Статья по теме «Преодоление акалькулии у взрослых и детей при афазии»
Акалькулия
Задание 1. Сделайте подборку заданий и упражнений (не менее 5), направленных на преодоление акалькулии у больных после органических поражений головного мозга.
1.Метод предметного счета: пересчитываются предметы, лежащие на столе или находящиеся в комнате, и подсчитывается их общее количество, после чего находится (среди написанных на карточках) и записывается соответствующее число.
Пересчитываем предметы на столе , к каждому множеству прикладывается соответствующая цифра .
На листочке множества звездочек, квадратиков , кружочков, овалов, шестиугольников, треугольников, рядом окошечко .Задание : назови фигуры какие знаешь, посчитай круги ,запиши цифрой количество в окошечко, посчитай треугольники, запиши в окошечко. Аналогично далее.
Работа по схеме тела:
Сколько у тебя носов , покажи цифрой.
Сколько глаз, покажи цифрой. А чего у тебя еще два (логопед показывает на цифру)?
Работав комнате : пересчитывание предметов в комнате и запись в окошечко к соответствующей картинке.
Вид из окна. Счет предметов из окна.
Сколько машин стоит на улице?
Сколько домов видно из окна?
Сколько столбов ?
Сколько человек идет по улице? и_т.д. (Карточка №1)Приложение 1.
Условия для интериоризации заданного извне способа действия:
Материальная форма действия (манипуляции с предметами).
Материализованный уровень(запись результатов, позже работа с карточками, на которых записаны числа).
Уровень громкой речи (воспроизведение: заданное число лишь в устной речи раскладывается на возможные комбинации чисел, составляющих его).
Перевод действия в план шепотной речи.
Речь «по себя».
2. Прием разбивки числа на части и приема именованных чисел.
Упражнение разбивки числа на части и использования именованных чисел.
Перед больным на столе стоят 4 кубика, рядом с числом лежит карточка 4.
-Раздели кубики ладонью на 2 равные части, (демонстрация действия)раздвинь руки, раздели .Сколько получилось справа, положи под ним карточку с цифрой 2.
-Сколько получилось слева? Положи под ним карточку с цифрой два .(Больной находит карточки среди набора карточек чисел первого десятка).
В тетрадь записывается число 4 как 2 кубика +2 кубика. Кубики выставляются в ряд, логопед просит их разделить на неравные части.(Операция повторяется ,отрабатывается программа).
А) заданное количество разбивается на 2 группы;
Б) находятся соответствующие им числовые обозначения;
В) найденные числа сопоставляются и сравниваются с исходным числом;
Г) результат сопоставления записывается в тетрадь ,рядом с первой записью и т.д.
Запись:4к=2к.и.2к: 4=3к.и 1 к.: 4 =1к.и 3к.(к-это кубики)
Работать с кубиками удобнее, чем с палочками.
Так можно смоделировать весь состав числа 1десятка.
3.Метод энграмм (при нарушениях называния чисел, протекающий в синдроме амнестической афазии).
Соотнесение слова-наименования с числом натурального ряда, где используется порядковый счет — с целью выделения отдельных слов-наименований чисел (в процессе просчитывания натурального ряда чисел) с одновременным соотнесением слова-наименования с обозначением числа, что позволяет создать нужные условия для закрепления связи число — слово (наименование). В некоторых случаях эффективным оказывается метод связи оптического изображения числа с первой буквой его наименования. Эти буквы в свою очередь вводятся в определенные слова, эмоционально близкие и знакомые больному. Например, название числа 7 нередко восстанавливается с помощью связи изображения числа 7 с буквой С (1 — С), а числа 8 с буквой В и т.д. (табл. 1). Одновременно выделенные звуко-буквы С, В желательно ввести в близкие для больного слова, например: С — Саша — сын, В — Вера — жена и т.д.
Таблица 1. Отработка наименования числа первого десятка (метод энграмм)
Цифра | Соответствующая буква | Слово, близкое больному | Выделение 1-го звука из слова | Наименование цифры | Цифра |
1 | Е | Елена (жена) | е | е... единица | 1 единица |
2 | g | Дима (сын) | д | Д... два | 2 два |
3 | т | Таня | т | т... три | З три |
4 | ч | человек | ч | ч... четыре | 4 четыре |
7 | С | Сеня | с | с... семь | 7 семь |
8 | В | Витя | в | в... восемь | 8 восемь |
9 | g | дочка | д | д... девять | 9 девять |
4. Восстановление называния чисел второго и третьего десятков является самостоятельной задачей, и ее решение связано с восстановлением восприятия пространственных отношений, поскольку причиной этого нарушения чаще всего являются дефекты пространственного восприятия (табл. 2).
Таблица 2. Отработка наименования числа второго десятка
Число | Состав числа | Управление наименования | |
11 | 10+1 | 10 + 1 десять - на - один (дцать) | 11 |
15 | 10 + 5 | 10 + 5 дцать - на - пять | 15 пять-на-дцать |
Таблица 3. Обобщенная схема наименования числа
1-й десяток | 2-й десяток справа — налево | 3-й десяток слева — направо — | 4-й десяток слева — направо — |
1 — один | 11=1+ 10 один-надесять (дцать) | 20 + 1=21 двадцать один | 30 + 1=31 тридцать один |
2 —два | 12 = 2 + 10 две-на-дцать | 20 + 2 = 22 двадцать два | и т.д. |
3 - три | 13 = 3 + 10 три-на-дцать | 20 + 3 = 23 двадцать три | |
4 — четыре | 14=4+10 четыр-на-дцать | 20+4=24 двадцать четыре | |
5 — пять | 15-5 + 10 пять-на-дцать | 20 + 5 = 25 двадцать пять | |
6 — шесть | 16=6+10 шесть-на-дцать | 20 + 6 = 26 двадцать шесть | |
7 — семь | 17=7 + 10 семь-на-дцать | 20 + 7 = 27 двадцать семь | |
8 — восемь | 18=8+10 восемь-на-дцать | 20+8 = 28 двадцать восемь | |
9 — девять | 19=10+9 девять-надцать | 20+ 9 = 29 двадцать девять | |
10 — десять | 10+ 10 = 20 два-дцать | 10+ 10+ 10 = 30 три -дцать | |
Алгоритм работы с таблицей «Актуализации наименования числа».
Знакомство со схемой, которая содержит правило образования слова-наименования числа и направление, в котором идет называние сложного числа (табл. 3).
Выполняется серия операций в заданной последовательности ,затем называется заданное число.
Сокращение состава операций .
Интериоризируется с помощью постепенного перевода действия с одного уровня на другой, более высокий, и становится достоянием самого больного. После обучения больной самостоятельно 'продолжает успешно пользоваться этим способом.
Таблица отрабатывается по частям:
первая часть,
вторая,
третья
четвертая.
Отработка названий чисел в пределах каждого десятка идет все время в сравнении с наименованием чисел следующего десятка. У этих больных нередко очень затруднено понимание названия чисел, обозначающих десятки. Восстановление наименования десятков также идет путем раскрытия содержания состава числа, отраженного в его «имени». Например, схема отработки понимания названия числа 50 выглядит следующим образом: 50 = 10 + 10 + 10 + + 10 + 10 = 5 х 10 = пять десят (ков) (табл. 4).
Таблица 4. Отработка наименования десятков
5.Работа по восстановлению разрядного состава числа. (дефект при теменно-затылочной акалькулии)
Упражнение 1. Написать числа под их наименованием.
Образец: сто тридцать семь .
1 3 7
двести шестьдесят три
сто восемьдесят четыре
Упражнение 2. Написать наименования данных чисел.
Упражнение 3. Реконструкция числа. Дано: сто пятьдесят шесть.Из данных трех цифр :
А)написать возможные варианты чисел путем перестановки цифр(165,516 и др.)
Б)написать их наименования
В)написать все полученные числа в строчку в порядке возрастания их величины(в порядке убывания)
Г) Объяснить, как и почему отличается величина одного числа от другого.
Упражнение 4.
Больному дается 15 палочек и задание — разложить их на десятки и единицы. Больной откладывает 10 палочек налево и 5 направо. Десяток палочек он заменяет картонным квадратиком, который и будет впредь обозначать один десяток, и к нему придвигает 5 палочек, которые обозначают единицы; после этого больной называет заданное число и записывает его в тетрадь, а в разрядную сетку записывает развернутую схему его построения:
Такую серию операций больной выполняет и с числами второго десятка. Больному даются любые числа второго десятка (25, 28 и т.д.), и он должен таким же образом развернуть их количественное содержание: налево отложить отдельно друг от друга 2 десятка палочек, затем заменить их двумя картонными квадратами, придвинуть к ним оставшееся количество единиц, сделать соответствующие записи и т.д. После прочного усвоения принятого построения двузначного числа проводятся упражнения с трехзначным числом, т.е. с числом, состоящим из трех разрядов. Здесь счет идет сразу по десяткам. Больные к этому времени обычно уже знают, что 100 состоит из 10 десятков. Поэтому они сначала вместо нужного количества палочек («единиц») кладут слева 10 квадратиков, обозначающих вместе сотню, а затем заменяют их спичечной коробкой, в которую кладут все 10 квадратиков. И коробка с этого момента обозначает 1 сотню или 10 десятков. При задании составить число 123 больные кладут 1 спичечную коробку, обозначающую сотню, 2 пуговицы, обозначающие десятки, и 3 спички (палочки), обозначающие единицы (табл. 5).
Таблица 5. Восстановление разрядного строения числа
Метод разрядной сетки включает в себя ряд приемов и упражнений, которые помогают освоить и закрепить восстанавливаемое действие или психический процесс. Цель — восстановить понимание разрядного строения числа. Приемы предварительной работы над числом вне разрядной сетки:
1) анализ и разбор заданных чисел по разрядам вне разрядной сетки,
2) прием заполнения пустого места (разряда) в числе, т.е. прием восстановления понимания значения нуля,
3) прием перестановки цифр в одном и том же числе для получения новых чисел,
4) прием сравнительного анализа полученных чисел (разрядного количественного).
Таблица 6. Восстановление разрядного строения числа
Сотни тысяч | Десятки тысяч | Единицы тысяч | Сотни | Десятки | Единицы | Число |
| | | | 1 | 2 | 12 |
| | | 1 | 2 | _ | 120 |
| | | 1 | - | 2 | 102 |
1 | - | 2 | _ | — | _ | 102000 |
Вписывание в разрядную сетку задаваемых чисел, строго придерживаясь разрядов. Пониманию соотношения разрядов в числе очень помогают упражнения, в которых больному даны одни и те же (или одна) цифры, которые путем вписывания их в разрядную сетку превращаются в число и каждый раз в другое (по своей количественной сущности) в зависимости от места, которое они занимают в этой сетке. Например, больному даются две цифры — 1 и 2. Он проставляет их в сетку и называет полученные числа. Пустые клетки сначала не заполняются и ставится прочерк. А затем идет работа над значением нуля в числе, отрабатывается понимание количественной сущности нуля как указателя на отсутствие количества в каком-либо разряде (105; 150). И после этого прочерки (черточки) в числах замещаются нулем (табл. 6).
Статья разработана с использованием материалов книг:
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель
. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)
Цветкова Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
Приложение №1 Карточка разработана логопедом-афазиологом Чурбановой О.Ю.
Приложение I
Имя пациента____________________________________
Сколько в комнате:
8