СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Предупреждение дисграфии у обучающихся начальных классов" - из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья о предупреждении дисграфии у обучающихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Предупреждение дисграфии у обучающихся начальных классов" - из опыта работы.»

«Предупреждение дисграфии у обучающихся начальных классов» (из опыта работы) - Аннаева М.А., учитель начальных классов МБОУ «Луховицкий лицей».

Проблема нарушения письменной речи у обучающихся - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний обучающихся. Как показывают многолетние исследования, одной из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.  Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушениях не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками.
Основная задача учителя в начальной школе — предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. Именно поэтому основное внимание необходимо уделять обучающимся начальных классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

С каждым годом среди обучающихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Дети поступают в школу педагогически запущенные, имеют различные речевые нарушения. Недостатки произношения отягощают эмоционально - психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают о своих проблемах. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Работу с таким ребенком необходимо строить с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате обследования речи. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной работы, проследить за динамикой речевого процесса.

В общеобразовательной школе необходимо оказывать помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть нужна профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии.
Психологические особенности детей с ОНР:

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе
учебной работы.

4. Недостаточное развитие связной речи.

5. Неустойчивое внимание.

6. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

7. Недостаточное развитие способности к переключению.

8. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

9. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного
материала.

10.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых
явлений.

11.Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Основной задачей учителя является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку.

Что же такое нарушение письменной речи? Как оно проявляется? Как учителю помочь ребенку? В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Устная речь

Должны быть сформированы:

1.Фонематические процессы и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова:

- различать звуки на слух и в произношении;

- слышать и выделять первый и последний звук в слове;

- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

- определять количество и последовательность звуков в слове;

- называть слова с заданным звуком;

- определять количество слогов в слове;

- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;

- уметь составлять слова из звуков и т.д.

2.Словарный запас:
- в своей речи он должен активно использовать все части речи
(существительные, прилагательные, глаголы, наречия);

- подбирать синонимы, антонимы, омонимы;

- понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты) и
т.д.

3.Сформированность грамматического строя речи:

- умение пользоваться развернутой фразовой речью;

- умение пользоваться различными способами словоизменения и
словообразования;

- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в
единственном и множественном числе;

- согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные
прилагательные;

- умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.

- умение работать с предложением;

- правильно строить простые предложения;

- видеть связь слов в предложениях;

- распространять предложения второстепенными и однородными членами;

- работать с деформированным предложением.

4.Связная речь:

К 7 годам ребёнок должен уметь

- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений,
сохраняя последовательность и смысл;

- отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить
пересказ);

- на лексику (полнота и точность использования слов);

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать
сложные предложения);

на понимание текста (он должен правильно формулировать основную мысль).

Факторы  риска неуспеваемости в школе:

- неспособность понять инструкцию;

- неумение организовать свою работу;

- низкий уровень развития памяти;

- бедный запас слов;

- неумение грамотно строить предложение;

- нарушение звукопроизношения;

- низкий уровень координации движений пальцев;

- неумение различать фигуры.

Письменная речь

Трудности формирования навыка письма, с которыми столкнулся не готовый к обучению в школе первоклассник, остаются непреодолимыми и в следующих классах. Дети не владеют навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Им не всегда доступны простые формы звукового анализа: выделение первого звука, нахождение места звука, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова), а также последовательный звукобуквенный анализ слов типа кот. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с мягким знаком на конце и в середине слова, с йотированными гласными я, е, ё, в начале слова или после гласных и ь и ъ. В логопедии нарушение письменной речи обозначают таким термином как дисграфия.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в первом классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

- пропуски гласных букв в середине слова;

- недописывание гласных букв на конце слова;

- пропуски слогов;

- перестановки букв;

- вставка лишних букв;

- персеверации.

Кроме данной группы ошибок, в письменных работах обучающихся с дисграфией встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Постоянная замена одной буквы другой встречается не часто, обычно дети смешивают буквы (то есть наряду с ошибочным написанием бывает правильное, а также происходит двойная замена: то с на ш, то ш на с).

Такие замены и смешения вызваны близостью элементов сравниваемых графем и, главное, тем, что их написание начинается одинаково. Контроль за двигательным актом во время письма должны осуществлять зрительный и кинестетический анализаторы. Но у младших школьников, не овладевших навыком письма должным образом, кинестезии еще не играют главной роли в предупреждении ошибок. Поэтому, написав первый элемент буквы, ребенок может далее ошибочно выбрать последующий элемент (и-у, б-д) или неправильно передать количество однородных элементов (л-м, п-т). Причиной таких ошибок И. Н. Садовникова считает неправомерное введение безотрывного письма с первых недель первого класса.

Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений обучающихся.

Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах обучающихся с дисграфией начального звена встречаются такие, которые связанны с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве обучающихся, относятся:

- отсутствие точки в конце предложения;

- отсутствие заглавной буквы в начале предложения;

- точка не на нужном месте;

- написание каждого предложения с новой строчки.

В связи с недоразвитием пространственных представлений дети допускают ошибки на правописание предлогов и приставок.

Своевременное выявление и устранение дисграфии облегчает в дальнейшем учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Учителям необходимо помнить, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны и носят стойкий характер. Как правило, коррекцию нарушения письменной речи выполняют логопеды. Но и учителя начальных классов заинтересованы в результате своей работы. Они ищут возможность подобрать нужные упражнения для детей с дисграфией.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток, что на уроках всегда использует учитель.

Особенный интерес представляют использование информационных технологий. В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь школьника. Компьютерные обучающие игры позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление у детей вторичных расстройств письменной речи. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный детям. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Поэтому, использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время является эффективным.

Например, используя компьютерную игру "Баба Яга учится читать" можно сформировать навыки звукового анализа и синтеза, навык чтения. А также здесь идет повторение алфавита, профилактика оптической дисграфии, формирование образа буквы, деление слов на слоги, упражнения на развитие фонематического слуха.

Также можно учителям использовать как часть урока русского языка или чтения компьютерную программу «Буквария»- это учебно-методический комплекс, основная задача которого …«сделать серьезное занятие для ребенка занимательным» (К.Д.Ушинский). С целью повышения эффективности учебного процесса в комплекс включены задания, способствующие развитию творческого и логического мышления, развитию речи, расширению словарного запаса. Авторы программы З.А. Зарецкая, Д.В.Зарецкий.