
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 15
«Применение метода проектов в преподавании физики »
[Введите подзаголовок документа]
Автор:
Левицкая Елена Викторовна,
учитель физики
высшая квалификационная категория
2017 г
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской деятельности.
А.Н.Колмогоров
На современном этапе модернизации российского образования главная задача школы обеспечение ученику качественного образования на основе его фундаментальности, которое бы было востребовано не только на рабочем месте, но и в личном плане, так как образование является своеобразным фундаментом, на котором строится вся дальнейшая судьба человека.
Задачи интеллектуального и нравственного развития личности приобрели особую актуальность. Не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышление школьника - вот проблема, реализация которой требует принципиального иного взгляда, как на технологию обучения, так и на теорию. Важно умение самостоятельно приобретать знание, уметь работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.
По нашему мнению, метод проектов относится к той педагогической технологии, которая может оказать существенную помощь в решении поставленных задач. Проектная деятельность - один из параметров нового качества образования.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные умения:
умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Навыки оценочной самостоятельности.
Умения работать сотрудничая:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Не первый год мы используем метод проектов на уроках физики , но пройдя курсы в ГОУ ДПО (ПК )С «Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования» по образовательной программе: « Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога XXI века», а так же дистанционный курс Intel "Обучение для будущего" , мы расширили свои знания в области образовательной технологии – метод проектов. Представляем учебный проект «Хочется дышать полной грудью…».
Цель проекта - провести анализ антропогенных загрязнений окружающей среды, раскрыть сущность, связанных с ними экологических проблем и определить пути решения. Работа над проектом « Хочется дышать полной грудью...» помогла учащимся в рамках ФГОС освоить следующие темы по физике: виды теплообмена и их применение в природе и технике; тепловые двигатели и их КПД; экологические проблемы использования тепловых машин. Результаты проекта соответствуют требованиям стандарта по предмету физика. После завершения работы над проектом «Хочется дышать полной грудью…" учащиеся приобретут следующие УУД:
-личностные:
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
-метапредметные:
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
-предметные:
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.);
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Вопросами, направляющие проект «Хочется дышать полной грудью…» стали:
Основополагающий вопрос: «Чистый воздух - залог здоровья?»
Проблемные вопросы:1. Каким воздухом мы дышим? 2. Что мы способны сделать для уменьшения загрязнения воздуха?3. Влияет ли загрязнения воздуха на рост заболеваемости населения нашего поселка?
Учебные вопросы:1. Что такое функция? 2. Как построить график функции, диаграмму? 3. Для чего нужны графики, диаграммы? 4. Что можно узнать по графику роста или спада? 5. Какие виды диаграмм бывают? 6. Какие виды теплопередачи вы знаете? 7. Какую связь можно обнаружить между конвекцией и отопительной системой жилища?8. Какие устройства называются тепловыми двигателями?9. Какова роль нагревателя, холодильника и рабочего тела теплового двигателя?10.Каковы пути повышения КПД теплового двигателя?11.Какова связь КПД теплового двигателя с выбросами в окружающую среду?
План проведения проекта
Рис. « Карта проведения проекта»

Над проектом работали 3 группы: искатели занимались поиском информации, исследователи изучали свойства воздуха и его загрязнения , художники создавали печатную продукцию.
Для выявления представлений и интересов учащихся педагогами была создана стартовая презентация, которая указала главные ориентиры работы над проектом. В работе над проектом важно расставить основные акценты на совместные действия учащихся и их родителей. В этом помог буклет о проекте «Хочется дышать полной грудью…». И вот закипела работа….
Проект проходил в течении восьми недель .Результатами проектной деятельности учащихся стали стихотворение «Хочется дышать полной грудью», сочинение, презентации :«Исследование загрязнений от котельной», «Тепловые двигатели», «Автотранспорт и его влияние на окружающую среду» .А так же конкурс листовок
" Мы - за чистый воздух!" , публикации и памятки : " Алгоритм построения графиков, диаграмм", "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды".
В ходе проекта была проделана большая работа по формирующему и итоговому оцениванию учащихся. Каждая группа вела дневник, в котором фиксировала не только отчет по работе, но и передавали эмоциональный настрой работы над проектом. Так, например:
Дневник группы №3
21.11 Сегодня на уроке физики Елена Викторовна Левицкая объясняя тему «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» , показала стартовую презентацию и предложила нам принять участие в проекте «Хочется дышать полной грудью».Мы с интересом согласились. Таких добровольцев оказалось – 5 человек. На первом собрании меня выбрали ответственной группы. И поручили вести ее дневник. Тема над которой будет работать наша группа : « Автотранспорт и его влияние на окружающую среду». Целью нашей работы стала: «Оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта, характер их действия на живые организмы и окружающую среду.» Чтобы добиться поставленной цели, мы составили план работы группы .В ближайшие дни нам предстоит собрать данные об транспортных средствах нашего поселка. Идем в ГИБДД.
28.11 Разделились на две группы. Одна посетила ГИБДД, где получила сведения о количестве автотранспортных средств, об их ежегодном приросте. Нас познакомили с очень интересными цифрами и данными об выбросах автотранспорта, приборами их определяющих. Вторая группа работала по сбору информации об антропогенных загрязнений атмосферы. Наметили план на следующую неделю. Уже привыкаем работать, становится интереснее….
05.12 Собрались довольные, готовые отчитаться и подвести итоги проделанного.В библиотеке нашли много интересного о влиянии выбросов автотранспорта на воздушный бассейн. Не удивились! Средства массовой информации и телевидение нам демонстрируют мегаполисы с их смогами и дымкой. Решили поставить эксперимент. Посоветовались с Еленой Викторовной. Будем действовать.
12.12 Собрание всех трех групп проекта. Поделились информацией и сделали вывод: основные загрязнения воздуха в Тисуле – от автотранспорта, особенно в летний период. Решили поставить эксперимент по определению загрязнения воздуха автотранспортом на самой оживленной трассе – перекресток пр.Ленина –пр.Шахтеров. Через этот перекресток проходят транзитные транспортные средства.
19.12 Эксперимент удался. Мы поочереди , в течении часа подсчитывали количество автотранспорта в час пик (8 часов утра,12 дня и 5 часов вечера).Увы, количество автомобилей растет ,а значит и выбросы возросли. Мы сравнили с данными полученными ранее в 2010 году, учениками нашей школы. Так вот оказалось, что выбросы возросли примерно на 15%.Неутишительная статистика……..
26.12 Работа продолжается, обрабатываем результаты эксперимента. Делаем анализ своей работы. Продумываем о том, как можно изменить ситуацию в поселке, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу от автотранспорта. Решили поработать с родителями – владельцами автотранспортных средств. Надо устраивать дни « без автомобиля». За каникулы решили подготовить листовки на тему «Мы – за чистый воздух».
8.01 В каникулы поработали индивидуально. Каждый из нас должен был внести предложение по вопросу: «Как можно уменьшить вредные выбросы в атмосферу?» В итоги мы сформулировали ряд предложений: использовать больше дизельный транспорт; улучшать качество бензина; больше ездить на природном газе; использовать хорошие фильтры и т.д.
16.01 На последнем собрании подвели итоги нашей работы. Решили выступить по теме нашего проекта на школьной научно- практической конференции. Работа по проекту почти что завершена. Она получилась интересной, познавательной. Многому научились по работе с компьютером. Я думаю, мы стали одной командой. И появилось желание продолжить работу по данному проекту, через СМИ еще раз обратить внимание людей на проблему загрязнения воздуха. Мы – за чистый воздух!!!
Рефлексией работы над проектом мы считаем стали дневники работы групп, листы самооценки участников групп, самооценивание участия в проекте, контрольные листы продвижения групп.
Работа над проектом будет продолжена, так как тема актуальна и представляет широкое поле для изучения. Итогом стало выступление каждой группы на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Литература
Козлов О.В. Экология и здоровье человека: пособие для учащихся 9-х кл. -М,: Курган, Парус, 1994. – 262 с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000.-302с.
Уаддн Р.А., Шефф П.А. Загрязнение воздуха в жилых и общественных зданиях: //Характеристика, прогнозирование, контроль / под редакцией Р.А.Уаддн . М.: Стройиздат,1987 г.-347с.