изысканностью и красотой.
Магнификат – полифоническое произведение, написанное на монодические хвалебные распевы, славящие Деву Марию.
Мадригал – вокальное сочинение с любовно-лирическим текстом на родном языке, первые образцы появились в Италии.
К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры:
Месса – жанр католической, церковной музыки, написанной в технике полифонического письма. Состоит из 5 частей. Язык текстов – латинский.
Ричеркар – жанр клавирной или органной музыки с применением имитационно-полифонической техники письма.
Канцона – многоголосная песня о любви с мелодическим аккомпанементом на лютне, клавесине или виоле.
Прелюдия – это пьеса-вступление, написанная в единой фактуре.
Фуга (с итальянского – бег) – самостоятельное произведение, основанное на имитационном развитии материала со строгим соблюдением формы.
Сюита – цикл танцевальных пьес.
Фантазия – полифоническое произведение в свободной форме.
Чакона – вариации, отличающиеся остинатной темой в басу, сохраняющей свой вид до конца произведения.
Пассакалья – медленный танец в трехдольном метре с неизменной гармонией.
Оратория – вокальное произведение для хора. Сюжетной основой часто выступали библейские сказания.
Кантата – многоголосное произведение, написанное в крупной форме для хора или солиста.
Инвенция (в переводе – изобретение) – инструментальное произведение, основанное на полифонических приемах.
Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.