СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья«Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

Поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья«Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения»»

«Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения»



Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) влечет за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании, основной задачей которых является перевод учащегося в режим саморазвития.

Во ФГОС НОО отражено единство трех требований:

1) к содержанию и структуре основных общеобразовательных программ (содержание должно вызывать желание учиться (обеспечить мотивацию); содержание должно обеспечить мотивацию овладения универсальными учебными действиями (УУД);

2) к условиям освоения основных общеобразовательных программ (соответствие новому целеполаганию, выполнение норм СанПиН, условия оплаты труда, материальные условия и т. д.);

3) к обновленным образовательным результатам (сформированность УУД).

Принципиальным отличием такого подхода является ориентация учителей на предметные, метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Требования к урокам литературного чтения

При обучении чтению важно соблюдать главное условия – регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. С выполнением этого условия связано проведение уроков чтения художественной литературы в начальных классах.

Осуществление задач, стоящих перед чтением, происходит на уроке чтения и развития речи. Каждый урок является новой ступенью в развитии познавательных способностей учащихся, повышает уровень знаний и навыков, обогащает личность ребенка новыми эмоциями, укрепляет социальные и этические убеждения.

Успех урока определяется тем, насколько правильно и четко определил учитель его цели. Занятия на уроке чтения художественного произведения должны быть организованы так, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Целевая направленность урока в развитии учебных навыков учащихся определяется программными требованиями данного этапа обучения и возможностями использовать произведение для выполнения конкретных программных требований.

Каждый урок должен иметь воспитательно-образовательную цель и в соответствии с ней четкую структуру. Воспитательные возможности уроков чтения определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. К.Д.Ушинский по этому поводу писал: «На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико: то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока чтения, так как он предполагает взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного.

Тем не менее законы восприятия художественной литературы диктуют такую последовательность работы: первичное восприятие (первичный синтез); проверка качества первичного восприятия; анализ текста с включением заданий синтетического характера; творческие виды работы с текстом (вторичный синтез).

В то же время урок чтения не может быть изолирован от общей системы школьного образования и воспитания. Он должен взаимодействовать с русским языком, природоведением, музыкой, изобразительного искусства.

Урок чтения должен задавать высокий уровень языковой культуры и обеспечивать ребенку качественную речевую среду.

На уроке должно выполняться требование программы: «Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока». При этом важно найти правильное соотношение между чтением и занятиями по развитию речи учащихся. Большинство этих занятий связано с чтением: подготовка к пересказу, подбор заголовков к плану, задания по словарной работе с текстом и др. Однако надо выделять специальные этапы для речевых упражнений учащихся: словесное рисование, устное сочинение и т. п.

Одно из важнейших качеств урока чтения художественной литературы – эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет.

Непременное требование к организации урока – учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия. Учитель по-разному организует урок в зависимости от жанра произведения. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан для лирических стихотворений.

Влияет на организацию урока и размер произведения, характер его композиции и языка. Так, малые по размеру и простые по структуре произведения дают больше возможностей для проведения разнообразной самостоятельной работы. Различия сказываются и в методах анализа произведения.

Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение. В сиу неразрывности содержания и формы по ходу своей работы выявляется своеобразие авторской манеры (для младших школьников это прежде всего особенности использования языковых средств.)

Обдумывая набор и последовательность разных видов работы с текстом, следует стремиться к разумному сочетанию заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, что сделает урок более живым и интересным.

Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей.

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.


1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

  • Практическое отличие текста от набора предложений.

  • Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

  • Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

  • Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

  • Озаглавливание текста (подбор заголовков).


2 класс - обучение детей работать с текстом:

  • Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

  • Смысловое чтение.

  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).

  • Владение пересказом разного вида.

  • Выделение опорных слов (словосочетаний).

  • Подбор антонимов и синонимов к словам.

  • Характеристика героев и их поступков.


3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

  • Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).

  • Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.

  • Выделение главной и второстепенной информации.

  • Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями).

  • Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.

  • Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.

  • Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.


Каждый урок литературного чтения - это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху. На современном этапе необходим совершенно иной подход к приёмам анализа художественного произведения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения, ведется перечитывание всех видов информации, глубокое понимание текста.

Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель - прогнозирование предстоящего чтения.


Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.

1.Заполнение буквенных пропусков.

Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.

Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.

3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.

4.Чтение текста по нижней части букв.

5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.

6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.

верх-вверх низ-вниз

лес-лесочек сад-садик

игра-игрушка дом-домик

7. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

8. «Доскажи словечко».

9. Восстановление слов на основе заданных комбинаций согласных.

10. Составление текста из слов, словосочетаний, предложений или готовых частей текста.

11. Дополнение текста недостающими предложениями, частями.

12. Работа с дырявым текстом (квазиписьмо).

13.Поиск смысловых несуразностей.

14. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста.

15. Предвидение содержания и развития событий по концовке текста.

16. Составление текста на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.

17. Восстановление диалога.


Определение тематической направленности текста

  • Выделение его героев по названию произведения.

  • Название имени автора.

  • Нахождение ключевых слов.

  • Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.


2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста на уровне содержания.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.


Приемы работы с текстом.

  • Первичное чтение текста.

  • Самостоятельное чтение (дома или в классе).

  • Чтение с остановками.

  • Словарная работа.

  • Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  • Перечитывание текста.

  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

  • Постановка вопросов к тексту и к автору.

  • Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  • Обращение к отдельным фрагментам текста.

  • Беседа по содержанию в целом.

  • Обобщение прочитанного.

  • Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

  • Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения

Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:

  • артикуляционная гимнастика; (см. приложение);

  • чтение одного предложения с разными интонациями;

  • подражание речи учителя;

  • прослушивание грамзаписи;

  • скороговорки;

  • хоровое чтение;

  • работа над логическим ударением;

  • чтение по ролям;

  • драматизация текста;

  • чтение под музыку;

  • разметка текста: паузы, логические ударения;

  • упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);

  • упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);

  • словарь настроений; (см. приложение);

  • участие в художественной самодеятельности;


3 этап. Работа с текстом после чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.


Приемы работы.

  • Постановка проблемного вопроса к тексту.

  • Диалог, дискуссия.

  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).

  • Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.

  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

  • Характеристика событий, места действия, поступков героев.
    (См. приложение)

  • Выполнение творческих заданий.


Графическое иллюстрирование

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.


Словесное иллюстрирование (рисование)

Это способность ребёнка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной:

  • сказки,

  • басни,

  • рассказа,

  • стихотворения.

Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинается с создания жанровых (сюжетных) картинок.


Творческий пересказ

Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:

  • добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

  • придумать, как могли разворачиваться события дальше;

  • изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пересказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа);

  • изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий).

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.


Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста

Дети изображают графически сюжеты произведения, после чего устанавливают последовательность «кадров» и самостоятельно озвучивают. Для поддержания творческого интереса детей, детские рисунки размещаются на специальных листках – кадрах. По мере составления диафильма рисунки располагаются на доске на кадровой ленте. В результате, дети не только упражняются в творческом пересказывании, но и получают радость от ощущения себя цельным и единым звеном творческого продукта.

Данный вид работы предполагает логическое продолжение в виде проектной деятельности вне урока.


Драматизация

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное, т.к. является средством эстетического воспитания и развития детей.

Рассмотрим возможные формы драматизации:

  • чтение по ролям;

  • кукольный театр;

  • пальчиковый театр;

  • театр теней;

  • музыкальные инсценировки;

  • драматизация сказок;

  • пантомима;

  • постановка живых картин;

  • костюмированные представления;

  • спектакли по собственным сценариям.

Большое значение в активизации творческой активности на уроках литературного чтения имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.


Творческие задания игрового действия

  • Составление сказочных объявлений и телеграмм.

  1. Лечу зверей и птиц.

  2. Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

  3. Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

  4. Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

  • Составление кроссвордов.

  • Составление викторин.

Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:

  • книжки – самоделки;

  • лепка и аппликация.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.


Прием «Составление кластера»

В переводе означает «пучок», «созвездие». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.


Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.


Приём «Корзина идей»

«Корзина идей» — прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

В корзину идей можно «сбрасывать»:

  • понятия,

  • мнения,

  • имена,

  • факты,

  • проблемы,

имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.


Приём «Дерево предсказаний»

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева:

Ствол дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

Приём «Дерево предсказаний» Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий. В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации. Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать.


Прием «Ключевые слова»

Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, шесть.

Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов.

В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках можно написать их на доске, или произнести устно. Дети должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала.



Прием «Письмо по кругу»

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.


Прием «Пометки на полях» («Инсерт»)

Этот приём имеет название «Инсерт» и является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание пройденного на уроке. Он достаточно прост. Детей просто нужно познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику;

  • знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания;

  • знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+», «V», «?», «-» (думал иначе).

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.

Это я не знаю

Это для меня новая информация

Эта информация для меня неизвестна

Эта информация для меня непонятна

У меня имеется другое объяснение, мнение

V

+

?

+ V? –


Приём «Кубик Блума»

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

  • Назови…

  • Почему…

  • Объясни…

  • Предложи…

  • Придумай…

  • Поделись…

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.

Работа с кубиком строится следующим образом:

  • Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

  • Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Формулировки вопросов для детей 1-2 класса лучше упростить.

Можно назвать грани фигуры так:

  • Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

  • Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

  • Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

  • Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

  • Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

  • Оцени (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Или так:

  • Предложи (свой вариант названия сказки);

  • Назови (основных героев);

  • Придумай (другой ход событий);

  • Почему (основной герой поступил так);

  • Объясни (почему такой конец сказки);

  • Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).



Приём «Составление лэпбука»

Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.

Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой они закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, статьи, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики - секретики, миникнижки - гармошки, окошки, дверки. Это творческая работа, которая предусматривает, кроме закрепления материала, такой важный момент как коллективная творческая деятельность, умение работать в команде, где дети сами распределяют роли, выбирают лидера, составляют план деятельности, выбирают или придумывают формы подачи материала. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!