Проектная деятельность обучающихся в школе.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом»
К.Д. Ушинский
Оглавление
Введение
Теоретические основы организации проектной деятельности.
Что такое проект.
Умения, формируемые через проектную исследовательскую деятельность.
Типы учебных проектов.
1.4.Этапы формирования навыков исследовательской деятельности.
1.5. Этапы работы над исследовательским проектом.
1.6. Структура проектной работы.
1.7. Продукт проектной работы
1.8. Защита индивидуальных проектов.
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
Заключение
Задания
V.Приложения
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из таких задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ, участие в проектной деятельности.
Этим обусловлено введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Теоретические основы организации проектной деятельности.
Что такое проект.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века, когда умы философов были направлены на то, чтобы найти способы развития активного самостоятельного мышления ребенка. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи, опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. В России под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, активно применявшая проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали активно внедряться в школу, метод проектов получил широкое распространение в 1925 году. однако в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить его в практике
У каждого учителя возникает ряд вопросов:
Как сформировать у школьника желание учиться?
Как сделать так, что бы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того сколько усилий к этому надо приложить?
Стало всем понятно, что простое заучивание фактов и правил ушло на второй план, отдав лидирующие позиции умению применить эти знания на практике, в повседневной жизни.
Для привития обучающимся положительных мотивов обучения есть много разнообразных приемов, средств, методов. Но наиболее эффективным является метод проектов, так как он в большей степени ориентирован на развитие социально-значимой личности.
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Раннее еще до введения ФГОС выполнение практических заданий по теме ограничивалось только лабораторными работами. Ни о каких других учебных проектах в школьной программе не было и речи. С введением ФГОС, начиная уже с1-го класса, ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.
В современном мире успех во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.
Так что же такое проект? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С точки зрения учащегося проект это:
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
Учащиеся в работе над проектами:
определяют актуальную проблему, над которой они или индивидуально, или в группе работают, выявляют проблемы в различных областях знаний;
Ставят цели, задачи, составляют план работы, тем самым ищут пути решения проблемы, определяют объект исследования;
выдвигают гипотезы
Ставят эксперименты с природными объектами
Систематизируют и обобщают полученные данные
Делают анализ информации, полученной из разных источников;
Подводят итоги, а учитель на данном этапе должен помочь ребятам выработать умение аргументировать выводы, обрабатывать данные эксперимента, оформлять результаты и, конечно же, работать вместе, сотрудничая
Презентация проекта, цель которого – представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, а это позволит развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.
1.2.Умения, формируемые через проектную исследовательскую деятельность.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
5. Презентационные умения и навыки:
Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу.
Для ученика проект представляет возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и значим для самих открывателей. Немаловажную роль при выполнении проектов отводится учителю, причем эта роль изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог консультирует, мотивирует, провоцирует, а так же наблюдает, то есть не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника. Ведь для учителя учебный проект представляет собой в первую очередь интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
В научной литературе рассматривается множество классификаций проектов, которые основываются на различных подходах и принципах. Так, например, М.Е. Брейгина классифицирует проекты по следующим группам: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Саймон Хайнес классифицирует проекты как: проекты-сообщения или исследовательские проекты; проекты- интервью; проект- производство; проекты - ролевые игры и драматические представления. Мое внимание привлекла типология, представленная Е.С. Полат. Она выделила типы проектов в соответствии с признаком доминирующего в проекте метода:
1.3. Типы учебных проектов (по Е.С. Полат)
1) По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
Приключенческие, игровые . В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.
Интернет – проекты. Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.
Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.
2). По признаку — характеру координации — проекты могут быть двух типов: с открытой и со скрытой координацией.
С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты). В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).
3). По характера контактов, то проекты разделяются на внутренние и международные.
Внутренние, или региональные (т.е. в пределах одной страны) организуются либо внутри одной школы — междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.
Международные проекты – это такие проекты, участниками которых являются представители разных стран.
4). По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов:
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
Парные (между парами участников).
Групповые (между группами участников).
5). По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.
Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
Средней продолжительности (от недели до месяца).
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
1.4.Этапы формирования навыков исследовательской деятельности.
1 ступень 5-6 класс:
Знакомство с видами проектов и исследовательских работ.
Изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ.
Мини-исследования и мини-проекты.
2 ступень 7-8 класс:
3 ступень:
1.5. Этапы работы над исследовательским проектом.
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
4.3. Итоговая конференция
1.6. Структура проектной работы
Любая проектная работа должна содержать следующие разделы:
1 Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением №1).
2 Содержание (список, состоящий из обоснования проекта, описания проекта, заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе).
3 Обоснование проекта, в котором обосновывается значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект;
формулируется цель проектной работы;
определяются задачи;
определяется продукт проектной деятельности;
характеризуются конкретные ожидаемые результаты.
4 Описание проекта. В этой части:
излагается путь решения проблемы, предложенные методы и способы
реализации проекта;
приводится план выполнения проекта – последовательность действий (по
этапам), привлекаемые ресурсы.
5 Ожидаемые результаты
6 Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения целей и задач проекта.
7 Список литературы.
8 Приложения.
В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.
1.7. Продукт проектной деятельности.
В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (презентации или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности). Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ: Web-сайт; анализ данных социологического опроса; бизнес-план; видеофильм; карта; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект; коллекция; дизайн-проект; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; пакет рекомендаций; публикация; буклет; сборник (альбом) иллюстраций; справочник; словарь; эссе; реферат; тестовые задания; презентация; конспект учебного занятия (внеклассного мероприятия); глоссарий – подбор и система терминов; справочник; литературно-музыкальная композиция; научная статья; исполнение роли в спектакле; дидактический раздаточный материал; компьютерная программа; методическое пособие; сборник упражнений; аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, и др.
1.8. Защита индивидуальных проектов.
Индивидуальное проектирование завершается защитой выполненных проектов. Защита является обязательной формой проверки качества индивидуального проекта, степени достижения цели и успешности решения задач проектирования. В то же время подготовка к защите и сама процедура ее проведения также способствуют решению ряда задач проектирования. Защита производится публично. На защите присутствуют, как правило, все обучающиеся. При защите проектов могут присутствовать учителя – предметники, председатели методических объединений и администрация.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Защита проекта состоит из доклада продолжительностью 5-8 минут, ответов на вопросы руководителя и присутствующих. При необходимости доклад может быть проиллюстрирован демонстрацией образцов созданной в ходе проектирования продукции. Для иллюстрации доклада обучающимся могут быть использованы графические материалы проекта, специально подготовленные плакаты или мультимедийная презентация.
Организация проведения процедуры защиты (помещение, оборудование для демонстрации иллюстраций и т.п.) обеспечивается руководителем индивидуального проектирования и цикловой методической комиссией.По результатам защиты индивидуальных проектов выставляется оценка.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. В случае неявки на защиту индивидуального проекта по неуважительной причине обучающийся получает неудовлетворительную оценку, по уважительной причине – обучающемуся будет предоставлено право на защиту в другое время.
Положительные оценки по результатам защиты проставляются преподавателем в ведомость, учебный журнал обучающегося.
Итоги индивидуального проектирования обсуждаются присутствующими на защите. Обучающимся, получившим неудовлетворительную оценку по индивидуальному проекту, предоставляется право выполнения индивидуального проекта по новой теме, или по решению руководителя индивидуального проектирования доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.
Руководитель индивидуального проектирования фиксирует достижения обучающихся в журнале и ведомости защиты индивидуального проекта, которая по завершении проекта сдается на хранение в учебную часть.
II.Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
Важное место в своей педагогической практике я отвожу проектно-исследовательской деятельности т.к. считаю, что данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом.
Какие же задачи я ставлю при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности?
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;
- развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
- развитие у ученика коммуникативных умений и навыков.
Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Еще Сухомлинский писал: «Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе.
Задания исследовательского характера увлекают детей. К исследовательской деятельности я начинаю приучать уже с начального этапа изучения биологии и провожу в три этапа: исследовательские работы для учеников 5-6 классов; проекты для среднего звена 7-8 классы; научно-исследовательские работы 9-11 классы.
Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими. Проекты провожу как краткосрочные, так и долгосрочные. Метод проектов применяю при изучении разных тем. Также метод проектов использую как в классно-урочной, так и во внеурочной деятельности. При подготовке проектов предлагаю учащимся использовать следующие рекомендации:
Рекомендации по выбору темы и оформлению результатов исследовательской работы (проекта).
Этап | Действие |
1. Выбор темы исследования | Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы знать более глубоко? Есть ли что-нибудь такое, чем я особенно горжусь? Подсказка Темы исследования могут быть: - фантастическими; - экспериментальными; - теоретическими; - изобретательскими. |
2. Цель и задачи исследования | Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. |
3.Гипотеза исследования | Для формулирования гипотезы используй слова: - предположим; - допустим; - возможно; - что, если. |
4.Организация исследования | Подумать самостоятельно Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования? Просмотреть книги по теме Запиши важную информацию, которую узнал из книг. Спросить у других людей Запиши интересную информацию, полученную от других людей. Посмотреть телематериалы Запиши то необычное, что узнал из фильмов. Использовать Интернет Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера Понаблюдать Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений: удивительные факты и парадоксы. Провести эксперимент Запиши план и результаты эксперимента |
Для защиты проекта рекомендую придерживаться примерного плана:
Примерный план защиты проекта.
Представление авторов проекта, темы проекта.
Продолжительность выполнения проекта.
Кто вам помогал в выполнении работы (в подборе материала, печатании реферата, выполнении продукта и т.д.)? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?
Что было наиболее интересно и познавательно для вас в процессе работы?
Что самое интересное, важное, удивительное, ценное для себя вам удалось узнать по своей теме, рассказать об этом.
Представление продукта (например, кроссворд, справочник, ребус, загадка, игра с залом, отчет, доклад, путешествие, соревнование, реклама, телепередача и др.)
Метод проектов применяю во всех курсах изучения биологии.
Учащиеся 5-6 классов успешно проводят исследования, связанные с растениями, деревьями, водой, грибами, домашними и дикими животными, птицами, водорослями, овощами и фруктами, почвой и т.д.
Представленные темы исследовательских работ и проектов по биологии для 5 класса я изменяю в зависимости от сложности проблемы, симпатий и интересов школьника, способа исследования и создания исследовательского проекта.
Наиболее интересные темы проектных работ по биологии для учащихся 5 класса посвящены, выращиванию грибов, обитателям мирового океана, исследованиям плесени, растениям экстремальных условий, а также породам собак и кошек.
Темы исследовательских проектов по биологии для 5 - 6 классов: «Влияние человека на живую природу», «Биология в жизни каждого», «Влияние освещенности на рост и развитие растений», «Черные страницы Красной книги», «Грибы – польза и вред». «Великие естествоиспытатели», «Заглянем в микроскоп», «Мои домашние друзья», «Полезные свойства домашних растений», «Растения – символы разных стран», «Растения в легендах и преданиях», «Растения в поговорках», «Целебные свойства комнатных растений», «Ядовитые растения Курской области» и другие. Конечно во многом эти проекты ориентированы на использование готовых литературных или Интернет – ресурсов, но в процессе работы над такими проектами учащиеся учатся работать с литературой (сбор, анализ ее, умение выбрать не5обходимый материал из многих источников и т.д).
Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.
В 7 классе школьникам предлагаю актуальные темы проектов по биологии для работы, связанной с исследованием жизнедеятельности различных животных, птиц, рыб, микроорганизмов, включая глубоководных и древних обитателей планеты Земля.
В рамках выбранной интересной темы проектной работы по биологии для учащихся 7 класса возможно рассмотрение жизнедеятельности летучих мышей, различных животных и удивительных насекомых - мастеров камуфляжа. Формулировку каждой взятой индивидуальной темы исследовательской работы по биологии для 7 я изменяю в зависимости от климатических и ландшафтных условий проведения своего исследования, а также уровня подготовленности и заинтересованности ребят в реализации задач проекта по предмету биология в школе. Примерные темы: «Живые синоптики», «Наблюдение за домашней кошкой», «Экологические группы птиц Льговского района», «Живой символ моей малой родины» и другие. Работа над проектами в 7 – 8 классе требует выработки уже новых УУД.
В старших классах практикую групповые долгосрочные исследовательские межпредметные проекты. Темы проектов разнообразные: по питанию - «Вся правда о коке - коле», «Чипсы – польза или вред», «Каша- пища наша»; по экологии – «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», «Бытовые отходы и проблемы их утилизации на примере города Льгов», «Влияние мобильных телефонов на организм человека», «Пластиковые бутылки: находка или проблема человечества?».
С ребятами 10 -11 класса работали над долгосрочным проектом: «Патриарх городского парка». С этим проектом мы принимали участие в областном этапе всероссийского конкурса «Зеленая планета» в номинации «Живой символ малой родины» и заняли первое место.
В нашей коллекции есть еще проекты- победители, например, уже три раз мы принимаем участие во Всероссийском фестивале творческих работ и инициатив «Леонардо». В 2017 году - тема проекта «Бржезинский колодец» - вышли в финал областного конкурса, но призовое место не получили. 2018 год - «Спасти и сохранить парк «Дубовая роща» - 2 место областного этапа конкурса «Леонардо», поездка в Москву на всероссийский этап. 2019 год – «Разработка экскурсионного маршрута по городу Льгов в реальном и виртуальном пространстве» - 3 место на областном этапе «Леонардо».
ІІІ. Заключение.
Результатом своей работы по применению проектно-исследовательской деятельности считаю:
-устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительную динамику уровня обученности (учащиеся нашей школы ежегодно выбирают биологию в качестве предмета для сдачи ОГЭ);
-качественную динамику мотивации учебной деятельности;
-прочные навыки проектной деятельности.
Социальный эффект от реализации опыта работы:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;
- осознание ценности творческого открытия учащимися;
- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.
- формируется культура умственного труда, развиваются способности к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
- формируется умение контролировать успешность своей работы в целом.
- окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся.
На мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.
Помня правило: «Бесталантных нет, а есть занятые не своим делом», использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.
Ещё Конфуций говорил: «Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
IV. Задания
Задание №1
Сформулируйте темы трех учебных проектов по биологии.
«Патриарх городского парка»
«Бытовые отходы и проблемы их утилизации на примере города Льгов».
«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения».
Задание №2
Укажите основные ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Подбор исторической литературы – для описания усадьбы князя Барятинского и установления возможности появления дуба, его приблизительного возраста.
Подбор литературы по описанию дуба как биологического вида – дуб черешчатый.
Подбор произведений русского народного творчества (сказок, пословиц, поговорок, стихотворений) с целью сбора информации по теме: образ дуба в русском фольклоре.
Подбор Интернет – источников о самых старых дубах в мире, о сборе интересных фактов о дубе..
Работа с географическими энциклопедиями по геральдике с целью нахождения гербов с изображением дуба .
Подбор наглядного материала (иллюстраций, фотографий, рисунков, репродукций) по теме: образ дуба в произведениях художников.
Фотоаппарат – для фотографирования разных проводимых исследований, камера - для взятия интервью.
Рулетка - для измерения толщины дуба
Цветная бумага, картон, клей, ножницы, нитки, ткань, фломастеры, краски, пластилин - для изготовления поделок на тему «дуб».
Работа со справочниками по фармацевтике для сбора материала на тему: «дуб в медицине»
Художественные книги для оформления выставки книг о дубе во время защиты проекта.
Задание №3
Предложите два возможных варианта «продукта» данного проекта
Сборник «Художественные и поэтические и фольклорные произведения, в которых прославляется дуб»
Карта парка «Дубовая роща» с указанием места нахождения дуба.
Видеооткрытка «Дуб – патриарх городского парка»
V.Приложения
Приложение №1
Основные правила, которые могут помочь в осуществлении проектной работы.
Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!
Вот уже 3 года мы с ребятами участвуем в различных городских и областных конкурсах проектной деятельности. В первый год я столкнулась с проблемой немотивированности ребят на проектно-исследовательскую деятельность. Лишь немногие ученики готовы были участвовать в проектах. Поэтому передо мной встал вопрос: «Как заинтересовать старшеклассников?» Решила организовать большой коллективный проект «Патриарх городского парка», в рамках которого каждый выбрал бы личностно значимую тему. Учащиеся работали по разным направления: биология, краеведение. География, технология и т.д. В результате получился интегрированный проект.
Правило второе: проблема должна быть актуальна!
Это было общее дело, где каждый проявил свои способности. На первом этапе вместе придумали название: «Патриарх городского парка», сформулировали цель нашей общей работы, выявили проблему и выдвинули гипотезу. Проблема была действительно актуально, т.к. дуб только что обнаружили, он оказался очень примечателен. И надо было его выдвигать на присвоение ему статуса. «Памятник живой природы».
Правило третье: поставьте учебные задачи и оцените время, необходимое для реализации проекта (обязательно с некоторым резервом).
Как учитель, для себя я поставила методические задачи:
1. Способствовать развитию у старшеклассников интереса к природе малой родины.
2. Научить учеников видеть актуальные проблемы малой родины
3. Формировать эстетический вкус обучающихся.
4. Развивать кругозор учащихся.
На реализацию проекта отвела три месяца и две недели (резерв) для его доработки.
Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей необходимо!
Уникальность проекта в том, что в нем участвовала группаучащихся. Вовлечь ребят в работу получилось во многом благодаря моей личной заинтересованности темой. Станет ли успешным проект, конечно, во многом зависит и от взаимоотношений учителя и учеников. Если они основаны на партнёрстве и уважении друг к другу, вас ждет успех.
Правило пятое: тема должна быть личностно значима!
Темы в рамках проекта я предложила ребятам сама, учитывая круг интересов учеников, их склонности. Хотя в процессе обсуждения названия корректировались. Некоторые ребята захотели работать индивидуально, многие объединились в группы. В результате коллективного обсуждения были обозначены проблемы, которые нуждались в решении в рамках намеченной тематики. Далее ребятам предстояло поставить цели и определить задачи для дальнейшей работы, а также распределить обязанности (в групповых проектах).
Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.
Опыт работы показывает, что хуже всего в работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят стратегиям поиска и отбора наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.
В идеале при работе над проектами в старших классах подразумевается минимальное участие учителя на всех этапах работы. На практике это не совсем так. В любом классе есть ребята с разными способностями и мотивацией. Роль учителя в проектной деятельности может быть разной, но, на мой взгляд, сотрудничество предполагает и контроль. Если мы хотим получить качественный результат, учитель должен регулярно отслеживать ход работы. Иначе, вследствие некоторой инфантильности (а может быть, наоборот, занятости) современных школьников, возникает опасность, что проект будет выполняться в последний момент, либо не завершится вовсе.).
Правило седьмое: используйте ИКТ!
Несомненно, у учителя должны быть консультационные часы для обсуждения с учениками их деятельности. Большие возможности для контактов предоставляет Интернет. Адрес моей электронной почты ученики получают еще на начальном этапе работы над темой. Не исключаю консультации по проекту и в социальных сетях. Кстати, неограниченные возможности компьютера и Интернета позволили в нашем проекте интегрировать биологию, литературу, изобразительное искусство, историю и географию, и, конечно, информатику. Без ИКТ мы уже не мыслим и создание презентаций.
Правило восьмое: представление проекта обязательно нужно отрепетировать.
Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.
Правило девятое: расширяйте аудиторию для представления успешных проектов!
Защита проектов состоялась в виде отчетного выступления на научно-практической конференции учащихся «Наука и культура: между прошлым и будущим», на которую были приглашены ученики 9-11 классов. Нам удалось вызвать большой интерес аудитории. После удачной защиты в школе, было решено отправить проект на областной конкурс.Не ограничивайтесь защитой проектов в классе. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость проектов. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектную деятельность новых «исследователей».
Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл!
На протяжении всего проекта мои ученики вели дневники рефлексии, в которых ученики обдумывали свою работу над проектом. Для этого я подготовила рефлексивные вопросы.
Самая скучная, по мнению старшеклассников, и, несомненно, самая полезная часть любого проекта – это отчет о работе. При его написании автор проекта анализирует всё, что было сделано и оценивает приобретенный опыт. Признаюсь, с этим этапом справились не все мои ученики. Помощь ребятам может оказать определенный шаблон, составленный учителем, но, несомненно, он будет развернут и дополнен учащимися
Приложение №2
Фразы-шаблоны для исследовательской работы
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
1