Игра на уроке. Повышение мотивации школьников.
Сопова Л.Н.
Не секрет, что игра очень значима для детей школьного возраста. Дети постоянно играют, это и компьютерные, и ролевые игры, и игры по определенным правилам. Игре отводится очень важная роль — это и возможность пережить жизненные ситуации, и представить себя взрослым, и почувствовать успех. Особенное значение игра имеет для детей начальной школы, для который игровая деятельность является ведущей в из псиологическом развитии. Но и в более старшем возрасте игру нельзя сбрасывать со счетов. Игра позволят сделать обучение макимально близким, понятным, увлекательным. Очень интересна цитата Симона Соловейчика из его книги «Учение с увлечением»: «…Если охоты учиться нет - учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности». Тут игра придется как нельзя кстати.
Что такое игра? Игра это процесс, к котором две или более сторон конкурируют между собой, преследуя определенную цель, в игре дети моделируют ситуации, воспроизводят роли и отношения, учатся договариваться, говорить «нет», отстаивать свою точку зрения и доказывать ее ценность. Через эту вымышленную ситуацию ребенок может узнать многие вещи, приобрести опыт социального взаимодействия, который им пока недоступен в реальной жизни. Игра не только увлекает и развлекает, но и развивает ребенка как личность.
Огромный потенциал игра имеет именно на уроках иностранного языка. Игра позволяет разнообразить занятия, «завернуть» знания в красивую обертку, облегчить запоминание нового материала, или незаметно выполнить рутинную отработку языковых конструкций. Но самое большее значение она имеет в том смыле, что позволяет перенести акцент с процесса изучения языка, на его использование. Язык в игре превращается из цели в средство, давая детям бесценный опыт использования полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Приведу несколько успешных примеров из своего опыта применения ягр в начальной школе.
Неизменный успех имеет игра «Угадай слово». Один из учеников выходит к доске и получает карточку с только что изученным словом по теме школьных принадлежностей. Остальные должны угадать, что за предмет у него есть.
Have you got a pen?
No, I haven't.
Have you got a book?
Yes, I have.
Угадавший становится ведущим. Дети с большим азартом задают вопросы, причем засчитываются только правильные конструкции. Таким нехитрым, но очень интересным способом ученики запоминают новые слова, отрабатывают порядок слов вопроса и краткие ответы. Часто просят поиграть еще на следующем уроке. Тогда можно усложнить правила и задавать вопросы про мальчика Ника, нарисованного в виде смешной рожицы на доске. Тут уже нужно будет дополнительно вспомнить про изменение окончания в 3 лице единственного числа и местоимение «he». Потом поменять задание, дорисовав бантики и превратив Ника в Николь — детям очень нравятся и сами рожицы, вызывая смех — тут уже пригодится местоимение «she».
Другая очень любимая младшими школьниками игра «Кот в мешке». В небольшой непрозрачный мешочек помещается игрушка, необходимо задавать наводящие вопросы до тех пор, пока слово не будет угадано. Представляется очень большое поле для использования языка, это и вопросительные слова, и опять же пордок слов вопроса, и прилагательные, и названия животных.
Is it an animal?
Is it tall?
What colour is it?
Is it a giraffe?
Дети задают вопросы со своих мест, поднимая руки, выигравший выходит к доске и получает право достать игрушку из мешочка.
Есть бесконечное число игр, которые можно использовать на уроке, здесь все зависит от фантазии учителя. Можно подобрать игры на любой возраст обучающихся. Игры могут быть подвижными, командными, настольными, даже контрольную можно превратить в увлекательную игру. Чем старше становятся дети, тем увлекательнее и разнообразнее могут быть игры, тем больше языка можно задействовать. Не забывая однако, про изменение потребностей обучающихся, если в начальной школе детей больше увлекает движение, то со сраршими школьниками целесообразнее выбирать ролевые профессиональные игры, например, инсценировать пресс-конференцию или предложить снять свое собственное кино.
Игры украшают урок, повышают мотивацию школьников, делая процесс обучения интереснее и эффективнее, как говорил А.Франц: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».