УДК
Ю.С. Мерш
(студ. 1 курса, направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Начальное образование Психология и педагогика начального образования», институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
Проблемное обучение на уроках окружающего мира
В работе раскрывается проблемные ситуации при изучении школьного курса «Окружающий мир»
Ключевые слова: технология, педагогическая технология, проблемное обучение, окружающий мир.
С ведение Федерального государственного образовательного стандарта «окружающий мир» - один из основных учебных предметов в начальной школе наряду с математикой, русским языков и литературным чтением. Целью дисциплины является – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком его личного опыта общения с природой, людьми и обществом. Встает задача перед педагогами, какие технологии нужно использовать в современном уроке, чтобы урок отвечал требованиям модели выпускника в начальной школе.
Что же такое технология? М.Чошанов дает такое определение: технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов.
Б.Т. Лихачев дает определение, что такое педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса.
Проблемное обучение основано на получение учащимися новых знаний посредствам решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
В.Оконь (польский ученый) в своей книге «Основы проблемного обучения», пишет, что чем больше ученики стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты.
Проблемное обучение заключается в том, что перед ученика ставится познавательная задача, и ученики исследуют пути ее решения. Они ставят гипотезу, обсуждают, проводят наблюдения, эксперименты, анализируют результаты, рассуждают, доказывают.
Какие этапы включаются в проблемное обучение?
Осознание общей проблемной ситуации;
Анализ, формулировка конкретной проблемы;
Решение проблемы;
Проверка правильности решения проблемы.
Рассмотрим, технологию проблемного обучения на уроках окружающего мира.
Окружающий мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Для человека окружающий мир – это его среда, реальная действительность. Что и изучается в курсе «Окружающего мира» начального образования.
Какие способы создания проблемной ситуации можно создать на уроке?
В проблемной ситуации можно выделить два способа создания проблемной ситуации:
- с удивлением;
- с затруднением;
Давайте рассмотрим каждый прием подробней. Начнем с удивлением:
Предлагаю учителю одновременно предлагать противоречивые факты, теории по теме.
Например, при изучении темы: «Природные зоны России», можно предложить детям послушать текст и спросить бывает так или нет.
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще». (предъявляем факты: фотографии, сообщение о природной зоне тундра, видеоматериал). Затем, еще раз можно повторить задачу, что учащимся нужно ответить на вопрос «Бывает ли так?». На что ученики дают ответы, что такого не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды. Грибы не могут быть выше берез. Солнце светит днем, а не ночью. В процессе чего дети удивляются, возникает проблемная ситуация.
С затруднением:
Предлагаю учителю дать задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.
Например, при изучении темы «Моря и океаны» задаем такой вопрос: «Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?». И вот, дети сталкиваются с трудностью, возникает проблемная ситуация.
Какой можно сделать вывод. При использовании на уроках такие проблемные ситуации, то мы можем заметить интерес детей и эффективность усвоение материала. Поэтому, предлагаю учителя использовать эти две проблемные ситуации, не только на уроках окружающего мира, но и по любым предметам. Конечно, работа трудоёмкая, так как нужно подобрать необходимые упражнения для создания проблемной ситуации, постановку проблемы и пути ее решения. При использовании проблемной ситуации мы формируем творческую личность, логически мыслить, находить решение в различных ситуациях.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
Научный руководитель – канд.пед. наук, доцент
З.В. Бродовская
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения (В.А. Ситаров Московский гуманитарный университет)
Проблемное обучение на уроках окружающего мира (М.С. Смирнов кондидат педагогических наук)
Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир» в современной начальной школе (Н.А. Семенова, Томский государственный педагогический университет, Томск)
Формирование понятие «дерево»
Я предлагаю детям сходить на экскурсию.
На начальном этапе дерево для детей это: береза, тополь, дуб … и д.т
Затем по наблюдениям это понятие дополняется новыми характеристиками: что деревья бывают «хвойные», «лиственные», лиственные подразделяются на «мелколиственные» и «широколиственные».
В конце экскурсии можно поиграть в игру. Учитель показывает листочек, а дети говорят к чему это относится если к лиственным то к какому именно типу.