Практика наставничества среди обучающихся объединения «Веселые ложкари»
Представляю вашему вниманию опыт объединения «Веселые ложкари» МБУ ДО ЦЭВДМ г.о.Самара в реализации трека наставничества «Дети учат детей».
Почему наставничество среди учащихся – перспективная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования. И чем обусловлен социальный заказ на наставничество среди учащихся художетсвенно-эстетической направленности дополнительного образования.
Следует обратиться к двум основным документам Правительства Российской Федерации «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и «Концепции развития дополнительного образования»
Целью государственной политики в области образования, как отмечено в этих документах, является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
На наш взгляд, актуальным направлением модернизации системы дополнительного образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности юного гражданина нашей страны.
Художественно-эстетическое воспитание
Наставничество среди учащихся объединения «Веселые ложкари» – это добровольный вид деятельности социально активных детей, объединенных не только передачей опыта от «старшего» к «младшему», но и умением сопереживать, понять и принять.
Цель наставничества среди учащихся
•выявление и воспитание обучающихся-лидеров, волонтеров и патриотов;
•выявление и воспитание "компетентных лидеров" среди обучающихся;
•воспитание личности средствами музыкального искусства и народных традиций
Приоритетные задачи
•творческое развитие;
•интеллектуальное развитие;
•досуг;
•предпрофессиональное самоопределение;
•отбор талантов;
•творческая самореализация;
•профилактика детских правонарушений;
•патриотическое воспитание;
•социализация.
Наставничество среди учащихся как практика в объединении «Веселые ложкари»:
-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельных категорий учащихся;
-это добровольческая практика;
-это движение с целью добиться большего в собственной жизни и будущей профессии (помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, оттачивают профессиональные компетенции, формируют новые социальные связи).
Ребенок-наставник: «Кто и для чего»
На сегодняшний день учащийся-наставник - это воспитанник, который обучается в детском творческом объединении не менее 3х лет (или освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу не менее чем на 60%), обладающий сформированным комплексом профессиональных и личностных качеств, обладает высокими показателями в обучении, высоким уровнем творческих достижений, прилежен и трудолюбив.
Такая форма работы как ответственность за подопечных у учащихся-наставников развивает чувство ответственности и является профилактикой «звездной болезни», потому что ребенок оказывается в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих подопечных.
«Компетентностные лидеры» среди учащихся.
Если говорить об учащихся в треке наставничества «Дети учат детей», как о «компетентностных лидерах», то для начала стоит понять, какие требования по отношению к ним выдвигаются в объединении.
В объединении существует кредо для учащегося-наставника:
- активно участвовать самому в жизни детского творческого коллектива, вовлекать товарищей в полезную общественную работу, в массовые, воспитательные и социально-значимые мероприятия;
- развивать творческое и аналитическое мышление, быть готовым решать творческие и образовательные задачи, поставленные педагогом, образовательным учреждением;
- показывать положительный пример в обучении и коллективном труде, хорошо усвоить правило: если я сегодня знаю и умею мало, то добьюсь того, чтобы завтра знать и уметь больше,
Творческое наставничество:
- Организация творческих событий - фестивалей и конкурсов и различных акций;
- Поддержка детских творческих проектов;
Реализация культурно-образовательных программ - интерактивных игр, семинаров, мастер-классов, открытых лекториев, встреч с интересными людьми;
Проведение культурно-досуговых программ - посещение музеев, театров, концертов; организация экскурсий.
Мастер - классы как форма наставничества у детей.
Преимущества мастер-классов были оценены многими опробовавшими их детьми и родителями. Сочетание пользы с увлекательностью, творчества с командной работой дарят детям именно те яркие незабываемые эмоции, которые каждый мечтает получить от праздника. Ведь всем известно, что любую информацию дети лучше всего воспринимают в игровой форме – именно поэтому интересные мастер-классы для детей становятся идеальной почвой для усвоения новых навыков. Особенно если мастер-классы организованы детьми для детей с целью поделиться умениями и навыками, разделить радость творчества.
Учащиеся объединения проводят мастер-классы для детей первого года обучения. Дети-наставники делятся с другими детьми своим опытом игры на ложках и музыкальных инструмнтах.. Наставник на своем личном примере показывает определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая учебные ситуации понятнее.
Массовые мероприятия, как форма наставничества.
Массовые (концертные и воспитательные мероприятия) – тоже инструмент для реализации трека наставничества «дети учат детей».
Обучающиеся -наставники, совместно с педагогом готовят для своих подопечных массовые мероприятия, либо принимают в них совместное участие
Социальные проекты.
Среди социально-значимых проектов в рамках трека наставничества «Дети учат детей» следует отметить проведение мастер – класса для детей оставшимся без попечения родителей Слюдянского района в отделении реабилитации детей и подростков с огрониченными возможностями.
Большое значение в реализации трека наставничества среди обучающихся, с целью поддержки детских инициатив отводится развитию социального партнерства с детскими учреждениями города.
Вывод:
По результатам проведенного анализа вовлеченности детей в практику наставничества можно утверждать, что объединение «Веселые ложкари» выполняет свою социальную роль, предоставляя качественные образовательные услуги, формируя социально благополучную среду для развития личности обучающихся, их саморазвития и самореализации.
Хорошим показателем наставничества в творческом объединении является участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня, в выставках, городских массовых мероприятиях.