СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Полифония и её разновидности».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «полифония» происходит от греческих слов poly – много и phone – звук. Буквальное его значение – многоголосие. Но не любое многоголосие называют полифоническим, а только такое, в котором, как уже было сказано, все голоса мелодически значимы. Именно поэтому полифонию иначе называют «ансамблем мелодий».

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Полифония и её разновидности».»

Статья: «Полифония и её разновидности».

Термин «полифония» происходит от греческих слов poly – много и phone – звук. Буквальное его значение – многоголосие. Но не любое многоголосие называют полифоническим, а только такое, в котором, как уже было сказано, все голоса мелодически значимы. Именно поэтому полифонию иначе называют «ансамблем мелодий».

Выделяют три вида полифонии: подголосочная, контрастная, имитационная. Их краткие характеристики, необходимые для определения вида фактуры, таковы.

Подголосочная полифония возникает при одновременном изложении мелодии и ее варианта-подголоска (или вариантов-подголосков). Подголосок, как правило, сохраняет интонационную основу мелодии, от которой он ответвляется, и может быть ей в ритмоинтонационном отношении в разной степени близок. Подголосок тем ближе к ведущей мелодии, чем продолжительнее он с нею движется эквиритмически, параллельно, и тем дальше от нее, чем больше между ними различий.

Контрастный вид полифонии образуется при одновременном изложении разных мелодий.

Различия между ними прежде всего ритмические, но также и в рисунке мелодической линии.

Имитационный(лат. imitatio – подражание) вид полифонии складывается при повторении обычно непродолжительной мелодической темы, только что прозвучавшей в другом голосе.

Часто различные виды полифонии взаимодействуют. Например, в приведенном ниже примере верхний и средний голоса – тема и подголосок, а нижний им контрастирует.

Каковы функции голосов в полифонии?

В подголосочной полифонии главный голос – излагающий основную мелодию, а подчиненный (подголосок) – излагающий ее вариант.

В контрастной полифонии, как уже отмечалось, одновременно проводятся разные темы. В имитационной полифонии главный голос – излагающий тему, и эта функция поочередно переходит от одного голоса к другому. Передав тему другому голосу, первый становится подчиненным – он ведет теперь сопровождение (противосложение) к теме.

История становления и развития полифонии.

Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.

Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними. 

Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.

Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия

Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:

  • Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;

  • Основа – модальность, широко используются модальные лады.

  • Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;

  • Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;

  • Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.

  • Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.

  • Скачок должен быть в пределах октавы.

  • Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.

  • Два скачка возможны только в противоположном движении.

  • Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.

Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности. 

Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:

Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.

Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.

Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.

Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.

Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.

Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия

Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.

Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:

  • Тема (proposta)–музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.

  • Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.

  • Противосложение–контрапункт к ответу.

  • Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.

  • Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:

  • Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.

  • Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.

  • Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.

Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.

Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.

Основные полифонические жанры.

Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.

К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:

  • Органум – средневековый жанр многоголосной музыки.

  • Баллада – строфический жанр вокальной музыки, распространенный в Средневековье.

  • Мотет – (в переводе со старофранцузского - слово) – вокальный, полифонический жанр. Содержание мотете передается через слова, распеваемые в нем. Отличается изысканностью и красотой.

  • Магнификат – полифоническое произведение, написанное на монодические хвалебные распевы, славящие Деву Марию.

  • Мадригал – вокальное сочинение с любовно-лирическим текстом на родном языке, первые образцы появились в Италии.

  • К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры: 

  • Месса – жанр католической, церковной музыки, написанной в технике полифонического письма. Состоит из 5 частей. Язык текстов – латинский.

  • Ричеркар – жанр клавирной или органной музыки с применением имитационно-полифонической техники письма.

  • Канцона – многоголосная песня о любви с мелодическим аккомпанементом на лютне, клавесине или виоле.

  • Прелюдия – это пьеса-вступление, написанная в единой фактуре.

  • Фуга (с итальянского – бег) – самостоятельное произведение, основанное на имитационном развитии материала со строгим соблюдением формы.

  • Сюита – цикл танцевальных пьес.

  • Фантазия – полифоническое произведение в свободной форме.

  • Чакона – вариации, отличающиеся остинатной темой в басу, сохраняющей свой вид до конца произведения.

  • Пассакалья – медленный танец в трехдольном метре с неизменной гармонией.

  • Оратория – вокальное произведение для хора. Сюжетной основой часто выступали библейские сказания.

  • Кантата – многоголосное произведение, написанное в крупной форме для хора или солиста.

  • Инвенция (в переводе – изобретение) – инструментальное произведение, основанное на полифонических приемах.

Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!