Просмотр содержимого документа
«Статья: "Преемственность: от ОГЭ к ЕГЭ по истории"»
Выступление на семинаре по теме:
«Преемственность от ОГЭ к ЕГЭ по истории»
Подготовка учащихся к ЕГЭ по истории, систематизация и обобщение материала начинается с 5-6-го класса в ходе включения в урок заданий на знание дат, исторических личностей и событий.
Тесная преемственность ОГЭ и ЕГЭ по истории наблюдается в структуре КИМов, содержании заданий, в их форме подачи. Некоторые задания КИМов ОГЭ являются опорой и продолжением более сложных, углубленных заданий КИМов ЕГЭ.
Так с 2016 года в КИМ ЕГЭ по истории включён новый тип задания. При его выполнении аккумулируются все знания, навыки и умения, которыми должен обладать выпускник, поэтому оно является не только самым сложным видом работы, но и даёт наибольшие возможности для проверки и дифференциации образовательных результатов, уровня исторической подготовки аттестуемого. Задание требует не просто изложения знаний, но и умения выразить эти знания в конкретной форме – написать историческое сочинение как последовательное, связное изложение материала по конкретному периоду истории России (свободный развернутый ответ).
Задание ЕГЭ по написанию исторического сочинения проверяет:
- знание основных событий, явлений, процессов, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, их даты, хронологическую последовательность – в КИМе ОГЭ – 9 заданий;
- знание исторических понятий, терминов, их использование (2 задания);
- знание исторических деятелей (персоналий) и установление соответствия между событиями и историческими деятелями определенного периода истории (2 задания);
- умение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений определенного периода истории России (3 задания);
- понимание исторической обусловленности событий (явлений, процессов), их исторического значения (2 задания);
- понимание современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории, результатов деятельности исторических персоналий;
- умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности (2 задания);
- умение систематизировать, обобщать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса, т.е. воссоздавать целое путем объединения частей, компонентов (синтез) (1 задания).
Преемственность наблюдается и в других заданиях: по культуре, по карте, по иллюстративному материалу.
Таким образом, преемственность ОГЭ с ЕГЭ по истории прослеживается как в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и видов познавательной деятельности, так и в структуре экзаменационной работы в целом и в формах отдельных заданий.
Вместе с тем учитываются возрастные познавательные возможности обучающихся и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям.
Подготовила учитель истории и обществознания Руденко Г.В.