Основные области затруднения в педагогическом процессе
Выполнила Колесникова Светлана Студентка 2 курса ПО
Общая характеристика областей затруднения: .
Могут быть выделены следующие основные области затруднений человека в общении:
1.этно-социокультурная
2.статусно-позиционно-ролевая
3.индивидуально-психологическая
Эти области, естественно, перекрываются, взаимодействуют между собой в единой целостной системе «человек», но в целях теоретического анализа их действие может быть автономизировано.
Возрастная область влияния.
Возрастные особенности партнеров общения в значительной мере определяют его общий рисунок, вызывая затруднения, если не учитываются им.
Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками.
Это предпочтение становится доминирующим до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми.
Педагогическая деятельность как область затруднений .
Область затруднений связанная с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, соотносится с содержанием и характером этих деятельностей.
В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны а) как самим предметным содержанием, т. е. уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и б) профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, т. е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся.
Соответственно основные направления педагогических затруднений соотносятся:
1) с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса;
2) с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и
3) с процессом общения.
Педагогическая деятельность как область затруднений
Первое направление педагогических затруднений в самой деятельности включает (по А. К. Марковой):
— трудности в постановке и решении педагогических задач, выражающихся в недостаточно полном и точном планировании результата их действия, неучете прошлых ошибочных действий, недостаточной гибкости изменения и перестраивания задач по ходу урока, сужения их содержания за счет исключения воспитывающей и развивающей функции. Это приводит к формализации урока, снижению интереса учащихся;
— трудности педагогического воздействия на личность обучающегося, заключающиеся прежде всего в «неумении видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития». Это приводит к тому, что обучающийся личностно не включается в общение, к чувству неудовлетворенности, дискомфорту с обеих сторон;
Педагогическая деятельность как область затруднений
Второе направление педагогических затруднений соотносится с умением корректировать собственные действия в соответствии с собственными субъективными особенностями как учителя (преподавателя).
Эти затруднения вызваны недостатками самоконтроля, самокоррекции (А. К. Маркова), как проявлением недостаточной личностной и предметно-профессиональной деятельностной саморегуляции.
Педагогическая деятельность как область затруднений
Третье направление затруднений связано с коммуникативным взаимодействием, с общением учителя (преподавателя) и класса (аудитории).
Затруднения в педагогическом общении (особенно у начинающих учителей) были названы В. А. Кан-Каликом некими «психологическими барьерами», которые, препятствуя нормальному общению, влияют на всю педагогическую и учебную деятельность всех его субъектов.
«Психологические барьеры» не всегда осознаются таким учителем, соответственно, он не чувствует необходимости в анализе коммуникативной ситуации и коррекции причины, вызывающей затруднения общения с классом.
Какие же барьеры возникают в педагогическом общении?
Барьеры в педагогическом действии, общении и учебно-педагогической деятельности.
психологический барьер — это характеристики используемых действий, неадекватных новым ситуациям. Такие действия когда-то приносили положительные результаты, но в данным момент они могут вызывать ошибки, трудности, сбои. Чтобы перейти на новый этап развития (самоактуализации), необходимо преодоление.
Можно выделить несколько типов смыслового барьера.
1.Барьер самоутверждения
2. Барьер по форме предъявления
3. Диффереицированный барьер
4. Барьер разнонаправленных требований.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ