СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Профилактика и создание безопасной образовательной среды»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повышение уровня психологической компетенции у участников образовательного процесса, сохранение и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной для формирования личности.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Профилактика и создание безопасной образовательной среды»»

Статья по теме:

«Профилактика и создание безопасной образовательной среды»


Цель: повышение уровня психологической компетенции у участников образовательного процесса, сохранение и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной для формирования личности.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.

В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей (педагогов), учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.


Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;


• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;


• укрепление психического здоровья;


• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;


• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.


Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности с другим человеком или группой лиц.

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.

Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Психологическая безопасность образовательной среды образовательного учреждения есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.

Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.


Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Существует несколько форм психологического насилия, это:

  • 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);

  • 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

  • 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Имея такие негативные качества и способности, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.

Взрослый, умудренный жизненным опытом, человек способен не вступать в борьбу со своей внутренней природой, осознать свои слабые стороны и принять их, сделать акцент на сильных сторонах.

А по отношению к ребенку психологическое насилие может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей, подростков и их родителей, что может служить причиной школьных неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде в образовательном учреждении. Психологическое насилие может быть весьма разрушительным.

Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, т.е. причину того или иного заболевания нужно искать в прошлом, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов).

Участники образовательной среды образовательных учреждений и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:


1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы образовательного учреждения, стремится «покинуть» его.


2. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении.

 Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.


3. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Психологическое насилие - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания.

Следствие: получение ребенком психологической травмы.


4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения

Следствиепрофессиональная деформация; угроза психическому здоровью.

5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.

Следствие: неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства; угроза психическому и физическому здоровью.

Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней,высокий уровень удовлетворенности.

Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:

- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;

- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.

Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия детей и подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.

Развитие личности обучающегося, успешность учебно-воспитательного процесса происходит в условиях психологического комфорта безопасности образовательной среды образовательного учреждения.

В ГКОУ «С(К)ОШИ» . Покровка созданы организационно-педагогические условия для развития социальной компетентности и позитивной социализации воспитанника. Психолого-педагогический консилиум является структурой диагностико-коррекционного типа – необходимым звеном в процессе социально-психологического сопровождения. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением негативных процессов, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество воспитанников школы-интернат

В течение всего учебного года с педагогическим коллективом и обучающимися школа-интернат ведется работа по созданию комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, педагогов и родителей. Ключевыми мероприятиями данного направления психологической службы являются: проведение тренинговых занятий с обучающимися; диагностическая работа с обучающимися, педагогами и родителями, ориентированная на выявление уровня степени выраженности отношения по шкалам: «психологическая комфортность», психологическая удовлетворенность», «психологическая безопасность».


Данные диагностики «Удовлетворённость родителей деятельностью учреждения» свидетельствуют о высоком уровне удовлетворённости родителей деятельностью объединений и учреждения в целом.

В диагностике принимали участие 6 родителей.

Результаты тестирования:

- высокий уровень удовлетворённости: 88%,

- средний уровень удовлетворенности: 12%,

- низкий уровень удовлетворенности: отсутствует.


Результат диагностики «Уровень комфортности пребывания детей в учебном заведении»

 показал: что у 87,9% обучающихся в ГКОУ «С(К)ОШИ» с. Покровка высокий уровень комфортности пребывания в образовательном учреждении. 12,1% - со средним уровнем комфортности. 0% - с низким уровнем комфортности в образовательном учреждении.

Таким образом, проведённая диагностика показала, что уровень комфортности пребывания воспитанников школе-интернате - высокий.

По результату тестирования «Выявление мотивации успеха у обучающихся» выявлена позитивная мотивация на успех. При такой мотивации обучающийся, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Дети уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны.

На основе проведенной работы были составлены аналитические справки и методические рекомендации по дальнейшему сопровождению участников образовательного процесса.

Профилактика нарушений психологического здоровья детей и подростков, с целью, которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях, проводилась в рамках работы тренинга.

Успех школы-интернат – это результат сотрудничества воспитанников, родителей и педагогов.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности проводимой работы всеми участниками образовательного пространства (педагогом-психологом, учителями и администрацией). Деятельность специалистов в данном направлении имеет положительный результат, что проявляется в благоприятном психологическом климате как в педагогическом, так и в детском коллективе.

Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего поколения, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.

Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников.

Если бы Вы поняли, как сильны Ваши мысли, Вы бы никогда не думали негативно!