ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Матерс Влада Юрьевна, студентка 3 курса
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Научный руководитель: Исаева Виктория Владимировна
Аннотация статьи:
Данная статья посвящена важности развития логических действий обучающихся на уроках математики через приёмы работы с понятиями. Визуализация информации способствует прочному усвоению изучаемого материала. Для подтверждения актуальности данной темы была проведена диагностика на выявление уровня развития логического мышления у младших школьников, а также анализ обновленного ФГОС НОО от 31 мая 2021 г. Суть статьи заключается в обосновании важности развития логических действий младших школьников на уроках математики через приемы визуализации.
Ключевые слова: логическое мышление, визуализация, ментальная карта.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) включает в себя следующий метапредметный результат по математике:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. [1]
Логическое мышление включает в себя оперирование знаниями, которые имеются у человека для получения вывода. Данный процесс развивается в течение всей жизни. Также, его можно тренировать с помощью разных методик и приёмов. Визуализация в процессе обучения функциональным понятиям предполагает наличие визуального образа в исходной учебной математической информации или требует от учащихся его создания или преобразования. [2]
Согласно психологическим особенностям, у детей 9-10 лет дает начало развитие словесно логическое, рассуждающее мышление. Следовательно, было принято решение исследовать уровень развития логического мышления у обучающихся третьего класса. На уроках изучения нового материала и в ходе практических работ управлять своим вниманием учащимся помогут ментальные карты (интеллект-карты). Это специальная методика, позволяющая изображать объекты и связи между ними для их лучшего понимания, уникальная технология работы с информацией, способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем, не очень традиционный, но очень естественный метод организации мышления.
Такая форма учебной деятельности является доступной для учащихся начальной школы, т.к. соответствует основным принципам изложения учебного материала:
наглядность (весь материал темы с его многочисленными сторонами и гранями можно окинуть быстрым взглядом);
привлекательность (благодаря использованию разных цветов при оформлении, интеллект-карта получается яркая, красочная);
запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается). [3]
Существует множество приемов развития логического мышления на уроках математики, например, сравнение предметов, анализ и синтез, обобщение, классификация и т.д.
Цель проведения диагностики среди учеников 3 «М» класса МАОУ СШ №149 – выявление у них уровня логического мышления. В выполнении диагностики участвовало 28 обучающихся. Нами была заимствована диагностика Эугении Палмиры Замбацявичене. Данная диагностика включает в себя 4 субтеста, содержащие в себе 40 вербальных заданий, подобранных с учётом программного материала начальных классов.
Диагностика проводилась на уроке математики, на выполнение давалось 40 минут. Большинство учеников справились с заданиями диагностики раньше отведенного времени.
Перед проведением диагностики обучающимся были даны все нужные инструкции для выполнения данной диагностики, были даны ответы на вопросы, интересующие учеников по поводу выполнения заданий диагностики. Проанализировав выполнение данной диагностики обучающимися 3 «М» класса, можно сделать вывод, что большинство учеников строго следовали всем инструкциям, которые были даны мною перед началом диагностики и выполнили все задания в полном объеме. Ознакомимся с результатами проведенной нами диагностики.
Результаты диагностики:
Субтест №1 содержит в себе задания, требующие от учащихся разделения существенных признаков предметов или явлений от несущественных. Результаты данного субтеста довольно хорошие. Большинство учеников справились с этим субтестом, выполнив его без ошибок. Данный субтест показывет, что у большинства испытуемых большой запас знаний. 16 обучающихся (55,6%) выполнили задания субтеста без ошибок, 9 обучающихся (33,3%) допустили 1 ошибку в субтесте и 3 обучающихся (11,1%) допустили 2 ошибки.
Рис. 1. Результаты выполнения субтеста №1 на определение запаса знаний обучающихся 3 «М» класса.
Субтест №2 содержит в себе задания, в которых нужно исключить слово, которое не подходит под ряд. Исключение «пятого лишнего». Результаты данного субтеста, говорит о том, что большинство учащихся отлично справились с данным субтестом. 21 обучающийся (75%) выполнил задание без ошибок, успешно исключив «пятое лишнее»; 7 обучающихся (25%) допустили при выполнении заданий субтеста 1 ошибку.
Рис. 2. Результаты выполнения субтеста №2 на определение способности испытуемых выделять существенные признаки предметов или явлений у обучающихся 3 «М» класса.
Субтест №3 содержит в себе задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями. Исходя из результатов выполнения субтеста выяснилось, что 15 учащихся (53,6%) допустили хотя бы 2 ошибки в субтесте №3, 8 человек (28,6%) выполнили субтест без ошибок, 5 обучающихся (17,9%) допустили 2 и более ошибки.
Рис. 3. Результаты выполнения субтеста №3 на выявление у обучающихся умозаключения по аналогии.
Субтест №4 содержит в себе задания на нахождение понятия, объединяющее два слова. Как выяснилось из результатов, 23 обучающихся (82.1%) выполнили субтест без ошибок, 5 обучающихся (17,9%) допустили в субтесте 1 ошибку.
Рис. 4. Результаты выполнения субтеста №4 на выявление умения обобщать информацию.
При анализе работ мы выяснили, что у большинства обучающихся 3 «М» класса средний уровень логического мышления.
Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы выявить эффективность использования приемов визуализации при работе с понятиями на уроках математики для развития логического мышления младших школьников.
Таким образом, использование визуализации на уроках математики может способствовать повышению развития уровня логического мышления у младших школьников. Логическое мышление на уроках необходимо развивать для сравнения математических объектов, выполнения действий анализа и синтеза, установления связи между родовыми и видовыми понятиями.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286.
2. Фирер А.В. // Методика развития познавательных учебных действий учащихся при помощи средств визуализации в процессе обучения алгебре, 2017 г. С. 82, 84
3. Петрова Ю.Н. // Методические аспекты применения ментальных карт в образовании. С. 332-334.