СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Преодоление акалькулии при семантической афазии"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  по афазиологии собраны материалы по преодолению акалькулии при семантичесой афазии ,при на писании которой использовались материалы книг знаменитого профессора Визель Т.Г. , Цветковой Л.С.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Преодоление акалькулии при семантической афазии"»

Статья по теме «Преодоление акалькулии у взрослых и детей при афазии»

Акалькулия

Задание 1. Сделайте подборку заданий и упражнений (не менее 5), направленных на преодоление акалькулии у больных после органических поражений головного мозга. 

1.Метод предметного счета: пересчитываются предметы, лежащие на столе или находящиеся в комнате, и подсчитывается их общее количество, после чего находится (среди написанных на карточках) и записывается соответствующее число.

  1. Пересчитываем предметы на столе , к каждому множеству прикладывается соответствующая цифра .

  2. На листочке множества звездочек, квадратиков , кружочков, овалов, шестиугольников, треугольников, рядом окошечко .Задание : назови фигуры какие знаешь, посчитай круги ,запиши цифрой количество в окошечко, посчитай треугольники, запиши в окошечко. Аналогично далее.

  3. Работа по схеме тела:

Сколько у тебя носов , покажи цифрой.

Сколько глаз, покажи цифрой. А чего у тебя еще два (логопед показывает на цифру)?

  1. Работав комнате : пересчитывание предметов в комнате и запись в окошечко к соответствующей картинке.

  2. Вид из окна. Счет предметов из окна.

Сколько машин стоит на улице?

Сколько домов видно из окна?

Сколько столбов ?

Сколько человек идет по улице? и_т.д. (Карточка №1)Приложение 1.



Условия для интериоризации заданного извне способа действия:

  1. Материальная форма действия (манипуляции с предметами).

  2. Материализованный уровень(запись результатов, позже работа с карточками, на которых записаны числа).

  3. Уровень громкой речи (воспроизведение: заданное число лишь в устной речи раскладывается на возможные комбинации чисел, составляющих его).

  4. Перевод действия в план шепотной речи.

  5. Речь «по себя».



2. Прием разбивки числа на части и приема именованных чисел.

Упражнение разбивки числа на части и использования именованных чисел.

Перед больным на столе стоят 4 кубика, рядом с числом лежит карточка 4.

-Раздели кубики ладонью на 2 равные части, (демонстрация действия)раздвинь руки, раздели .Сколько получилось справа, положи под ним карточку с цифрой 2.

-Сколько получилось слева? Положи под ним карточку с цифрой два .(Больной находит карточки среди набора карточек чисел первого десятка).

В тетрадь записывается число 4 как 2 кубика +2 кубика. Кубики выставляются в ряд, логопед просит их разделить на неравные части.(Операция повторяется ,отрабатывается программа).

А) заданное количество разбивается на 2 группы;

Б) находятся соответствующие им числовые обозначения;

В) найденные числа сопоставляются и сравниваются с исходным числом;

Г) результат сопоставления записывается в тетрадь ,рядом с первой записью и т.д.

Запись:4к=2к.и.2к: 4=3к.и 1 к.: 4 =1к.и 3к.(к-это кубики)

Работать с кубиками удобнее, чем с палочками.

Так можно смоделировать весь состав числа 1десятка.

3.Метод энграмм (при нарушениях называния чисел, протекающий в синдроме амнестической афазии).

Соотнесение слова-наименования с числом натурального ряда, где используется порядковый счет — с целью выделения отдельных слов-наименований чисел (в процессе просчитывания натурального ряда чисел) с одновременным соотнесением слова-наименования с обозначением числа, что позволяет создать нужные условия для закрепления связи число — слово (наименование). В некоторых случаях эффективным оказывается метод связи оптического изображения числа с первой буквой его наименования. Эти буквы в свою очередь вводятся в определенные слова, эмоционально близкие и знакомые больному. Например, название числа 7 нередко восстанавливается с помощью связи изображения числа 7 с буквой С (1 — С), а числа 8 с буквой В и т.д. (табл. 1). Одновременно выделенные звуко-буквы С, В желательно ввести в близкие для больного слова, например: С — Саша — сын, В — Вера — жена и т.д.

Таблица 1. Отработка наименования числа первого десятка (метод энграмм)

Цифра

Соответствующая буква

Слово, близкое больному

Выделение 1-го звука из слова

Наименование цифры

Цифра

1

Е

Елена (жена)

е

е... единица

1 единица

2

g

Дима (сын)

д

Д... два

2 два

3

т

Таня

т

т... три

З три

4

ч

человек

ч

ч... четыре

4 четыре

7

С

Сеня

с

с... семь

7 семь

8

В

Витя

в

в... восемь

8 восемь

9

g

дочка

д

д... девять

9 девять

4. Восстановление называния чисел второго и третьего десятков является самостоятельной задачей, и ее решение связано с восстановлением восприятия пространственных отношений, поскольку причиной этого нарушения чаще всего являются дефекты пространственного восприятия (табл. 2).

Таблица 2. Отработка наименования числа второго десятка

Число

Состав числа

Управление наименования


11

10+1

10       +        1 десять - на - один (дцать)

11

15

10 + 5

10       +       5 дцать - на - пять

15   пять-на-дцать

Таблица 3. Обобщенная схема наименования числа

1-й десяток

2-й десяток справа — налево 

3-й десяток слева — направо —

4-й десяток слева — направо —

1 — один

11=1+ 10 один-надесять (дцать)

20 + 1=21 двадцать один

30 + 1=31 тридцать один

2 —два

12 = 2 + 10 две-на-дцать

20 + 2 = 22 двадцать два

и т.д.

3 - три

13 = 3 + 10 три-на-дцать

20 + 3 = 23 двадцать три

 

4 — четыре

14=4+10 четыр-на-дцать

20+4=24 двадцать четыре

 

5 — пять

15-5 + 10 пять-на-дцать

20 + 5 = 25 двадцать пять

 

6 — шесть

16=6+10 шесть-на-дцать

20 + 6 = 26 двадцать шесть

 

7 — семь

17=7 + 10 семь-на-дцать

20 + 7 = 27 двадцать семь

 

8 — восемь

18=8+10 восемь-на-дцать

20+8 = 28 двадцать восемь

 

9 — девять

19=10+9 девять-надцать

20+ 9 = 29 двадцать девять

 

10 — десять

10+ 10 = 20 два-дцать

10+ 10+ 10 = 30 три -дцать

 



Алгоритм работы с таблицей «Актуализации наименования числа».

  1. Знакомство со схемой, которая содержит правило образования слова-наименования числа и направление, в котором идет называние сложного числа (табл. 3).

  2. Выполняется серия операций в заданной последовательности ,затем называется заданное число.

  3. Сокращение состава операций .

Интериоризируется с помощью постепенного перевода действия с одного уровня на другой, более высокий, и становится достоянием самого больного. После обучения больной самостоятельно 'продолжает успешно пользоваться этим способом.

Таблица отрабатывается по частям:

  1. первая часть,

  2. вторая,

  3. третья

  4. четвертая.

Отработка названий чисел в пределах каждого десятка идет все время в сравнении с наименованием чисел следующего десятка. У этих больных нередко очень затруднено понимание названия чисел, обозначающих десятки. Восстановление наименования десятков также идет путем раскрытия содержания состава числа, отраженного в его «имени». Например, схема отработки понимания названия числа 50 выглядит следующим образом: 50 = 10 + 10 + 10 + + 10 + 10 = 5 х 10 = пять десят (ков) (табл. 4).

Таблица 4. Отработка наименования десятков

5.Работа по восстановлению разрядного состава числа. (дефект при теменно-затылочной акалькулии)

Упражнение 1. Написать числа под их наименованием.

Образец: сто тридцать семь .

1 3 7

двести шестьдесят три



сто восемьдесят четыре

Упражнение 2. Написать наименования данных чисел.

Упражнение 3. Реконструкция числа. Дано: сто пятьдесят шесть.Из данных трех цифр :

А)написать возможные варианты чисел путем перестановки цифр(165,516 и др.)

Б)написать их наименования

В)написать все полученные числа в строчку в порядке возрастания их величины(в порядке убывания)

Г) Объяснить, как и почему отличается величина одного числа от другого.

Упражнение 4.

Больному дается 15 палочек и задание — разложить их на десятки и единицы. Больной откладывает 10 палочек налево и 5 направо. Десяток палочек он заменяет картонным квадратиком, который и будет впредь обозначать один десяток, и к нему придвигает 5 палочек, которые обозначают единицы; после этого больной называет заданное число и записывает его в тетрадь, а в разрядную сетку записывает развернутую схему его построения:



Такую серию операций больной выполняет и с числами второго десятка. Больному даются любые числа второго десятка (25, 28 и т.д.), и он должен таким же образом развернуть их количественное содержание: налево отложить отдельно друг от друга 2 десятка палочек, затем заменить их двумя картонными квадратами, придвинуть к ним оставшееся количество единиц, сделать соответствующие записи и т.д. После прочного усвоения принятого построения двузначного числа проводятся упражнения с трехзначным числом, т.е. с числом, состоящим из трех разрядов. Здесь счет идет сразу по десяткам. Больные к этому времени обычно уже знают, что 100 состоит из 10 десятков. Поэтому они сначала вместо нужного количества палочек («единиц») кладут слева 10 квадратиков, обозначающих вместе сотню, а затем заменяют их спичечной коробкой, в которую кладут все 10 квадратиков. И коробка с этого момента обозначает 1 сотню или 10 десятков. При задании составить число 123 больные кладут 1 спичечную коробку, обозначающую сотню, 2 пуговицы, обозначающие десятки, и 3 спички (палочки), обозначающие единицы (табл. 5).

Таблица 5. Восстановление разрядного строения числа

Метод разрядной сетки включает в себя ряд приемов и упражнений, которые помогают освоить и закрепить восстанавливаемое действие или психический процесс. Цель — восстановить понимание разрядного строения числа. Приемы предварительной работы над числом вне разрядной сетки:

1)  анализ и разбор заданных чисел по разрядам вне разрядной сетки,

2)  прием заполнения пустого места (разряда) в числе, т.е. прием восстановления понимания значения нуля,

3) прием перестановки цифр в одном и том же числе для получения новых чисел,

4) прием сравнительного анализа полученных чисел (разрядного количественного).

Таблица 6. Восстановление разрядного строения числа

Сотни тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

Число

 

 

 

 

1

2

12

 

 

 

1

2

_

120

 

 

 

1

-

2

102

1

-

2

_

_

102000

Вписывание в разрядную сетку задаваемых чисел, строго придерживаясь разрядов. Пониманию соотношения разрядов в числе очень помогают упражнения, в которых больному даны одни и те же (или одна) цифры, которые путем вписывания их в разрядную сетку превращаются в число и каждый раз в другое (по своей количественной сущности) в зависимости от места, которое они занимают в этой сетке. Например, больному даются две цифры — 1 и 2. Он проставляет их в сетку и называет полученные числа. Пустые клетки сначала не заполняются и ставится прочерк. А затем идет работа над значением нуля в числе, отрабатывается понимание количественной сущности нуля как указателя на отсутствие количества в каком-либо разряде (105; 150). И после этого прочерки (черточки) в числах замещаются нулем (табл. 6).

Статья разработана с использованием материалов книг:

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель

. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.

Приложение №1 Карточка разработана логопедом-афазиологом Чурбановой О.Ю.

























































Приложение I

Имя пациента____________________________________

Сколько в комнате:













8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!