Проектная деятельность как способ обеспечения открытого информационного пространства.
1.Введение
Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации происходит под контролем взрослых.
Основные проблемы взаимодействия младших школьников с информационной средой:
-информационная неразборчивость (≪всеядность≫);
-информационные перегрузки;
- отсутствие информационной безопасности;
- у значительной части детей – информационная беспризорность
В этом случае ≪плавание≫ детей в информационном ≪море≫ ограничивается доступностью информационных источников и наличием (или отсутствием) у каждого конкретного ребенка информационных предпочтений и потребностей.
Как правило, воздействие средств массовой информации на детей оценивается педагогами как негативное. Часто учителя считают, что единственным эффективным препятствием для роста информационной беспризорности детей младшего школьного возраста может служить система запретов и ограничений.
Скорее, речь должна идти не об ограничениях на использование разнообразных информационных источников, а о воспитании у школьников информационных вкусов, о развитии таких информационных потребностей , которые вписывались бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
Информационная культура характеризуется нами как мотивационная и операционная готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической и другой.
Как мотивировать младшего школьника выйти за пределы учебной книги всякий раз, когда информация покажется ему недостаточной? Как прививать вкус к поиску информации яркой, интересной, полезной, достойной внимания с точки зрения культурного человека?
Среди универсальных учебных действий (УУД)в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические) действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации ,анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и другие. Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации.
2.Проектная деятельность как способ обеспечения открытого информационного пространства
Базовой технологией при формировании УУД является проектная. Велика её роль в формировании информационной культуры.
Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.
С учениками своего класса я использую проектную деятельность как в учебное , так и во внеурочное время.
Я хочу рассказать вам о том, как я решаю проблему формирования информационной культуры на примере проекта «С чего начинается Родина».
Цель данного проекта, в первую очередь,- воспитание патриотизма .
А патриотизм начинается с малого: со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых. Так начинается формирование ценностных основ, а именно, любви к семье, школе, городу, своему краю, к Родине, активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину;
-формирование духовно-нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей;
-повышение мотивации к обучению;
- повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям;
-получение навыков исследовательской работы;
-расширение кругозора;
- развитие коммуникационных способностей;
-создание условий для самореализации каждого ученика;
- формирование общеучебных навыков;
- повышение самооценки учащихся.
Участниками нашего проекта являются не только учащиеся и классный руководитель, но и учителя – предметники, родители учащихся, работники библиотеки, краеведческого музея, предприятий города.
Исследование проходят по следующим направлениям: Слайд 5
« Моя семья»,
« Мои сверстники»,
«Моя школа»,
« Мой дом, моя улица»,
«Мой родной город»,
«Якутия- мой край родной»,
«Москва – столица РФ»,
«Путешествуя по России»,
«Временная лента истории России»
При реализации проектов мы используем следующие формы деятельности: Слайд 6.
-сбор информации,
- эксперимент,
- систематизация и структуризация информации,
- исследование,
- оформление работы,
- фото и видеозарисовки,
- интервьюрирование,
- наблюдение,
- презентация,
- практическое применение новых знаний,
- публичные выступления.
На практическом этапе (сбор информации, создание публикаций) ходим на различные экскурсии: в детскую филармонию, в краеведческий музей, на предприятия, помощь в организации также оказывают родители учеников.
Начинали мы с самых простых индивидуальных мини-проектов , затем постепенно перешли на групповые макси-проекты.
В таблице представлена деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.
Название этапа | Сроки | Ученик | Педагог |
1. Подготовительный | | Формулирование основополагающего и проблемного вопроса. | Создание проблемной ситуации. |
2. Проектировочный | | Определение тем исследования вытекает из направлений работы. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. | Координация работы. |
3. Практический | | Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. | Координация работы. |
4. Контрольно-коррекционный | | Самооценка. | Координация работы. |
5. Заключительный | | Представление (презентация) проекта. | Координация работы. Создание портфолио проекта. |
Подготовительный этап начинается с погружения в проект, т.е. создается проблемная ситуация с целью подготовки детей к проектной деятельности, побуждает интерес к теме проекта. Например, в начале первого класса, когда проходит адаптационный период, я рассказываю детям, что они будут вместе учиться 11 лет. И задаю им вопрос : «А что каждому из вас нужно сделать, чтобы вы стали друзьями?» Дети приходят к выводу, что сначала нужно поближе узнать друг друга, рассказать о себе. «А что мы можем рассказать о себе?» Так вместе мы обсуждаем проекты исследований и формулируем тему нашего первого проекта «Моя семья». Таким образом, мы переходим ко 2-му этапу – проектировочному. Т.к. этот проект индивидуальный, группы не формируются, но обязательно обсуждаются с детьми критерии оценки. В этом проекте роль учителя будет носить только координирующий характер: учитель консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. На практическом этапе помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации в первую очередь оказывают родители. Заключительный этап ,презентация проекта, проходит в форме устных рассказов о своей семье, об увлечениях членов семьи, о семейном отдыхе ,с рисунками, фотографиями или слайдовыми презентациями ( на усмотрение детей), которые затем помещаются в портфолио ребёнка. Это и есть продукт нашей проектной деятельности.
Следующий проект «Мои сверстники» уже усложняется: дети учатся работать в творческих группах. Многие из них познакомились еще до поступления в 1 класс: вместе ходили в детский сад, жили в одном дворе или вместе посещали кружки и секции. Они объединяются в группы по интересам, учитель помогает уже каждой группе сформулировать проблему проекта, сюжетную ситуацию, организует поиск оптимального способа достижений поставленных целей, помогает в анализе, синтезе, наблюдает, контролирует. Это проектировочный этап. Затем идёт практический этап. К нему каждая группа детей готовит необходимые материалы для работы. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует. Каждая группа работает по своему плану, обязательно оценивается каждый этап. На контрольно – коррекционном этапе обговариваются критерии оценки работы. И на заключительном этапе оглашается последовательность выступления групп и проходит презентация проекта. Слайды 8, 9,10
При подготовке проекта «Мои сверстники» четверо детей, посещающих «Школу искусств» и детскую филармонию, объединились в одну группу. После того, как они представили нам свой проект, мы с детьми посетили детскую филармонию, преподаватели которой в свою очередь предложили нам план совместной работы на весь учебный год. То есть реализация этого проекта вышла за рамки нашей школы. В проекте участвовали не только дети, но их родители, что тоже немаловажно, а также вовлекались и посторонние люди.
Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
После каждого этапа проектирования дети проводят ( рефлексию) проделанной работы и высказывают свои пожелания
Программа ФГОС НОО рекомендует выполнение детьми самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации. Необходимо учить детей умению определять возможные источники информации и способы ее поиска, осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете, получать информацию из наблюдений, при общении.
По такому же плану мы работали в первом классе над проектами : «Мой дом, моя улица», «Моя школа», «Мой родной город»( при реализации этого проекта посещали краеведческий музей, ходили на экскурсии в библиотеку, по городу) , «День рождения – день особенный», «Мой родной город»,«Москва – столица РФ». В конце года мы подвели итоги первого этапа проекта «С чего начинается Родина» и обсудили 2-ой этап проекта, который будем реализовывать во втором классе. Сентябрь мы начали презентации работы «Как я провел лето», которая является частью проекта «Путешествие по России» и перекликается с уроками окружающего мира. В октябре мы продолжим разговор о своей семье на практической работе «Моя родословная». На ноябрь запланирована исследовательская работа «Где работают наши родители» с экскурсией на предприятия и обсуждением за « круглым столом» темы: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.
.
Ожидаемые результаты от реализации данного проекта Слайд «С чего начинается Родина»- активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе, положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи, формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
Проведя мониторинг среди детей и их родителей, я убедилась, что проектная деятельность повышает мотивацию к обучению, способствует росту познавательной ( в том числе читательской) активности детей, повышает интерес к приобретаемым знаниям, расширяет кругозор. Дети получают навык исследовательской работы, развивается их речь, коммуникативные способности и обогащается словарь.
Также создаются условия для максимальной самореализации каждого ученика и повышается самооценка ребенка. А родители приобщаются к совместной деятельности.
Жизненными проблемами нашего города являются социальные, коммуникативные, семейные, управленческие, духовные, но особенно остро стоят экологические. К ним относятся нехватка качественной питьевой воды, существование значительного количества котельных, загрязняющих территорию города, появление несанкционированных свалок и другие.
Из ряда перечисленных проблем, самой актуальной и близкой для детей младшего школьного возраста ,является проблема экологическая.
Очень часто дети задавали и задают вопросы : «Почему в нашем городе много бездомных собак? Как мы можем помочь бродячим животным? Почему снег становится черным?» Именно дети натолкнули меня на мысль о
создании экологических проектов. Таким образом , начиналось погружение в проект, т.е. подготовительный период работы .Мы вместе разработали цель проекта( привлечение населения к решению экологических проблем города). Реализация поставленной цели складывалась из решения следующих задач:
- выяснить общее состояние экологической обстановки в городе;
- изучить состояние проблемы бездомных животных нашего города;
-выяснить отношение жителей нашего города к проблемам экологии.
Дети разделились на 3 группы по интересам: одни решили работать над темой «Бездомные животные: проблема всех и каждого», другие – «Влияние выбросов котельных и автомобильного транспорта на состояние здоровья населения города Алдан», а третьих заинтересовала проблема нехватки качественной питьевой воды. Так мы разделили наш макси-проект на три мини-проекта.
Я расскажу вам, как мы проводим проектную деятельность на примере работы с группой по теме: «Бездомные животные: проблема всех и каждого»
После погружения в проект, мы перешли ко 2 этапу -планирование деятельности и определили методы исследования: прямое натурное наблюдение, учет численности и анкетирование населения города. С каждой группой детей мы обсуждали процесс поиска информации, который носил в основном исследовательский характер.
Этапы моей работы представлены на слайдах.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности | Цель –пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов | Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов | Цель –демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
Группа детей, участвовавших в мини-проекте «Бездомные животные:
проблемы всех и каждого» начали свою работу с анкетирования учащихся разных возрастных групп и жителей города .Дети обращались к респондентам с вопросами: «Существует ли проблема бездомных животных?», «Вы любите животных?», «Есть ли у вас домашние животные?», «Сколько времени вы им уделяете?», «Какое чувство у вас вызываю бродячие животные?».Результаты анкетирования были оформлены в виде диаграмм. Таким образом, мы выявили основные причины появления бездомных животных – это те животные, которые родились на улице, т.е. изначально бездомные, брошенные и потерявшиеся. Также поиск необходимой информации осуществлялся через Интернет, периодическую печать, в библиотеках. Далее всю собранную информацию систематизировали и спланировали деятельность по решению задач проекта.
Следующий 3этап работы – осуществление деятельности по решению проблем. Дети самостоятельно работают по своим задачам проекта. Роль учителя на этом этапе носит координирующий характер. Родители оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио.
Только после этого мы перешли к 4 этапу оформления проекта. Дети участвовали в коллективном анализе проекта, оценивали свою роль, выясняли причины успехов, неудач, делали выводы. Учитель наблюдал, советовал, направлял процесс анализа, и ,конечно же, мотивировал учащихся. Дети сами пришли к выводу, что силами школьника , к сожалению, мало, что можно сделать. Такую масштабную проблему невозможно решить без государственного вмешательства, но смотреть и ничего не делать они не могут, поэтому они разработали выпуск информационных листков – буклетов, в которых привлекали внимание жителей города к проблеме бездомных животных, сами участвовали в озеленении города и привлекали других детей, организовали агитбригады и прошлись с выступлением для школьников, пристраивали бездомных животных к людям. Это и был заключительный 5этап – презентация проектов. Свои проекты ученики также представили на экологической и научно-практической конференции. Это доказывает, что дети умеют работать в группе на общий результат.
Но самое главное, что посредством реализации проектов в решение проблем экологии нашего города было вовлечено большое количество взрослых (это родители детей, посторонние люди, с которыми проводился соцопрос, знакомые и т.д). И хочется надеяться, что результаты работы над проектом мы увидим, когда дети, так или иначе принявшие в нем участие, повзрослев будут экологически грамотными людьми .
Рефлексивные действия применялись на каждом этапе проектирования.
В заключении еще раз хочется обратить ваше внимание на то, что
мы не можем оградить ребенка от растущего информационного потока – и мы должны позаботиться о том, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться в нем, не рискуя ≪захлебнуться≫. По мере усвоения детьми элементарных умений и навыков в математике, языкознании,при знакомстве их с окружающим миром школа должна позаботиться об обучении детей здоровьесберегающим технологиям: эффективным способам, приемам работы с информацией, каких бы информационных источников это ни касалось.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы ее поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках,Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое
и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы,схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную ин-формацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
создавать свои информационные объект(сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений;
использовать информацию для принятия решений;
при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных
технологий
Подготовка ребенка к жизни в информационном обществе заключается в следующем:
формирование у младшего школьника умения ориентироваться в информационном море,основанном на знании, где и как найти нужную информацию;
формирование информационных вкусов и потребностей, понимания, ≪что такое хорошо и что такое плохо≫ в информационном мире;
обучение рациональным (экономным по затратам сил и времени и эффективным по результату) приемам работы с информацией (в этом элемент здоровьесберегающих технологий, то есть путь к ликвидации учебных__ перегрузок школьников.