СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Профессионально прикладная направленность физической подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессионально – прикладная физическая подготовка в профессиональном учебном заведении основывается на общей физической подготовке и решает специальные задачи, связанные с подготовкой занимающихся к конкретным видам трудовой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Профессионально прикладная направленность физической подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования».»



Статья

«Профессионально прикладная направленность

физической подготовки студентов

учреждений среднего профессионального образования».




I. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки.


Профессионально – прикладная физическая подготовка в профессиональном учебном заведении основывается на общей физической подготовке и решает специальные задачи, связанные с подготовкой занимающихся к конкретным видам трудовой деятельности.

Задачами ППФП являются:

- развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств и двигательных навыков;

- совершенствование психофизиологических функций организма, необходимых для успешного освоения конкретной профессией;

- профилактика неблагоприятного воздействия условий труда: гиподинамия, вынужденная рабочая поза, высокая и низкая температура воздуха, укачивание и т.д.;

- сообщение сведений по физической культуре, необходимых для успешного применения приобретённых знаний, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности.

В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному труду в различных сферах народного хозяйства осуществляется в образовательных учреждениях страны по следующим основным направлениям:

овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;

акцентированное воспитание отдельных физических и специальных качеств, особо необходимых для высокопроизводительного труда в определенной профессии;

приобретение прикладных знаний (знаний и умений применения средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта и возрастных особенностей и др.).

Первое из направлений связано с проблемой обучения движениям, второе — с воспитанием физических (двигательных) и специальных качеств, третье — с приобретением прикладных знаний по использованию средств физической культуры в режиме труда и отдыха. Структура изложения материала в данном докладе основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФП вообще и студентов средних учебных заведений в частности.

При разработке материала ППФП студентов конкретной профессии общие положения ППФП, выявленные для группы схожих профессий путем проведения социологических исследований, должны дополняться более углубленными психофизиологическими исследованиями на рабочих местах с применением методик, используемых в физиологии, психологии, гигиене труда и спортивной тренировке. Такие исследования должны носить перманентный характер, обеспечивающий накопление научного материала с учетом тех постоянных изменений, которые происходят во всех отраслях народного хозяйства под влиянием научно-технического прогресса.

II. Формы ППФП в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

1. В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу: учебные занятия (обязательные и факультативные), самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть использованы избирательно или для всего контингента студентов.

ППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и

практических занятий. Программой физического воспитания предусматривается проведение теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», цель которых — вооружить будущих специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждой специальности.

Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально- прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:


  • краткая характеристика различных видов труда с более подробным

изложением психофизиологических особенностей труда специалистов;


  • динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением

особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели и года;

  • использование средств физической культуры и спорта для повышения и

восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;


  • основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний;


  • влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения. Как правило, эти вопросы следует изложить в первой половине занятий.

Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного отделения. При избытке материала некоторая часть его может быть изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда и отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.

Вторая половина занятий посвящается вопросам, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью выпускников данного отделения:

  • характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах;

  • основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;

  • перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда;

  • использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.

Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ФП может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать информацию краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять именно во время практических, а не теоретических занятий.

2. В некоторых учебных заведениях среднего профессионального образования практикуется самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя физического воспитания, требующих определенных прикладных знаний, способствующих воспитанию и формированию прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков. Выполнение подобных заданий контролируется преподавателем, а в отдельных случаях они включаются в зачетные требования по семестрам. К ним относятся самостоятельное составление и проведение с группой своих товарищей комплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретение прикладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы по физической культуре и спорту и др.

Ход и результаты проведенной общественной физкультурной работы фиксируются в учебном журнале.

Эти отметки в журнале являются основными, подтверждающими общественную работу студента, и по ним выставляется зачет.


Контрольные задания по общественно-физкультурной работе для студентов.

Виды и формы работ (по выбору). Требования.

  • Судейство соревнований по избранному и по массовым видам спорта. Судить не менее 3—5 соревнований за учебный год

  • Организовать и провести массовые соревнования по любому виду спорта с участием 25—50 человек. Представить отчет по установленной форме о проведенном соревновании.

  • Руководить работой физкультурного совета на отделении в течение учебного года. Представить в начале учебного года план работы совета, а в конце года — отчет.

  • Активно выполнять обязанности физорга группы, курса в течение года Работа оценивается по членству спортивного клуба, участию студентов в соревнованиях

  • Изготовить и оформить на отделении, в общежитии в течение учебного года не менее двух фотовитрин, отражающих спортивную жизнь студентов.

3. ППФП при самостоятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм:

  • занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей,
    тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, в оздоровительно-
    спортивном лагере, на учебных практиках;

  • самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами

спорта, способствующие воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.

Одной из форм ФП являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программа и календарь соревнований образовательного учреждения между учебными группами, курсами, отделениями. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ФП.


III. Комплексное формирование и воспитание прикладных умений, навыков, физических и специальных качеств.


Основное преимущество физических упражнений как фактора адаптации заключается не только том, что с их помощью можно моделировать различные ситуации трудовой деятельности, а, главным образом, в том, что они являются наиболее адекватным средством воспитания необходимых качеств. Однако, как показали специальные исследования, занятия различными видами спорта оказывают неодинаковое воздействие на совершенствование отдельных психофизиологических функций, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Поэтому в процессе ППФП студентов должны быть использованы вполне определенные виды спорта, избирательно (или преимущественно избирательно) формирующие и развивающие необходимые прикладные умения, навыки, физические и специальные качества.

Работы ряда исследователей показали возможности использования соответствующих классификаций для рекомендации отдельных видов спорта с целью комплексного решения задач ППФП студентов. Наиболее обобщенная характеристика и группировка видов спорта и спортивных упражнений предложена А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым.

1-я группа — преимущественное совершенствование координации

движений. К этой группе относятся акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду и подобные виды спорта. Упражнения 1-й группы развивают и совершенствуют у человека «мышечное чувство», проприоцептивный (двигательный) анализатор, способность к полной ориентировке в пространстве при самых необычных перемещениях тела, способствуют развитию отдельных групп мышц. К спортсменам этой группы предъявляются разносторонние требования в проявлении силы, быстроты, гибкости.

2-я группа —преимущественное достижение высокой скорости в циклических движениях. В эту группу упражнений входят легкоатлетический бег, бег на коньках, велосипедный спорт и т.д. Главная направленность этих видов спорта —достижение высокой скорости передвижения. Скорость передвижения по дистанции в каждом из видов 2-й группы зависит не только от совершенствования самих циклических движений (техники), но и от способности спортсмена преодолевать утомление.

3-я группа — совершенствование силы и быстроты движения. Физические

упражнения этой группы отличаются направленностью на достижение максимальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (и соответственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Это осуществляется в двух крайних вариантах. Первый — за счет совершенствования способности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях массы, что характерно, например, для занятий тяжелой атлетикой. Второй — путем максимального увеличения ускорения при известной величине перемещаемых масс (метание, прыжки в легкой атлетике).

4-я группа — совершенствование движений в обстановке непосредственной борьбы с соперником. Спортивные игры и различные виды единоборств (бокс, борьба, фехтование и т. п.), входящие в данную группу ациклических упражнений, направлены на совершенствование функций анализаторов, быстрого «освоения» широкого диапазона меняющейся информации в процессе непосредственной борьбы со спортивным противником. Постепенно совершенствуется комплекс физических качеств и способность к внезапным действиям тренирующегося в этих видах.

Физиологические нагрузки в процессе упражнений весьма переменны, но в целом они довольно значительны. Эмоции, связанные с упражнениями, требуют специального внимания, поскольку они значительно усиливают влияние физических нагрузок на организм.

5-я группа — совершенствование управления различными средствами

передвижения. Эта группа упражнений (мотоциклетный, водной моторный, конный спорт и др.) изучена в физиологическом отношении крайне недостаточно, хотя имеет бесспорно прикладное значение. Сами двигательные действия спортсменов являются ациклическими, преимущественно малой мощности, требующими для своего выполнения значительного напряжения центральной нервной системы из-за необходимости опережающих действий по отношению текущих движений и ситуаций.

Эти упражнения воспитывают выдержку, хладнокровие, смелость, инициативу и для своего выполнения требуют достаточного проявления координации, быстроты, силы и выносливости.

6-я группа — совершенствование предельно напряженной центральной нервной деятельности при весьма малых физических нагрузках. Строго говоря, упражнения этой группы не являются физическими упражнениями (стрельба, шахматы и др), поскольку двигательный компонент в них выражен в малой степени (при весьма малых энергетических затратах и небольшом диапазоне ациклических движений).

Однако упражнения этой группы вызывают напряженность функций центральной нервной системы. В процессе этих упражнений развивается способность сосредоточения внимания на решении задач в короткие отрезки времени при чередовании различных действий, с управлением действиями вообще.

7-я группа — воспитание способности к переключениям в многоборье (современное пятиборье, биатлон и др.). Физиологическое и педагогическое

значение компонентов разнообразных многоборий не может быть сведено к простому суммированию эффекта от каждой из составляющих частей многоборья. Каждое сочетание различных видов упражнений оказывает особое действие на организм, подлежащее как частному, так и комплексному изучению и сопоставлению. Опираясь на данную классификацию и основные методические положения, определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание физических и специальных качеств, кафедры физического воспитания вузов можно обоснованно проводить направленный подбор видов спорта в целях решения проблемы ППФП студентов различных специальностей.

Здесь будет уместно еще раз подчеркнуть прикладное значение спортивной подготовки вообще — элемент сознательности в занятиях, сопряженный с

повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования наиболее важных в современном производстве психофизиологических функций, психологической закалки людей, воспитания необходимых моральных качеств. Все это особенно ярко выражено в командных видах спорта и в командных спортивных соревнованиях, проведение которых в студенческих коллективах предпочтительней перед личными первенствами.

Широкое применение различных видов спорта в процессе ППФП студентов оправдано также высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной и оздоровительной окраской спортивных занятий молодежи. Однако если такая спортивная тренировка проводится с целью подготовки студентов к их профессиональной деятельности, то должна быть обеспечена ее доступность для каждого студента вне зависимости от степени его способностей к данному виду спорта. В то же время следует учитывать, что «спортивный метод» не может являться единственным методом при решении всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за его недостаточной избирательности. Кроме того, нельзя не признать справедливыми замечания ряда авторов о том, что неправильная постановка учебной и тренировочной работы может из самого прикладного вида спорта выхолостить его прикладную сущность.





Заключение.

Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при

воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.

Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП. Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.










Информационные источники:

1. Залетаев И.П., Зотов А.П., Пузырь Ю.П., Анисимова М.П., Плахов О.В. Программное и организационно методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. М.:Физкультура и Спорт, 2006.

1. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-приклад­ная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.

2. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. –М.: Советский спорт, 2005.

3.Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. — Краснодар, 2001.

4.Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.