СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся"»

Духовно-нравственное воспитание учащихся

Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой.

Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним-единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм, а также занятиям по внеурочной деятельности и доп. образованию по предмету.

В процессе формирования духовно-нравственных ценностей решаются задачи:

1. Воспитание уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Формирование готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к реализация творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;
3. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
4. Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора, принятию ответственности за их результаты;
5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально – психологического.

Для решения этих задач используются приемы:

1. Внедрение форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;
2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;

( следует отметить, что богатый материал отрабатывается с учениками при подготовки к ГИА и ЕГЭ, потому что все тексты на морально-нравственную тему)
3. Разработка методического материала, направленного на формирование духовно- ценностных качеств.

Для решения задач духовно-нравственного воспитания созданы педагогические условия, обеспечивающие нравственное развитие личности ребёнка :
• опора на ценностный потенциал содержания образования;
• сочетание традиционных форм обучения с инновационными, сочетание обучения с допобразованием по предмету ( веду не один год кружок «Основы журналистики»);
• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности; 

Используемые средства для достижения цели (методы и формы организации работы)
Наиболее результативными , на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы на занятии:
- комплексный анализ текстов;
- речеведческий анализ текста;
- развивающие лингвистические упражнения;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение, изложение;
- лексические разминки;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сопоставление 2-х текстов 

Актуальность, значимость.

Чем же обоснована работа кружка?

В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Современные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Основы журналистики». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа рассчитана на 1 год: 35 часов (1 час в неделю). Членами кружка являются ученики 5-9 классов.

Цель программы: создание условий для формирования и развития у обучающихся

• интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

• интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);

• умения самостоятельно приобретать и применять знания;

• развитие творческого мышления, познавательной активности;

• способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;

• коммуникативных навыков.

Занятия в кружке призваны помочь обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, семинарах, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные

знания:

 из истории журналистики;

 о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

 о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

 о законе о СМИ.

и умения:

 создавать сочинения разных жанров;

 соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

 работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

 участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Виды деятельности обучающихся:

 теоретические занятия;

 творческий практикум (сочинения разных жанров);

 работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

 работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

 анкетирование;

 социологический опрос;

 участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы;

 выпуск школьной газеты;

 посещение обучающих семинаров.

Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.

Настоящая программа и деятельность кружка в целом построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Главная задача членов нашего кружка - постоянное содействие в выпуске ежемесячных номеров школьной газеты «Сова». Старшие учащиеся регулярно пишут блиц-заметки, проводят интервью, готовят фоторепортажи, участвуют в творческих конкурсах. Младшие с удовольствием участвуют в школьных и муниципальных конкурсах, занимают призовые места. Нами заключен договор о продолжительном сотрудничестве с творческой группой «Созвездие», в которую входят местные поэты и другие представители творческой интеллигенции г. Богучар. Детям всё это интересно, они с удовольствием открывают для себя новые реалии жизни и познают их.


К сожалению, наша работа не лишена трудностей: в силу материальных сложностей школы у редакции нет возможности выпускать номера газеты для массового распространения. Поэтому ежемесячные номера появляются лишь на стенде у медиатеки для публичного ознакомления. Зато сколько гордости можно наблюдать на лицах юных корреспондентов, когда они находят на страницах очередного номера свои фамилии!

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших встреч учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.