СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья"Приобщение школьников к ценностям духовно - православной культуры. Концептуальные особенности православной педагогики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья"Приобщение школьников к ценностям духовно - православной культуры. Концептуальные особенности православной педагогики"»

Приобщение школьников к ценностям духовно - православной культуры. Концептуальные особенности православной педагогики.

« ...На что же может опираться, нравственное развитие, если не на христианство!». Трудно переоценить роль православной культуры в деле духовно-нравственного становления личности. Без веры человек слаб - она питает душевные силы, укрепляет дух, облагораживает наши помыслы, рождает « ... и благороднейшие деяния, и те произведения искусства и поэзии, которыми дивится свет, не понимая, откуда они могли родиться...» (К.Д. Ушинский)

Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, - сказал он, - ты приказал мне сделать невозможное». Тогда старец указал ему на совсем ещё молодое деревце, которое послушник без усилия тотчас вырвал с корнем.

Ничего нельзя было поделать с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий удалось справиться с молодым. Известно, что никогда природа человека не развивается так быстро, как в детском возрасте. С величайшей ответственностью должны следить родители за нравственным развитием своего ребёнка, так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло.

И.А. Ильин писал: «Семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость, защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих первообразов, ... источников духовной любви и духовной веры. Суровой и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли бы эти источники. Как актуальны эти слова в наше время, время глубочайшего морального разложения и падения нравов!

Одни, главным образом молодые, смотрят на ребёнка, как на игрушку или куклу. Одевают, обувают, кормят, играют, позволяют ему всё и вся, лишь бы он их меньше беспокоил. Другие, исходя из ложных, усвоенных понятий о воспитании, постоянно оправдывают и извиняют недостатки и пороки своих чад, говоря: «да это же дети!» Третьи, измученные и издёрганные жизненными неурядицами и проблемами в быту и на работе, вообще не имеют ни сил, ни времени, ни желания заниматься сколь-нибудь серьёзно проблемами воспитания. И долго не замечают, что из их чада выросло упрямое, капризное, своенравнее, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злее дитя. И тогда они решают приступить немедля к воспитанию! Но поздно, «деревце» стало слишком велико.

Не надо думать, что человек сам по себе бывает добрым и честным. «Познание добра само по себе ещё ничего не даёт. Нужно ещё хотеть добра и иметь навык к совершению его. К такому- то навыку с самого детства должен быть направляем человек посредством воспитания, чтобы посланное рассудком добро он сделал силою воли. «Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и справедливости и т.п.».

Фильтр, необходимый для того, чтобы критически воспринимать обрушившийся на нас поток информации - это в первую очередь наш нравственный голос. Но помимо этого должно быть еще некое мировоззрение, некий набор идей. Есть такое понятие предание, традиция. Подлинная традиция не хранит мусора - она хранит только ценности.

Православные традиции - это то, что идет из древности, передается из поколения в поколение , и неразрывно связано с великой православной культурой, в том числе и художественной, от Византии , Древней Руси, они в фресках Дионисия и иконах Андрея Рублева, в образах Феофана Грека и византийских мозаиках. Это вечные и неизменные ценности, которые сохраняются в предании и последовательно передаются каждому последующему поколению.

Православие помогает приобщить детей к традициям исконно русских праздников: «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «День Святой Троицы», «Сретенье», «Преображение Господне», «Покрова Пресвятой Богородицы». А так же познакомиться с иконами русских мастеров олицетворяющих эти праздники.

Результатами воспитания детей посредством освоения национальных православных и народных традиций является:

• воспитание поколения ценителей и хранителей традиций народного искусства с высоким уровнем познавательной активности способных к самовыражению через творчество;

• воспитание духовно - нравственной личности;

• воспитание людей с высоким уровнем православных ценностей, которые прославляют главное христианское качество-«возлюби ближнего своего, как самого себя».

Православие настолько всеобъемлюще и всеохватно, что его невозможно определить "в точных рациональных понятиях, нельзя подвести его под какие-либо определения -оно всегда будет оставаться неизмеримо выше и шире их. Православие - это реальность, духовная жизнь, духовный путь, опыт" - пишет профессор К.Е.Скурат.

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств. В современной Беларуси во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части [7].

В заключение приведем слова святителя Московского Филарета, подчеркивающие значение для педагога учения о спасении и христианского учения в целом: «Воспитание ученое, воспитание деловое, воспитание изящное — не слишком ли сильно привлекают к себе заботы некоторых воспитателей и воспитываемых видами наружных преимуществ, выгод, славы, удовольствия? Потому не излишне напоминать родителям и воспитателям детей апостольское наставление: воспитывайте... в учении и наставлении Господнем, т.е. словом и делом руководствуйте детей к жизни благочестивой и честной по учению Христову».

На основании сказанного выше можно выделить ряд концептуальных особенностей православной педагогики.

1. Православная педагогика исходит из знания свойств и качеств человека в его естественном состоянии.

2. Указывает средства приобретения добродетелей и искоренения грехов и страстей.

3. Православной педагогикой разработаны принципы и методы воспитания, которые указывают человеку, как сделать главное в его жизни — перейти из состояния неестественного, греховно-падшего в состояние естественное, обновленное.

4. Православная педагогика воспитывает не только для временной, но и для вечной жизни.

5. Православная педагогика органично включает процесс получения знаний в процесс воспитания. Если знание отделится от веры или «станет враждовать» против нее, то воспитанники не только не получат должного образования, но и «скоро ниспадут до крайней степени невежества и грубости, ослепляясь заблуждениями и предаваясь порокам».

Таким образом, концепция православного воспитания не только развивает и разъясняет слова Господа: «Без Меня не можете делать ничего», но и дает практическое подтверждение этого нравственного закона, свидетельствует о его смыслообразующем значении для педагогической теории и практики.

Реализация положений концепции позволяет воспитать высокообразованное и нравственное подрастающее поколение, предотвратить и не дать развиться нравственным болезням века, которые отрицательно действуют на все стороны жизни и деятельности каждого человека и общества в целом.

Культура Беларуси исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для Беларуси областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной культуры, православная культура тесно связана с национальной культурой народа в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей белорусской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры дня всех учащихся школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).













2