Автор: Костюк Илья Юрьевич
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория: первая
Название ОУ: МБОУ СОШ № 112
Территория: г. Екатеринбург
«Применение сервисов онлайн опроса в практике дистанционного обучения»
На современном этапе развития интернет-технологий и востребованности эффективных форм дистанционного обучения особую актуальность приобретает установление «обратной связи» с обучающимися. Осуществление такой связи через онлайн-сервисы для тестов и опросов — является доступным и удобным для любого современного преподавателя. Тестовая форма создается онлайн, и затем ссылка на опросник высылается обучающимся [4].
Целью обратной связи является выявление ключевых моментов удовлетворенности и неудовлетворенности обучающихся организацией и содержанием обучения, выявление проблемных ситуаций, корректировка программ и форм работы в соответствии с особенностями обучаемых. Онлайн-опрос даёт педагогу возможность оценить эффективность своей работы, а также сопоставить оценку качества усвоения материала с личными оценками обучающихся.
Задачи:
-
научиться создавать собственные тесты и делиться ими;
-
обеспечить всестороннюю и полную проверку;
-
оперативно обработать результаты контроля.
-
освободить себя от выполнения трудоемкой и рутинной работы.
Опрос проводится дистанционно. Обучающиеся в Ватсап, либо в чат (во время конференции в ЗУМ) получают ссылку. Данная форма работы применяется с целью текущего, промежуточного, итогового контроля знаний обучающихся на дистанционном обучении. Кроме того онлайн опросы применяются с целью проведения викторин, дистанционных олимпиад, исследовательских анкет, опросов родителей. Участие принимает весь класс. Педагог и обучающийся получает возможность увидеть объективные результаты деятельности. Продолжительность устанавливается в зависимости от опроса.
В своей деятельности в практике дистанционного обучения широко применяю Google-forms.
Google-формы – это онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Этот инструмент на сегодняшний день достаточно популярный, но весь спектр его возможностей используется редко.
Замечено, что тестирование на компьютере воспринимается учащимися с большим интересом в отличие от простого тестового задания на бумаге. Тестирование на компьютере, благодаря красочному оформлению, возможности включения в тест памяток, алгоритмов, видеосюжетов, предупреждения учащихся о системе оценивания, информирования об оставшемся времени на выполнение задания, вызывает познавательный интерес, снимает психологическое напряжение учащихся, и кроме того такое тестирование носит объективный характер оценивания. Такое тестирование позволяет учащемуся работать в индивидуальном темпе и в любой момент вернуться к предыдущим заданиям, и если возникает необходимость, откорректировать ответ [1].
Google-формы нам могут помочь, когда нужно быстро собрать информацию у родителей или детей, получить обратную связь. Мы можем использовать этот сервис для контроля знаний на занятиях и дома.
Можно создавать вопросы разного типа: текст, один (несколько) из списка, выпадающий, сетка (создается таблица, в которой подписываются столбцы и строки, при заполнении формы ученик отмечает свои варианты в пересечении строк и столбцов), шкала (вопрос, который предоставляет выбрать ответ по шкале) [2].
Специальные настройки теста позволяют учителю выделять цветом правильные ответы, а учащимся сразу увидеть свои результаты.
Описание упражнений, заданий:
Найди глагол 2 спряжения (брить, лепить, думать);
Выбери верные утверждения:
-
чтобы определить площадь, нужно все стороны сложить
-
чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное
-
чрямой угол равен 90 градусов
-
чтобы найти расстояние нужно скорость разделить на время
При создании формы автоматически создается таблица, в которой автоматически накапливаются результаты заполнения формы учениками. Таблица предоставляет удобные возможности хранения. Работа с таблицей формы похожа на работу с таблицей Excel. В таблице, в первом столбце указано время и дата заполнения формы учеником, а следующие столбцы – ответы. Таким образом, автоматически собираются в одну таблицу ответы всех, кто заполнял форму. Сводка ответов строится автоматически в виде диаграммы [3].
Альтернативным и не менее эффективным способом получения объективных результатов дистанционного обучения является платформа videouroki.net (онлайн-тесты).
"Видеоуроки в интернет" — крупнейшая образовательная онлайн-платформа в РФ, которая помогает учителям усовершенствовать все основные этапы урока: изучение нового, закрепление изученного и контроль знаний учащихся как в классе, так и дистанционно [5].
Педагог может подобрать готовый тест в соответствии с классом и УМК, сохранить его в личном кабинете, скопировать ссылку и раздать обучающимся (например в Ватсап).
Но можно создать собственный тест. Вариантов заданий много (одиночный, множественный, установить соответствие, порядок, да или нет).
По итогам прохождения теста создаётся таблица результатов. Педагог видит время прохождения задания, количество правильно выполненных заданий, ошибки и объективную оценку ( в баллах).
Платформа videouroki.net предлагает интересные развивающие дистанционные олимпиады и блиц-турниры. Педагогу достаточно подать заявку на участие, чтобы получить задания. Эти задания развивают метапредметные универсальные учебные действия, повышают мотивацию ребёнка к обучению.
Сервисы онлайн опроса рекомендованы для использования в качестве:
1. Контроля знаний (тесты, проверочные работы).
2. Проведения викторин, дистанционных олимпиад, внеклассных мероприятий.
3. Проверки домашнего задания.
4. Опросы, анкеты (для родителей; проектная деятельность)
Список литературы
-
Котельникова Е.Н, Курзаева Л.В, Чернова Е.В. Использование сервисов онлайн опроса на примере Google-form как средство проверки знаний обучающихся // Наука. Информатизация. Технологии. Образование. 2020.
-
Кучер Т.В., Анохина И.Ю. Современные возможности создания анкет и тестов для учебного процесса // Вестник академии гражданской защиты. 2019.
-
Соколова Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. // Детство, открытое миру. Актуальные вопросы образования. 2016.
-
Шиманская О. Ю. Использование обратной связи Google-forms для усовершенствования процесса преподавания языка специальности. // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. 2018.
-
https://videouroki.net/tests/