Понятие «метапредметная компетентность» в контексте ФГОС и нового
ФЗ «Об образовании»
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Сегодня общество как никогда нуждается в образованных мобильных людях, чувствующих ответственность за судьбу страны; способных подвергать анализу свои действия и общую ситуацию; готовых самостоятельно принимать решения и прогнозировать возможные последствия; желающих сотрудничать друг с другом.
Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.
Новый стандарт , помимо предметных, ориентирует на достижение личностных и метапредметных результатов.
Впервые образовательные стандарты получили правовой статус, закрепленный в законодательной базе.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования (слайд 2).
ФГОС – это требования к результатам освоения, структуре, условиям реализации образовательной программы.
Результаты образования, цель которого состоит в том, чтобы передать от учителя к ученику опыт, накопленный человечеством, отчуждены от учащегося, поскольку образовательный процесс в этом случае монологичен, направлен в одну сторону. Особенности «принимающей» стороны: личностные цели, смыслы, характер ученика – не принимаются во внимание. Таким образом, передается не опыт, а информация в готовом виде: факты, правила, дефиниции, законы и т.д. – то, что не может обеспечить целостного представления о мире.
Старый лозунг «Учись учиться» приобретает современное звучание, поскольку школа призвана вооружить учащегося не только (и не столько) некоей суммой знаний, но, прежде всего, научить его самому добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и применять полученные знания на практике. Именно достижение метапредметных результатов, или, иными словами, формирование универсальных учебных действий (УУД) призвано решить эту задачу.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях (слайд 3).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком значении термин «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (слайд 4).
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (слайд 5).
«Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).
Иногда это называют универсальными знаниями и способами.
Иногда – мыследеятельностью. (слайд 6).
Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.
Реализация педагогом метапредметного подхода в образовательном процессе требует соблюдения ряда метапредметных принципов таких как: универсальность, интегративность, вариативность, рефлексивность, целостность, фундаментальность, полифункциональность, междисциплинарности. Сегодня учителю просто жизненно необходимо владеть метаумениями. Важнейшее из них – способность быстро адаптироваться к меняющимся организационным условиям образовательной среды и эффективное самообразование (слайд 7).
Метапредметная компетентность учителя включает:
знание современной дидактики урока;
владение приёмами и методами организации познавательной деятельности;
умение проектировать урок с позиций формирования УУД;
разносторонность профессиональной деятельности;
полипредметность и полифункциональность умений и навыков в разных сферах и областях;
личностные качества педагога, характеризующие его как конкурентноспособного индивида, обладающего решительностью, смелостью в отстаивании своего мнения и способность к сопереживанию (слайд 8)
КАК УЧИТЬ, РАБОТАЯ НА МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
- Как строился урок традиционно? (слайд 10)
Традиционный школьный урок проходит по известному сценарию: учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание –выученный параграф; затем ставит оценку и спрашивает следующего школьника. Во второй половине урока учитель обычно объясняет новую тему и задает домашнее задание.
- Современный урок по проблемно-диалогической технологии (слайд 11).
Новые же стандарты предполагают совершенно иной план работы. Акцент делается не на получение отвлеченных от жизни знаний, а на необходимости познания окружающего мира, подготовке ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработке умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни.
(слайд 12 - 25)
Метапредметные результаты освоения ФГОС | Метапредметная компетентность учителя |
| |
умение управлять своей деятельностью, осуществлять, контроль и коррекцию, объективно оценивать результаты деятельности. | Владение способами организации самоконтроля и взаимоконтроля. Умение организовать оценочную рефлексивную деятельность обучающихся. |
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей. | Умение составлять метапредметные задания, направленные на формирование познавательных (логических) УУД |
Владение навыками поисковой, познавательной и проектной деятельности. Умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации. | Знание технологии проблемного обучения; Умение применять метод проектов; Владение способами формирования познавательных (общеучебных) УУД |
владение навыками сотрудничества, умение слушать и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, принимать мнение других | Умение организовать учебный диалог (дискуссию); Умение организовать продуктивное взаимодействие ( учитель – ученик, ученик – ученик) Владение способами формирования коммуникативных УУД |
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов | |
Педагогические средства:
Создание проблемных ситуаций.
Развитие умения воспринимать информацию, способность к рефлексии.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания:
приём составление плана,
приём составления граф – схемы,
приём тезирования,
приём составления сводной таблицы,
приём комментирования,
приём логического запоминания учебной информации.
чтение с остановками,
чтение с пометками,
составление кластера,
синквейн.
Дискуссия.
Групповая форма работы.
написание эссе,
составление телеграммы,
составление памятки,
составление инструкции,
стихотворение по алгоритму,
письмо по кругу,
синквейн.
Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке, должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение. Наставник детей должен владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности. Всю особенность учебного процесса можно понять и прочувствовать лишь через собственный опыт работы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что метапредметный подход имеет явные перспективы для развития в образовании, так как метапредметные компетенции педагога напрямую выражены в результатах образования.
Рефлексия (слайд 26).
Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию:
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
Р. Декарт.
«Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
«Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться».
Ф. Ларошфуко.
«Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
«Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносова.
«Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь
С.И. Ожегова).
«Великая цель образования не знания, а действия», - сказал в свое время Герберт Спенсер.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем – то в след,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога, что ты сам искал,
Вовек не позабудется.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
2. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
4. Стимульный материал к методике “Дерево” http://www.psyoffice.ru/3-0-stimulmat-8.htm
5. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
6. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
7. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия //sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/