СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проблема обучения математике в СПО"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преподавания математики довольно давно занимает мысли преподавателей сферы среднего профессионального образования. Эту проблему никто и никогда не считал простой и легко разрешимой.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проблема обучения математике в СПО"»

Проблема обучения математике в среднем профессиональном образовании.


Проблема преподавания математики довольно давно занимает мысли преподавателей сферы среднего профессионального образования. Эту проблему никто и никогда не считал простой и легко разрешимой. Вопрос о недостатках математического образования и о возможных путях к их устранению поднимается почти неизбежно.

Математика является системной наукой, в которой нельзя добиться хороших результатов без базовых элементарных знаний. Качество и успешность обучения математике в колледже напрямую зависит от качества и успешности обучения в школе. К сожалению, уровень знаний вчерашних школьников очень низкий, отношение к предмету негативное, в силу неуспешности и серьезных пробелов, которые влияют на процесс обучения. Зачастую такое отношение и преподавание математики превращается в муку и для преподавателя и для студента, из-за отсутствия ощущения целесообразности и встречного интереса. Количество часов, отведенных на освоение общеобразовательной части математики, не позволяет устранить пробелы в школьных знаниях, а отсутствие навыка самостоятельной работы – не дает уверенности, что студенты смогут выполнить эту задачу дома.

Стремительное изменение жизни, скорость развития технологий, изменение условий труда приводит к возникновению качественно новых требований к уровню подготовки будущих специалистов. Обслуживать дорогостоящее оборудование, средства автоматизации, внедрять и проводить испытания новой техники и технологий могут специалисты, которые способны самостоятельно собирать, обрабатывать, анализировать информацию, имеют творческое отношение к труду, моральную ответственность перед собой и обществом за его результаты, умеют принимать решения и достигать поставленных целей.

Количество информации и скорость ее изменения требуют от обучающихся умения адаптироваться и ориентироваться в потоке окружающей действительности, и ставит вопрос о формировании у студентов оптимальных комплексных знаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность их образования.

Совокупность всех данных аспектов и ставит перед преподавателем ряд проблем в обучении математике в колледжах.

Цели обучения математике в школах и в колледжах имеют ряд отличий. В школе в результате изучения курса математики ученик должен обладать некоторым набором математических знаний, умений и навыков, не связанных с его будущей профессией. Особенностью изучения математики в колледже является то, что уровень овладения математикой является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую профессиональную деятельность, особенно для специальностей технических профилей.

Последнее предполагает ясное понимание студентами необходимости математической составляющей в общей подготовке, выработку представления о роли и месте математики в современной цивилизации, умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и корректно использовать математические понятия и символы для выражения количественных и качественных отношений.

Специфика преподавания математики заключается в том, что обучающиеся должны освоить материал программы с опережением на 1 год по сравнению со школой. Этот процесс достаточно труден и в силу возрастных особенностей и в недостаточной готовности большинства студентов к усвоению предмета. Обучение всегда связано с преодолением трудностей. Это в большей степени относится к приобретению теоретических знаний, абстрактных в своей основе, чем к практическим навыкам, которые усваиваются обычно путем неоднократно повторяемого выполнения заданий.

Процесс обучения - это общение, при котором происходит процесс активного целенаправленного взаимодействия между преподавателем и студентами, в результате которого у обучающихся формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества. Воздействия преподавателя стимулируют активность студентов, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью.

Это требует от преподавателя математики особых компетенций, предусматривающих и хороших знаний психологии обучения и методики преподавания.

Часто у студентов складываются неправильные представления о целях изучения математики, они не видят в ней необходимости, поскольку не представляют то разнообразие, в применении математических методов, существующее в различных областях деятельности человека.

Являясь одним из основных предметов в профессиональных колледжах, математика важна для развития умений и способностей решать разноплановые задачи. Большинство производственных технических и экономических задач решаются на основе математических знаний. Математика — это основа в развитии таких важных качеств личности, как умение мыслить логически, анализировать, четко и грамотно выражать свои мысли. Формирование и развитие этих качеств определяет основные цели развивающего обучения математике в колледже. Обучение математике в колледже целесообразно направить не столько на усвоение математических понятий и терминов, сколько на достижение студентами уровня математической грамотности, необходимого для применения полученных знаний в дальнейшей производственной деятельности.

Опыт работы показывает, что большинству первокурсников чрезвычайно трудно дается работа в течение полутора часов, учащиеся не привыкли к продолжительной работе по одному предмету. Сдвоенные уроки по предмету в школе практикуются обычно в специализированных классах, и в условиях колледжа первокурсникам приходится перестраиваться и учиться работать в новом для них режиме.

При умелом использовании преподавателем различных видов деятельности можно получить хороший результат из спаренных занятий. Появляется возможность уделить внимание каждому этапу урока. Отработка сложных этапов важна для слабо подготовленных учащихся. Такие уроки позволяют отработать и закрепить полученные знания и умения, сохраняя работоспособность и заинтересованность студентов.

В современных условиях профессионально ориентированный образовательный процесс затрагивает лишь специальные дисциплины. В этой связи наблюдается противоречие между необходимостью профессионально ориентированного обучения математике и отсутствием соответствующих технологий.

Возможность разрешить это противоречие дает наполнение содержания учебной дисциплины профессиональной направленностью, причем с учетом возможностей студента, его субъектного опыта, мотивов и уровня подготовленности. Таким образом, указанная проблема состоит в разработке технологии, реализующей профессиональный подход к обучению студентов.

Поэтому овладение обучающимися учебным содержанием математики возможно выстроить в соответствии с двумя основными принципами:

1. реализации профессиональной направленности обучения математике.

2. учета индивидуальных особенностей студентов на всех этапах учебной деятельности.

Отсюда вытекает фактор, который необходимо учитывать при работе с математическими задачами, это наличие учебной мотивации студентов. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

В связи с этим целесообразно:

- связать работу преподавателей математики и преподавателей профессиональных дисциплин, согласовать общие цели, требования, используемый учебный материал;

- иллюстрировать математические понятия и предложения примерами, взятыми из содержания профессиональных модулей;

- на занятиях по математике составлять и решать задачи, связанные с вопросами производственной сферы.

Задача должна иметь четкую математическую формулировку, производственный момент в задаче может носить как общий, так и узкоспециальный характер. При решении задачи следует обратить внимание на ее содержание и алгоритм решения.

Составление и решение задач с профессиональной направленностью требует определенной методики. В общем виде это может выглядеть так:

  • Содержание и решение задач с профессиональным характером должно соответствовать определенной теме изучаемого курса математики.

  • Содержание задачи должно отражать современный уровень развития науки, техники, производства.

  • Решение ряда задач должно сопровождаться разъяснением технического содержания, терминологии.

  • Задачи с производственным содержанием часто сопровождаются трудоемкой вычислительной частью, поэтому возможно применение технических средств для выполнения вычислений (калькулятор, компьютер).

  • К некоторым задачам необходимо иметь готовые чертежи, рисунки, использование которых проясняет смысл содержания задачи за счет наглядности и образности, позволяет экономить время на занятии.

  • Задачи, составленные на материале модульных дисциплин, должны вписываться в общую систему задач и упражнений по математике.

Профессионально ориентированные задачи повышают интерес учащихся к самой математике.

На качество обучения студентов первого курса также серьезно влияет последствия нерешенных школьных проблем, отсутствие у большинства из них культуры мышления, элементарных навыков логического мышления, навыков самостоятельной работы, плохая память, неспособность к длительной концентрации внимания, сосредоточенности.

Очень часто один из первых вопросов, задаваемых на занятиях по математике: «А где это может мне пригодиться в моей профессии?». Регулярное использование в обучении математике профессиональных понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов модулей является ответом на этот вопрос.

Реализация межпредметных связей математики с другими модульными дисциплинами определяет как прикладную, так и практическую направленность обучения.

Таким образом, можно утверждать, что для успешного профессионального становления студента необходимо осуществление профессионально-личностного подхода к обучению математике, что особенность преподавания математики в средних профессиональных учебных заведениях заключается в её непрерывной и планомерной  связи с изучаемыми профессиональными  дисциплинами. Изучение сложного математического материала становиться более интересным, если студенты осознают его практическое применение в жизни или в своей будущей профессиональной деятельности. Помогает стать самодостаточной личностью, уверенной в своих способностях, и высокопрофессиональным специалистом, умеющим видеть цель, принимать решения и доводить решения до результата.


Список литературы

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013г. №2506-р

2.  Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.

3. Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Книга для учителя / И.М. Шапиро. - М.: Просвещение, - 1990. - 95с.

4. Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия. — М.: Наука, 2008. — 280 с.
5. Крутецкий В.А. Психология математических способностей студентов. — М.: Наука, 2008, 187с.