СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья приемы решения текстовых задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья о том, какие есть приемы решения текстовых задач

Просмотр содержимого документа
«Статья приемы решения текстовых задач»

Рукосуева Татьяна Александровна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Студент 3-го курса , отделения ПНК

ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Аннотация: в статье кратко рассмотрены некоторые приемы решения текстовых задач. Отражено то, как влияет использование этих приемов на учебный процесс. В ней проанализирована научная статья и отображен мой взгляд на эту научную статью. А также приведены примеры некоторых приемов и их плюсы.

Ключевые слова: текстовая задача, приемы.

Что такое текстовая задача? «Текстовая задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий» М.И. Моро и А.М. Пышкало. А как часто учитель должен использовать текстовые задачи? По мнению моего учителя, у которого я прохожу практику, текстовая задача должна присутствовать на каждом уроке математики, хотя бы одна. Так как именно решение текстовой задачи способствует развитию многих мыслительных операций, а также, текстовые задачи помогают работать над личностными результатами. К сожалению, многие дети неохотно решают текстовые задачи. Но с чем это может быть связано? А это, скорее, связано с тем, что большинство учителей используют в своей практике однообразные приемы при решении текстовых задач. А «приемы-это часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение» И.П. Подласый. И именно в таком случае, учитель не «улучшает» образовательный процесс обучающихся. Таким образом, у детей пропадает интерес и желание решать текстовые задачи, так как принцип их решения им уже понятен. Следовательно, цель данной статьи-выявление того, какие приемы решения текстовых задач существуют и какие из них более продуктивны.

Задачи исследования:

  1. Привести анализ своего практического опыта;

  2. Проанализировать научную статью;

  3. Привести результаты анализа научной статьи;

  4. Разобрать приемы решения текстовых задач;

  5. Выявить эффективность данных приемов.

Опираясь на мой практический опыт, я могу сказать, что большинство учителей используют прием, основанный на разборе условия задачи, а также построения модели. И используют они его неоднократно, практически на каждом уроке математики. Конечно, использовать один и тот же прием при решении текстовой задачи-эффективно, тем более если в нем есть моделирование. Дети уже знают, по какому принципу будут решать задачу, у них отрабатываются эти действия. Но исходя из моих наблюдений, если использовать один и тот же прием каждый раз, у детей снижается мотивация и им уже не интересно решать текстовые задачи. И если обучающиеся не будут замотивированы, соответственно и решать текстовые задачи они будут неосознанно, лишь для того, потому что «надо». Но как же избежать подобной ситуации? А для этого нужно не ограничиваться каким-то определенным приемом, а использовать абсолютно разные варианты решения текстовой задачи. В настоящее время существует много различных вариаций решения задач. Опираясь на статью А.А. Смирновой и Н.С. Подходова-доктора педагогических наук, профессора, можно выделить следующие, наиболее продуктивные приемы работ с текстовой задачей: изменение сюжета задачи, или числовых величин; добавление данных в условие задачи при сохранении требования; изменение или добавление требования задачи при сохранении условия; составление обратных задач; составление задач с недостающими данными или с избыточными данными. Данные виды работ с текстовой задачей являются более эффективными и продуктивными за счет того, что учащиеся овладевают мыслительными операциями сравнения, обобщения, анализа и синтеза. А это является неотъемлемой частью образовательного процесса. Разберем некоторые приемы решения текстовых задач.

1. Составление и решение обратных задач. Составление и решение обратной задачи представляет собой проверку решения прямой задачи. Во время преобразования учащийся практически познает связи между действиями. Суждения и умозаключения, использованные при решении прямой задачи, учащийся перестраивает при составлении и решении обратной задачи, при этом преодолевая инертность в мышлении. Составляя обратные задачи, учащиеся знакомятся со значительно большим разнообразием задач, чем в традиционных учебниках. Можно утверждать, что применение метода обратных задач - это способ развития творчества, разносторонности, мотивации к учению у школьников.

2. Изменение сюжета задачи или числовых величин. Изменяя сюжет задачи или числовые величины, обучающиеся лучше понимают взаимосвязь между элементами задачи, учатся рассматривать ее условие под другим «углом».

3. Изменение или добавление требования задачи при сохранении условия. Используя такой прием можно увидеть осознанность решения текстовой задачи учениками. Если ученик не увидел изменения в требовании задачи, следовательно, он не погружен в образовательный процесс. Также, при решении текстовой задачи с использованием данного приема можно открыть различные способы решения задачи.

4. Составление задач с недостающими или избыточными данными. При помощи таких задач можно не только выяснить насколько дети понимают связи в задаче, но и при работе над одной задачей с избыточными данными иногда удается составить и решить еще несколько задач, что является одним из приемов насыщения уроков задачами. В данной статье мы привели несколько примеров того, как работают приемы решения текстовых задач, но на наш взгляд этого достаточно для того, чтобы понять главное-использование определенного приема при решении текстовой задачи приносит свою определённую пользу. Но при чередовании этих приемов эффективность образовательного процесса обучающихся будет наиболее продуктивна. А также, можно заметить то, что урок строится не в режиме готового знания, а в виде развития системы знаний, то есть, ученик полностью погружен в учебную деятельность, максимально активизирует все мыслительные процессы и именно через такую активизацию, «погружается» в решение текстовой задачи. В своей практике я так же старалась включать в каждый урок математики хотя бы одну текстовую задачу, ведь именно они способствуют развитию мышления обучающихся, а также в каждой текстовой задачи содержится то, что близко нам в повседневной жизни, а это является некоторой мотивацией к учебной деятельности. На каждом уроке математики, я использовала различные, не повторяющиеся приемы решения текстовой задачи и увидела то, как ученики заинтересованы процессом решения задач и то, как они стараются найти различные пути решения задачи.

Таким образом, мы выявили, что все выше приведенные приемы работают на определенный результат. Бесспорно, что каждый из них является продуктивным, но если вы, как учитель, хотите, чтобы дети добивались большего результата, то вам стоит использовать эти приемы в совокупности. Ведь применяя различные приемы, дети начинают осознанно подходить к решению текстовых задач, а это характеризуется качеством усвоения знаний. И не стоит забывать, что применяя различные приемы, у детей повышается мотивация и интерес к образовательному процессу.

Библиографический список

1. Задачи с недостающими или избыточными знаниями https://за-партой.рф/metodicheskie-sovety-uchitelyu-nachalnykh-klassov/metodika-raboty-nad-tekstovymi-zadachami-v-nachalnykh-klassakh/2831-zadachi-s-nedostayushchimi-ili-izbytochnymi-dannymi-nerealnye-zadachi

2. Основные методы и приемы обучения решению текстовых задач https://infourok.ru/osnovnie-metodi-i-priemi-obucheniya-resheniyu-tekstovih-zadach-na-urokah-matematiki-v-sisteme-razvivayuschego-obucheniya-db-elko-4004154.html

3. Метод варьирования текстовых задач как средство повышения осознанных знаний учащихся https://cyberleninka.ru/article/n/metod-varirovaniya-tekstovyh-zadach-po-matematike-kak-sredstvo-povysheniya-osoznannyh-znaniy-uchaschihsya/viewer

4. Понятие текстовой задачи https://infourok.ru/ponyatie-tekstovoy-zadachi-po-matematike-3070398.html#:~:text=2.%20Текстовая%20задача%20–%20это,действий»%20(М.И.Моро%20и%20А.М.%20Пышкало)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!