«Повышение уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством применения активных форм работы на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности»
Черноусова Наталья Ивановна, учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, «Казацкая средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области
Начальное образование
Духовно–нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и развития высоконравственного, ответственного, творческого гражданина России.
Введение в учебный план предмета «Православная культура» открыло новые возможности в организации учебно – воспитательного процесса, в работе по повышению уровня нравственной воспитанности. Я поставила перед собой задачу по определению эффективности путей использование традиций православной культуры для воспитания нравственности обучающихся.
Меня заинтересовала проблема повышения уровня духовно - нравственного воспитания младших школьников.
В апреле – мае 2019 года была проведена диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой среди обучающихся 4 – х классов. В результате диагностики было выявлено у 12% обучающихся – высокий уровень нравственной воспитанности, 28% обучающихся обладали средним уровнем, 36% обучающихся продемонстрировали уровень ниже среднего и 24% обучающихся оказались с низким уровнем нравственной воспитанности.
Анализ проведенной диагностики свидетельствовал о необходимости работы по повышению уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся посредством активных форм. Вера, духовность, нравственность всегда были и остаются основными надежными ориентирами в жизни. Они, как не скудеющие источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее.
Вопрос духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых проблем, стоящих перед государством и обществом. Наши предки воспитывали своих детей на житиях Святых, на примерах защитников православной веры и Отечества, на уважении к славному героическому наследию русского народа, традициям православной культуры. Долгие годы духовно – нравственный опыт христианства в воспитании подрастающего поколения был не востребован.
На современном этапе развитии российского образования возникли предпосылки и существуют условия для использования традиций православной культуры при организации воспитательной работы в школе.
В соответствии с Постановлением правительства Белгородской области с 2006 года в школах стал преподаваться предмет «Православная культура», затем в рамках реализации ФГОС во всех школах страны в учебные планы была ведена внеурочная деятельность духовно – нравственного направления, а с 2011 года – комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Это привело к значительным изменениям в работе по повышению уровня нравственной воспитанности обучающихся. Потребовались новые подходы при организации учебно – воспитательного процесса.
В настоящее время в практике работы педагога наблюдается устойчивое противоречие между пониманием необходимости повышения уровня духовно – нравственного воспитания младших школьников на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») и во внеурочной деятельности и недостаточным использованием возможностей активных форм для решения этой проблемы.
Для раскрытия содержания духовно–нравственного воспитания необходима единая трактовка понятий "духовность", "нравственность".
Понятием "духовность" обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – основная проблема любого общества и государства. Поэтому вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по–разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
К.Д. Ушинский наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… »
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные психологи и педагоги. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, В.В. Поповой эффективность уровня нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности учащихся, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих работах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления нравственной воли.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
Компонентами нравственной воспитанности являются:
• отношение к обществу (отношение к родной природе, гордость за свою страну, служение своими силами, забота о своей школе);
• отношение к умственному труду (познавательная активность, стремление реализовать свои интеллектуальные способности, саморазвитие
организованность в учении);
• отношение к физическому труду (инициативность и творчество в труде,
самостоятельность, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда);
• отношение к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми);
Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навык практических действий. Этому могут способствовать активные формы работы, способствующие глубокому пониманию и усвоению материала.
Таблица 1. Активные формы организации учебно – воспитательного процесса
Формы работы | Виды работы |
Беседа. В основе беседы лежит хорошо продуманная система вопросов, которые логически связанные между собой, по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. | Творческая мастерская. Научить обучающихся, сплоченно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы из собранных вместе материалов. |
Взаимные вопросы и задания по группам. После чтения текста, просмотра мультфильма или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. | Расшифруй слово. Используется при создании проблемной ситуации. |
Взаимообъяснение. Учащиеся выступают в роли учителя, рассказывают, демонстрируют, объясняют одноклассникам небольшой фрагмент темы или учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой путь выполнения задания. | Ассоциации. Используется при объяснении нового материала, закреплении и рефлексии. Обучающиеся в группах выбирают только те понятия, иллюстрации, которые относятся к изучаемой теме, объясняют значение понятий и выражают личностное отношение к данным явлениям. |
Интервью. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в качестве материала для создания проблемных ситуаций. | Кроссворды. Обучающиеся составляют самостоятельно и по группам предлагают решить его. |
Данные формы работы на уроках комплексного учебного курса ОРКСЭ и при организации внеурочной деятельности способствуют повышению уровня духовно – нравственного воспитания младших школьников.
Православная психология признает в душе человека три основные силы или способности: ум, чувство (сердце) и волю. Умом человек познаёт окружающий мир и его жизнь. Чувством – сердцем – человек отзывается на воздействие и впечатление из внешнего мира. Воля человека есть та сила его души, через которую он сам вступает в мир и действует в нём. Формирование нравственного характера личности зависит от направления действия воли человека. Чтобы быть добродетельным, человек должен творить добро другим, работать над самим собой, бороться со своими недостатками и пороками. И только таким образом происходит развитие добрых, нравственных качеств личности. В таком подвиге у каждого человека вырабатывается его нравственный облик. И остановки на этом пути быть не может.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что использование активных форм работы при организации обучения по комплексному учебному курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») и при организации внеурочной деятельности духовно – нравственного направления на основе традиций православной культуры является основой успешной работы по повышению уровня нравственной воспитанности младших школьников.