СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБРАЗОВАНИИ "

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приведены размышления на тему "Формирование ключевых компетенций через применение информационно-коммуникационных технологий  на современном уроке"  на примере разрабтки урока по физике , проведенном в 8 классе по теме  «Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей».  

Просмотр содержимого документа
«Статья "ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБРАЗОВАНИИ "»

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГОВ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБРАЗОВАНИИ

(Формирование ключевых компетенций

через применение информационно-коммуникационных технологий

на современном уроке)



Составитель:

Петрова Юлия Владимировна

учитель физики и информатики



Современные взгляды на процесс преподавания и обучения в корне отличаются от принципов традиционного образования. Ученик рассматривается не как объект, не как «кувшин, который нужно заполнить», не как «факел, который необходимо зажечь», а как субъект, активный, самонацеленный и саморегулируемый. «В тех образовательных моделях, в рамках которых учителя восприимчивы к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящим от самих учеников, образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех» [1].

Современному учителю необходимо не просто знать свой предмет, но и уметь правильно организовать урок, чтобы вовлечь в работу всех учащихся класса. Если эффективно использовать возможности современных образовательных технологий, то у учащихся сформируются ключевые компетенции, направленные на развитие потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике.

Компетентность — это новая единица измерения образованности человека; категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека [2].

Анализируя выше сказанное, я определила темой своего исследования «Формирование ключевых компетенций через применение информационно-коммуникационных технологий на современном уроке». Предоставленная мною работа, считаю, является актуальной, так как в условиях обновления Казахстанского образования каждому учителю необходимо искать новые подходы в преподавании и обучении.

На современном этапе развития нашего общества одним из самых интенсивных процессов является процесс информатизации. Процесс этот не только формирует новое информационное пространство общества, его интеллектуальный потенциал, но и существенно влияет на его психологическое состояние и оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности членов этого общества.

По мнению многих экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30%. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя:

  • если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема;

  • если информация была представлена визуально – около 1/3;

  • при комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины;

  • если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75% [3].

Использование ИКТ на уроке дает возможность учителю, подбирая задания на урок, адаптировать их к способностям и потребностям класса, учитывая уровни восприятия информации (аудиалы, визулы, кинестетики). ИКТ помогают учителям, позволяя облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий.

Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. При этом система заданий и деятельность учащихся должны быть спланированы таким образом, чтобы процесс обучения был направлен на изменение в уровнях мыслительной деятельности. Важно формировать не просто мышление, а навыки мышления высокого уровня.

Результаты мониторинга учащихся 8 «а» класса, проводимого мною в 2014 году, показали, что активность и мотивация к учёбе у учащихся развита недостаточно. В ходе исследования я провела несколько диагностик: выявление уровня мотивации, лидерство, психологический климат класса. Анализ полученных данных показал

  1. 52% учащихся класса имеют познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки. 30% учащихся школа привлекает внеучебными сторонами.

  2. В классе есть один явный лидер, которого выделили одноклассники. Однако, при анкетировании на выявление лидерских качеств также можно выделить еще 6 учащихся.

  3. Психологический климат в классе достаточно благоприятный (из 90 возможных баллов - 70,6). Однако наблюдается деление на подгруппы, есть дети, которые близко не общаются ни с кем из одноклассников, их связывает только школа и класс.

Я поставила перед собой цель: создать условия учащимся для активизации познавательной деятельности. Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности я создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения.

Данные технологии способствуют:

а) активизации познавательной деятельности учащихся;

б) развитию вариативности мышления, логики;

в) направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности через электронные носители (использование интернет ресурсов, обучающих дисков, тренажёров), внутришкольный образовательный ресурс (создание презентаций, видеороликов, тестов).

Методов обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Я хочу показать использование некоторых приемов на примере урока физики, проведенного в 8 классе по теме «Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей».

Презентация как средство наглядного представления материала. Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Практически каждый учитель, имеющий навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. В связи с чем, на мотивационном этапе урока учащимся было предложено разгадать ребус (рис.1), который способствует выходу на тему урока.

Рис. 1


Представленная в виде шифра информация декодируется учащимися, активизируя мышление детей. Таким образом был задан активный темп работы на уроке. Созданная атмосфера дала возможность перейти к проверке ранее изученного и подготовке восприятия нового материала. Для этого на всех персональных компьютерах в классе был установлен флипчарт с заданием. Через прием «Верю – не верю» учащиеся ответили на вопросы, соединяя физические выражения с соответствующим «Контейнером». Такая работа положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все учащиеся с интересом выполняли предложенные задания. А приемы работы в программе «ActivInpire» позволили мне удерживать внимание и активность учащихся на уроке, а значит достичь главной цели обучения XXI века: развитие личности ребенка.

Заданный темп работы создал условия для перехода к изучению нового материала. Учащимся в группах было предложено поработать с бумажными ресурсами и учебником. После этого материал урока был обсужден и преобразован в виде кластеров. Эти приемы способствовали развитию умений перерабатывать информацию, представляя ее в новой форме. После завершения данного этапа работы, учащимся было предложено обменяться полученной информацией через презентацию кластеров (рис. 2). При этом участники разных групп имели возможность сравнить свои работы с другими, задать вопросы, оценить деятельность друг друга и собственную.


Рис. 2

В настоящее время преподавание невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, видеофильмов. Ведь наглядная демонстрация и объяснение материала профессиональным диктором - более эффективна. На данном уроке я решила дать заранее одному из учеников: найти дополнительную видеоинформацию по новой теме. Учащийся успешно справился с заданием, подобрав видеофильм «Галилео. Эксперимент. Принцип ДВС» в условиях школьной лаборатории (рис. 3). Этот прием дает возможность выяснить уровень сформированности навыка поиска информации во всемирной сети, отбирать главное, обрабатывать видео через обрезку файлов.


Рис. 3


Чтобы снять умственное напряжение и переключить ребят на другой вид деятельности, я предложила выполнить упражнения «Бодрячок». Выполнение физических упражнений под веселую музыку очень нравиться учащимся данного возраста (рис. 4).

Рис. 4

После физминутки, на этапе закрепления знаний учащимся предложено выполнить тест через оболочку «Тестер» (рис.5). Этим формирую у учащихся основные информационные компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы в будущем при аттестации в виде ВОУД или ЕНТ.

Рис.5

Для меня, как для учителя, такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о сформированности общеучебных достижений на уроке, проконтролировать уровень полученных знаний учащихся, а также состояние процесса усвоения знаний каждым учеником по теме.

Применяя ИКТ, я заметила следующие изменения в обучении школьников:

  • повысилась заинтересованность учащихся к обучению;

  • выросло качество форсированности  общеучебных умений и навыков;

  • учащиеся стали участвовать в различных проектах, стали самостоятельно создавать презентации при выполнении творческих домашних заданий.

Из вышесказанного можно сделать вывод: информационно-коммуникационные технологии – один из важных инструментов повышения компетентности обучающихся на уроках. Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ, в современных условиях принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

В перспективе я планирую, что целью моей педагогической деятельности станет развитие учащегося, умеющего рационально подходить к информации, опираясь не на эмоции, а на доказательства, имеющего непринуждённость в оценке выводов и перспектив, обладающего самосознанием предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций.



Список используемой литературы:

  1. «Руководство для учителя», Программа курсов третьего (базового) уровня, 2013г.

  2. Краткий словарь обществоведческих терминов, http://cnru123.com/index.php/list/.

  3. Короткова М. В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников» М., 2003г.

  4. Хуторской А.В., «Дидактическая эвристика», Теория и технология креативного обучения», изд. Московского университета, 2003г.

  5. http://pedagog.kz/index.php?option



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!