Статья «Правила оценивания на занятиях по иностранному языку».
Нерсесян Лариса Темуровна –
преподаватель дисциплины
ОГСЭ 03 Иностранный язык
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Традиционная методика оценивания не справляется с задачей оценки названных результатов и не способна зафиксировать реальные достижения каждого студента в динамике его личностного развития. В связи с этим встает проблема поиска новых технологий оценивания деятельности обучающихся на занятии.
Введение ФГОС стало причиной качественных изменений в системе оценки результатов, когда акцент с предметных знаний, как основной цели обучения, переносится на достижение личностных и метапредметных результатов образования, которые также должны выступать предметом оценки. ФГОС предусматривают комплексный подход к оценке образовательных результатов и использование разнообразных форм и методов оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения предмета.
Технология оценивания имеет следующие функции:
− обучающая — эта функция оценки предполагает констатацию факта прибавления, и расширение фонда знаний, а не регистрацию имеющихся;
− воспитательная — формирование навыков систематического, добросовестного и ответственного отношения к учебе;
− стимулирующая — воздействие на волевую сферу студента через переживание ситуации успеха или неуспеха;
− диагностическая — непрерывный мониторинг качества знаний обучающихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная коррекция учебной деятельности;
− проверка эффективности обучающей деятельности самого преподавателя, когда контроль и оценка позволяют педагогу получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в собственную педагогическую деятельность.
В системе оценивания на начальном и среднем этапах обучения педагоги до сих пор используют преимущественно традиционный подход к выставлению оценок, что приводит к оценке только предметных результатов. Они оценивают через: внутреннюю оценку, выставляя за работу в аудитории; субъективную (экспертную) оценку (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.); объективную оценку, основанную на анализе письменных работ обучающихся; стандартизированную оценку, основанную на результатах стандартизированных тестов.
За рамками оценочных процедур остается оценивание метапредметных и личностных образовательных результатов при помощи разнообразных технологий оценивания, выбор которых определяется этапом и целями обучения. Для того, чтобы процедура оценивания была наиболее эффективной, следует использовать вариативные стратегии и соответствующий инструментарий, которые способствуют созданию прочного фундамента для дальнейшего успешного обучения. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена и каких результатов необходимо достичь.
Одним из популярных способов оценивания результатов является формирующее оценивание, которое полностью трансформирует роль преподавателя, а учебный процесс выстраивается на основе сотрудничества. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения от цели к качественному результату. В этом случаи часть управленческих полномочий переходит от преподавателя к студенту, преобразовываясь в самоконтроль, самооценку и самокоррекцию. И тогда формирующее оценивание позволяет педагогу отслеживать процесс продвижения каждого обучающегося к определенному результату, помогает корректировать работу на начальной стадии, а студенту почувствовать ответственность за собственное обучение
Самооценивание — это процесс, в ходе которого студенты собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Наличие критериев оценивания работы, с которыми обучающиеся должны быть ознакомлены до начала изучения темы или до начала выполнения заданий — обязательное условие проведения само оценивания. Самооценивание позволяет обучающимся осознать цели учения, определить собственные проблемы, заставят понять, что успех зависит не от удачи или способности, а от прикладываемых усилий, тренировки и применения правильных стратегий.
Взаимооценивание дает студентам возможность закреплять пройденный материал посредством оценивания работ друг друга. Оценивая работу однокурсников, студент отмечает их сильные и слабые стороны, анализируя при этом собственный прогресс.
Критериальное оценивание с использованием критериев позволяет сделать процесс оценивания прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективизации процедуры оценивания.
Самый эффективный способ оценивания — это составление критериев оценивания совместно с студентами. Это мотивирует обучающихся, способствует развитию понимания того, чему нужно научиться и осознанию своих сильных и слабых сторон. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у обучающихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата
Какую бы технику оценивания педагог не избрал, важно помнить, что оценка должна быть проявлением доброжелательности по отношению к студенту. Незнание или ошибка — это стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать студента к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снижает тревожность, повышает учебную мотивацию, способствует динамике успешности, акцентируя внимание на личном прогрессе и достижениях каждого студента, а не его неудачах.
. При использовании техник формирующего оценивания, оценка становится важным элементом контроля и, одновременно, инструментом формирования личностных и метапредметных умений.
Литература:
1. Бартош Д. К. Мониторинг качества школьного языкового образования (иностранные языки): монография / Д. К. Бартош, Н. Д. Гальскова, Н. С. Труановаская, М. В. Харламова. — М.: МГПУ, 2016. — 268 с.
2. Бурлакова И. И. Качество образования и его оценка в системе высшего образования: теория и методология: монография / И. И. Бурлакова. — М.: Изд-во Рос НОУ, 2013. — 112 с.
3. Дойчманн Р. У. Научимся учиться» благодаря стратегиям овладения языком / Р. У. Дойчманн // Вестник МГПУ Журнал Московского городского педагогического университета Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». — М.: МГПУ, 2008. — № 1. — С. 97–105.