СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Профессиональный стандарт учителя -сурдопедагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Профессиональный стандарт учителя -сурдопедагога"»

 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ  ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА  (СУРДОПЕДАГОГА )

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

(СУРДОПЕДАГОГА )

 Проект  Приказа Министерства труда и социальной защиты  РФ «Об утверждении профессионального стандарта  «Педагог-дефектолог»  (подготовлен Минтрудом России 20.12.2022)»  18 января 2023   Досье на проект   Пояснительная записка   В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:  1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (подготовлен Минтрудом России 20.12.2022)»

18 января 2023

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог-дефектолог".

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.

Профессиональный стандарт - инструмент государственной образовательной политики.   Профессиональная деятельность педагога-дефектолога осуществляется в соответствии с регламентом, что позволит регулировать: трудовые отношения между работником и работодателем, содержание трудового договора, проведение аттестации; порядок допуска к данному виду профессиональной деятельности;  определение уровня профессиональной квалификации; оценку качества выполнения трудовых функций педагога-дефектолога; определение содержания подготовки педагога-дефектолога на разных уровнях профессионального образования, повышения профессиональной квалификации.

Профессиональный стандарт - инструмент государственной образовательной политики.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога осуществляется в соответствии с регламентом,

что позволит регулировать:

  • трудовые отношения между работником и работодателем, содержание трудового договора, проведение аттестации;
  • порядок допуска к данному виду профессиональной деятельности;
  • определение уровня профессиональной квалификации;
  • оценку качества выполнения трудовых функций педагога-дефектолога;
  • определение содержания подготовки педагога-дефектолога на разных уровнях профессионального образования, повышения профессиональной квалификации.
Общие сведения Вид деятельности педагога – дефектолога (сурдопедагога) Основная цель Организация деятельности обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием АОП, развитие  и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей. Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие  и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей (законных представителей) 6

Общие сведения

Вид деятельности педагога – дефектолога

(сурдопедагога)

Основная цель

Организация деятельности обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием АОП, развитие  и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей.

Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие  и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития у обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей (законных представителей)

6

  II. Описание трудовых функций, входящих  в профессиональный стандарт  (функциональная карта вида профессиональной деятельности)      Трудовые функции    Обобщенная трудовая функция 3.2  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха.  Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями слуха, психолого-педагогическая помощь и поддержка участников образовательных отношений.  Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития. Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Трудовые функции

Обобщенная трудовая функция 3.2

  • Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями слуха, психолого-педагогическая помощь и поддержка участников образовательных отношений.

  • Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.
  • Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации.
 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Возможные наименования должностей, профессий : учитель-дефектолог (профиль: нарушения слуха )  Обобщенная трудовая функция 3.2  Требования к образованию и обучению: Высшее образование (бакалавриат, магистратура) по направлению: «Специальное (дефектологическое) образование», специалитет в области дефектологии или Высшее образование  (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования: «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование – программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями слуха».  Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, психолого-педагогическая помощь и поддержка участников образовательных отношений

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Возможные наименования должностей, профессий : учитель-дефектолог

(профиль: нарушения слуха )

Обобщенная трудовая функция 3.2

Требования к образованию и обучению:

Высшее образование

(бакалавриат, магистратура) по направлению: «Специальное (дефектологическое) образование», специалитет в области дефектологии

или

Высшее образование

(бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования:

  • «Образование и педагогические науки»,
  • «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование – программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями слуха».

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, психолого-педагогическая помощь и поддержка участников образовательных отношений

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Требования к опыту практической работы :- нет  Обобщенная трудовая функция 3.2  Особые условия допуска к работе: К педагогической деятельности не допускаются лица: - лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; - признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; - имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем . Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, психолого-педагогическая помощь и поддержка участников образовательных отношений

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Требования к опыту практической работы :- нет

Обобщенная трудовая функция 3.2

Особые условия допуска к работе:

К педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем .

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с нарушениями речи, психолого-педагогическая помощь и поддержка участников образовательных отношений

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовая функция 3.2.1  Трудовые действия  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха  Необходимые умения Необходимые знания

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовая функция 3.2.1

Трудовые действия

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

Необходимые умения

Необходимые знания

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовая функция 3.2.2  Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития. Трудовые действия  Необходимые умения Необходимые знания

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовая функция 3.2.3  Трудовые действия  Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации  Необходимые умения Необходимые знания

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовая функция 3.2.3

Трудовые действия

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

Необходимые умения

Необходимые знания

 IV. Сведения об организациях-разработчиках  профессионального стандарта     4.1.Ответственная организация – разработчик  Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», город Москва   Директор: Соловьева Татьяна Александровна  4.2. Наименования организаций – разработчиков   1.  Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», город Москва

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта

4.1.Ответственная организация – разработчик

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», город Москва

Директор: Соловьева Татьяна Александровна

4.2. Наименования организаций – разработчиков

1. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», город Москва

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовые действия  Трудовая функция 3.2.1  - Разработка, корректировка, реализация совместно с другими специалистами АОП, программ коррекционной работы.  - Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации АОП, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.  - Организация деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению содержания АОП, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовые действия

Трудовая функция 3.2.1

- Разработка, корректировка, реализация совместно с другими специалистами АОП, программ коррекционной работы.

- Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации АОП, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

- Организация деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению содержания АОП, программ коррекционной работы, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовые действия  - Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями слуха в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья.  - Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с нарушениями слуха, предусмотренных АОП, программой коррекционной работы.  - Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с слуха.  - Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями слуха с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения АОП, программы коррекционной работы.  Трудовая функция 3.2.1  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовые действия

- Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями слуха в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья.

- Проведение коррекционно-развивающих занятий, уроков с обучающимися с нарушениями слуха, предусмотренных АОП, программой коррекционной работы.

- Отбор и использование программно-методических и учебно-дидактических материалов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с слуха.

- Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями слуха с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения АОП, программы коррекционной работы.

Трудовая функция 3.2.1

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовые действия  Трудовая функция 3.2.1  - Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи и коммуникации, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве и других видах деятельности. - Соблюдение требования к слухоречевой среде, способствующей достижению обучающимися образовательных результатов в освоении русского языка и устной речи.  - Реализация воспитательной деятельности , направленной на формирование социально-значимых личностных качеств и приобщение обучающихся к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовые действия

Трудовая функция 3.2.1

- Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи и коммуникации, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве и других видах деятельности.

- Соблюдение требования к слухоречевой среде, способствующей достижению обучающимися образовательных результатов в освоении русского языка и устной речи.

- Реализация воспитательной деятельности , направленной на формирование социально-значимых личностных качеств и приобщение обучающихся к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Трудовая функция 3.2.1  Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями слуха в организации образовательного процесса.  Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха аппарата в соответствии с их особыми образовательными потребностями, возможностями здоровья.   - Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями слуха друг с другом, с окружающими, в том числе со слышащими детьми и взрослыми.  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха  6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

Трудовая функция 3.2.1

  • Учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями слуха в организации образовательного процесса.

  • Планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями слуха аппарата в соответствии с их особыми образовательными потребностями, возможностями здоровья.

- Организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями слуха друг с другом, с окружающими, в том числе со слышащими детьми и взрослыми.

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

6

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Применять сурдопедагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, в том числе при формировании и развитии речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку, с учетом возраста, особых образовательных потребностей, уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха. Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи.    Трудовая функция 3.2.1  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

  • Применять сурдопедагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, в том числе при формировании и развитии речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку, с учетом возраста, особых образовательных потребностей, уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха.
  • Адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи.

Трудовая функция 3.2.1

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения   Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями слуха, в том числе звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования с учетом медицинских показаний и сурдопедагогических рекомендаций в разных организационных формах.  - Применять дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы.  - Вести профессиональную документацию, включая электронный документооборот.      Трудовая функция 3.2.1  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

  • Применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями слуха, в том числе звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования с учетом медицинских показаний и сурдопедагогических рекомендаций в разных организационных формах.

- Применять дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы.

- Вести профессиональную документацию, включая электронный документооборот.

Трудовая функция 3.2.1

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения   - Владеть русским жестовым языком на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации.  - Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями слуха самостоятельности и активности в решении образовательных задач.  - Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха.      Трудовая функция 3.2.1  Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

- Владеть русским жестовым языком на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации.

- Обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями слуха самостоятельности и активности в решении образовательных задач.

- Стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха.

Трудовая функция 3.2.1

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.1   - Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов.  - Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.  Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога).  Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные адаптированные образовательные программы.  Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями слуха.      Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.1

- Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов.

- Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

  • Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога).
  • Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные адаптированные образовательные программы.
  • Теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями слуха.

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.1   - Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ.  - Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушении.  -Клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, обучающихся с кохлеарными имплантами разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития).      Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.1

- Основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ.

- Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушении.

-Клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, обучающихся с кохлеарными имплантами разного возраста, в том числе с комплексными нарушениями (с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития).

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.1   - Медицинские и педагогические классификации нарушения слуха.  - Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха разных возрастных групп и способы их удовлетворения. - Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов АОП, программ коррекционной работы. - Принципы и подходы к реализации сурдопедагогических технологий.  - Пути достижения и способы оценки результатов освоения АОП, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями слуха.  -     Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.1

- Медицинские и педагогические классификации нарушения слуха.

- Общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха разных возрастных групп и способы их удовлетворения.

- Направления и содержание коррекционно-развивающих занятий, специальных учебных предметов, коррекционных курсов АОП, программ коррекционной работы.

- Принципы и подходы к реализации сурдопедагогических технологий.

- Пути достижения и способы оценки результатов освоения АОП, программ коррекционной работы с обучающимися с нарушениями слуха.

-

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.1    - Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  - Требования к организации слухоречевой среды.  - Способы пользования заукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, средствами  слухопротезирования при реализации АОП, программ коррекционной работы, специальных (коррекционных) курсов.  Основы проектной и исследовательской деятельности педагога-дефектолога  - Основы самоорганизации и саморазвития педагога-дефектолога.    -     Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.1

- Методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- Требования к организации слухоречевой среды.

- Способы пользования заукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, средствами слухопротезирования при реализации АОП, программ коррекционной работы, специальных (коррекционных) курсов.

Основы проектной и исследовательской деятельности педагога-дефектолога

- Основы самоорганизации и саморазвития педагога-дефектолога.

-

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями слуха

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовые действия  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  - Выявление обучающихся с нарушениями слуха, с целью организации своевременной коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.  -Планирование и проведение сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом возраста, индивидуальных особенностей. - Составление и обсуждение заключения по результатам сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с заинтересованными участниками образовательного процесса.  - Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса, по снижению риска прогрессирования нарушений слуха и речи.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовые действия

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

- Выявление обучающихся с нарушениями слуха, с целью организации своевременной коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.

-Планирование и проведение сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом возраста, индивидуальных особенностей.

- Составление и обсуждение заключения по результатам сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с заинтересованными участниками образовательного процесса.

- Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса, по снижению риска прогрессирования нарушений слуха и речи.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовые действия  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  - Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, слухопротезирования, использования звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, по вопросам выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха, в том числе консультирование родителей. - Планирование и реализация совместно с другими участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения.  - Ведение профессиональной документации совместно с другими специалистами, вовлеченными в образовательный процесс.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовые действия

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

- Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, слухопротезирования, использования звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, по вопросам выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха, в том числе консультирование родителей.

- Планирование и реализация совместно с другими участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения.

- Ведение профессиональной документации совместно с другими специалистами, вовлеченными в образовательный процесс.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  - Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха.  -Подбирать и применять методики оценки слуховой функции, методики подготовки к обследованию слуха.  -Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями слуха. - Проводить сурдопедагогическую диагностику обучающихся с нарушениями слуха.  -Анализировать документацию обучающихся с нарушениями слуха, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами.  -Анализировать и оценивать результаты сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом данных комплексного обследования.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

- Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха.

-Подбирать и применять методики оценки слуховой функции, методики подготовки к обследованию слуха.

-Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями слуха.

- Проводить сурдопедагогическую диагностику обучающихся с нарушениями слуха.

-Анализировать документацию обучающихся с нарушениями слуха, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами.

-Анализировать и оценивать результаты сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом данных комплексного обследования.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  - Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию, сопровождению, слухопротезированию обучающихся с нарушениями слуха.  - Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания. -Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями слуха с привлечением других участников образовательных отношений.  -Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования нарушений слуха и речи, пропедевтики поведенческих нарушений.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

- Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию, сопровождению, слухопротезированию обучающихся с нарушениями слуха.

- Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания. -Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями слуха с привлечением других участников образовательных отношений.

-Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования нарушений слуха и речи, пропедевтики поведенческих нарушений.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  -Применять дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) и специалистов.  - Владеть русским жестовым языком на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации.  - Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями слуха и членов их семей.  - Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями слуха.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

-Применять дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) и специалистов.

- Владеть русским жестовым языком на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации.

- Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями слуха и членов их семей.

- Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями слуха.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.   Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха.  Осуществлять ведение профессиональной документации, включая электронный документооборот.  - Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.  - Находить и использовать источники профессионально-значимой информации, специальных научных знаний.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

  • Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха.

  • Осуществлять ведение профессиональной документации, включая электронный документооборот.

- Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

- Находить и использовать источники профессионально-значимой информации, специальных научных знаний.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  -Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов  -Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность. -Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога).  -Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные адаптированные образовательные программы.  -Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушении.  - Медицинские и психолого-педагогические классификации нарушений слуха.  -Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

-Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов

-Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

-Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога).

-Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные адаптированные образовательные программы.

-Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушении.

- Медицинские и психолого-педагогические классификации нарушений слуха.

-Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  -Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения.  -Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

-Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения.

-Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  - Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации.  - Организационные условия удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха с учетом характера нарушения слуха и индивидуальных особенностей.  -Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога). -Содержание деятельности и функционал участников сопровождения обучающихся с нарушениями речи и коммуникации (учителя-логопеда, педагога-психолога).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

- Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

- Организационные условия удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха с учетом характера нарушения слуха и индивидуальных особенностей.

-Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога).

-Содержание деятельности и функционал участников сопровождения обучающихся с нарушениями речи и коммуникации (учителя-логопеда, педагога-психолога).

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.2   Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.  Требования к организации слухоречевой среды.  Средства слухопротезирования, сурдопедагогические технологии оценки слухопротезирования.  - Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями слуха.  - Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений.  -Основы общей и профессиональной этики, конфликтологии и медиации.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.2

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития.

  • Требования к организации слухоречевой среды.

  • Средства слухопротезирования, сурдопедагогические технологии оценки слухопротезирования.

- Влияние депривационных условий и аномальных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями слуха.

- Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений.

-Основы общей и профессиональной этики, конфликтологии и медиации.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовые действия  Трудовая функция 3.2.3   Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации  - Определение совместно с другими специалистами направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями слуха с целью повышения качества жизни и социальной адаптации.  - Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей), других членов семей детей и взрослых с нарушениями слуха.  -Развитие у детей и взрослых с нарушениями слуха компетенций, необходимых для жизни человека в обществе на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовые действия

Трудовая функция 3.2.3

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

- Определение совместно с другими специалистами направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями слуха с целью повышения качества жизни и социальной адаптации.

- Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей), других членов семей детей и взрослых с нарушениями слуха.

-Развитие у детей и взрослых с нарушениями слуха компетенций, необходимых для жизни человека в обществе на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Трудовые действия  Трудовая функция 3.2.3   Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации  - Организация активного сотрудничества детей с нарушениями слуха с окружающими в разных видах деятельности, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения.  - Проведение совместно с другими специалистами мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями слуха, в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий.  -Проведение совместно с другими специалистами мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями слуха.  -Сурдопедагогическое сопровождение процесса слухопротезирования, пользования индивидуальными слуховыми аппаратами обучающимися с нарушениями слуха.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Трудовые действия

Трудовая функция 3.2.3

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

- Организация активного сотрудничества детей с нарушениями слуха с окружающими в разных видах деятельности, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения.

- Проведение совместно с другими специалистами мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями слуха, в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий.

-Проведение совместно с другими специалистами мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями слуха.

-Сурдопедагогическое сопровождение процесса слухопротезирования, пользования индивидуальными слуховыми аппаратами обучающимися с нарушениями слуха.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Трудовая функция 3.2.3   Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации  - Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями слуха.  -Владеть методами и приемами вовлечения родителей (законных представителей), членов семей обучающихся с нарушениями слуха в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации. - Определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации).  -Владеть технологиями формирования у детей и взрослых с нарушениями слуха жизненных компетенций, социальной адаптации.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

Трудовая функция 3.2.3

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

- Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями слуха.

-Владеть методами и приемами вовлечения родителей (законных представителей), членов семей обучающихся с нарушениями слуха в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации.

- Определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации).

-Владеть технологиями формирования у детей и взрослых с нарушениями слуха жизненных компетенций, социальной адаптации.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Трудовая функция 3.2.3   Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации  - Использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями слуха мотивации к овладению компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их индивидуальных особенностей.  -Планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации.  -Владеть русским жестовым языком на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации.  -Использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей и взрослых с нарушениями слуха.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

Трудовая функция 3.2.3

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

- Использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями слуха мотивации к овладению компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их индивидуальных особенностей.

-Планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации.

-Владеть русским жестовым языком на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации.

-Использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей и взрослых с нарушениями слуха.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые умения  Трудовая функция 3.2.3   Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации  - Проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей и взрослых с нарушениями слуха с окружающими.  -Проектировать взаимодействие, направленное на ознакомление с потенциально доступной для детей и взрослых с нарушениями слуха трудовой деятельностью, вовлечение их в мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.  -Осуществлять ведение профессиональной документации, включая электронный документооборот. -Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.  -Осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями слуха.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые умения

Трудовая функция 3.2.3

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

- Проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей и взрослых с нарушениями слуха с окружающими.

-Проектировать взаимодействие, направленное на ознакомление с потенциально доступной для детей и взрослых с нарушениями слуха трудовой деятельностью, вовлечение их в мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.

-Осуществлять ведение профессиональной документации, включая электронный документооборот. -Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

-Осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями слуха.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.3   Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации  Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов. Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность. Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда).  Основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов).  Теоретические основы, принципы и требования к организации безбарьерной среды.  Медицинские и педагогические классификации нарушений слуха.  Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.3

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

  • Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов.
  • Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.
  • Законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда).
  • Основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов).
  • Теоретические основы, принципы и требования к организации безбарьерной среды.
  • Медицинские и педагогические классификации нарушений слуха.
  • Специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями слуха с учетом индивидуальных особенностей.

 III. Характеристика обобщенных трудовых функций    Необходимые знания  Трудовая функция 3.2.3   Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации  - Клинико-психолого-педагогическая характеристика глухих, слабослышащих, позднооглохших детей и взрослых, детей и взрослых с кохлеарными имплантами, включая детей и взрослых с комплексными нарушениями, имеющих нарушения речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нарушения поведения.  -Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения обучающихся с нарушениями слуха.  -Общие вопросы организации сурдопедагогической помощи в разных институциональных условиях.  -Сурдотехнические средства и ассистивные технологии при нарушениях слуха.  -Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации.  -Нормы профессиональной этики и деонтологии.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Необходимые знания

Трудовая функция 3.2.3

Психолого-педагогическая помощь обучающимся с нарушениями слуха в их социальной адаптации и реабилитации

- Клинико-психолого-педагогическая характеристика глухих, слабослышащих, позднооглохших детей и взрослых, детей и взрослых с кохлеарными имплантами, включая детей и взрослых с комплексными нарушениями, имеющих нарушения речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нарушения поведения.

-Способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения обучающихся с нарушениями слуха.

-Общие вопросы организации сурдопедагогической помощи в разных институциональных условиях.

-Сурдотехнические средства и ассистивные технологии при нарушениях слуха.

-Технологии и методы профилактики социальной дезадаптации.

-Нормы профессиональной этики и деонтологии.

 IV. Сведения об организациях-разработчиках  профессионального стандарта     4.1.Ответственная организация – разработчик  Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», город Москва   Директор Соловьева Татьяна Александровна  4.2. Наименования организаций – разработчиков   1.  Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», город Москва

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта

4.1.Ответственная организация – разработчик

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», город Москва

Директор Соловьева Татьяна Александровна

4.2. Наименования организаций – разработчиков

1. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», город Москва

______________ 1 Общероссийский классификатор занятий 2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности 3 Трудовой Кодекс Российской Федерации (статья 331) 4 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих 5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 6 Общероссийский классификатор специальностей по образованию 7 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678

______________

1 Общероссийский классификатор занятий

2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

3 Трудовой Кодекс Российской Федерации (статья 331)

4 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

5 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

6 Общероссийский классификатор специальностей по образованию

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

 Успехов в работе!

Успехов в работе!