СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Профориентационная работа с учащимися коррекционной школы-интернат 8 вида».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье педагог делится опытом по основным направлениям профориентационной работы, которую она проводит сучащимися с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Профориентационная работа с учащимися коррекционной школы-интернат 8 вида».»

Профориентационная работа с учащимися коррекционной школы-интернат 8 вида.

Статья учителя технологии МКОУ С(К)ОШИ п. Нижний Куранах Мелихова С.В.

Профессионально-трудовое обучение является основой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к труду, самостоятельной жизни.

До настоящего времени профессиональная и допрофессиональная подготовка не являются определяющими в последующем трудоустройстве выпускников. Значительная часть их работает не по той специальности, на которую их ориентируют в школе. Основные причины такой ситуации заключаются в следующем:

1) Профессиональная подготовка учащихся, как правило, осуществляется без учёта реального рынка труда.

2) Ориентация учащихся на профессию зависит от возможностей материально-технической базы образовательного учреждения, которая во многих школах слабая, из-за отсутствия производственного оборудования, в силу чего на базе школы невозможно проводить полноценную допрофессиональную и профессиональную подготовку учащихся, а устроить учащихся на производственную практику на предприятие школа не имеет возможности. Устройство детей с ограниченными возможностями на практику было и остаётся обузой для работодателей.

Мне хотелось бы поделиться опытом ориентации учащихся на профессию швеи, которую я провожу исходя из возможностей материально-технической базы специальной коррекционной школы-интернат 8 вида и условий современной жизни.

Основными направлениями, по которым я веду профориентационную работу являются:

1)Связь профессионально-трудового обучения с производительным трудом в специальной коррекционной школе-интернат 8 вида.

2) Проведение встреч учащихся с нашими бывшими работающими выпускницами.

3) Проведение экскурсий на предприятия.

4) Оформление наглядной агитации. (стенды профориентации)

5) Проведение ярмарок – продаж швейной продукции, изготовленной учащимися школы.

6) Организация и проведение соревнований по профессиональному мастерству.

7) Проведение уроков профессиональной направленности.

Основное преимущество сочетания трудового воспитания с производительным трудом заключается в том, что учащиеся попадают в реальные условия современного производства, в которое они вольются, окончив школу.

Производительный труд у моих учениц специальной коррекционной

Н-Куранахской школы интернат 8 вида начинается с выполнения швейной мастерской различных изделий для нужд школы.

Объекты труда подбираются мной с учётом программы по трудовому обучению и их материальной ценности.

Ученицы пятого класса изготавливают трикотажные носки, верхонки, повязки для дежурных, наволочки, сумки хозяйственные. Ученицы шестых классов шьют фартуки и косынки для дежурных по столовой и поваров, ночные сорочки, пижамы. Ученицы старших классов изготавливают более сложные изделия для продажи на ярмарке: детские рубашки из фланели, прихватки, грелки на чайники, сувениры, декоративные подушки, панно. Для нужд школы старшеклассницы шьют халаты и фартуки для работников кухни, вымпела для пионерской организации школы, выполненные в сложной технике панно, а также шьют флаги, выполняют ремонт одежды для младших школьников, ремонт школьного постельного белья.

Такая работа содействует лучшему усвоению многих тем программы по курсу швейного дела. Отрабатываются операции: вмётывание рукавов и воротников, втачивание, настрачивание деталей, вымётывания швов, выполнение шва в подгибку с закрытым срезом, обработка боковых срезов стачным швом, совершенствуется умение правильно определять последовательность смётывания деталей изделия, ширину шва, частоту строчки.

Изготовление изделий для школы является важным шагом на пути внедрения производительного труда и соединения его с трудовым обучением. Ребята учатся ценить труд своих товарищей, бережно относиться к школьному имуществу. К старшим классам выпуск готовой продукции на уроках производительного труда увеличивается в 2,5 – 3 раза.

В наше сложное время школе, к сожалению, не поступают заказы от производства. Но чтобы учащиеся чувствовали востребованность своего труда, я решила открыть мини-мастерскую по ремонту одежды, в которой учащиеся выполняют несложные оплачиваемые заказы от работников школы. Часть заработанной суммы выплачивается ученицам, а часть идёт на покупку ниток и мелких запчастей для швейной машины. Ведётся журнал учёта заказов.

Заказы мои ученицы выполняют ответственно, с хорошим качеством. Выполнение такой работы даёт им ощущение взрослости, уверенности в себе, в своём будущем.

Производительный труд связывает обучение с жизнью, наглядно демонстрирует, для чего нужны учащимся знания. Он оказывает влияние на учёбу (имея перед собой конкретную производственную задачу, школьник вынужден обращаться к своим знаниям), содействует осуществлению межпредметных связей.

Мастерские школы во время выполнения заказов школы становятся своеобразным цехом. Между бригадами в составе учебно-трудовых групп развёртывается соревнование: какая группа больше и быстрее изготовит верхонок, фартуков и т.д.

Когда заказ большой, а сроки изготовления поджимают, после того как каждая ученица освоит пошив изделия индивидуально, я ввожу пооперационного разделения труда. Это ускоряет выполнение заказа не в ущерб качеству, приближает характер учебного задания к производственной деятельности, помогает воспитывать у учащихся добросовестность и чувство ответственности. Они видят, что результат коллективного труда зависит от чистоты выполнения каждой отдельной операции. Например: при пошиве брюк операцию обмётывания срезов, как более простую выполнял 7 класс, а более сложные операции выполняли ученицы 8-9 классов. Или при пошиве полотенец простой шов в подгибку с закрытым срезом выполняли все ученицы, включая учениц 5-6 классов, а на выполнение шва зигзаг строчкой младшие ученицы отдавали свои изделия старшеклассницам, так как младшие ещё не умеют работать на мнооперационных электрических швейных машинах. Я привела примеры пооперационной организации труда между классами. В старших же классах пооперационное разделение труда я обычно делаю исходя из способностей учениц, это более эффективный метод работы. Например: при пошиве халатов для кухонных работников, я самые сложные операции по втачиванию рукавов в пройму, пробитию петель дала выполнять самым сильным ученицам в классе, а простые операции по стачиванию и обмётыванию срезов, обработке хлястиков, пришиванию пуговиц дала более слабым ученицам того же класса.

Пооперационное разделение труда позволяет построить уроки труда так, что характер учебных занятий максимально приближен к производственной деятельности.

А так же я приближаю характер учебных занятий к производственной деятельности и другим методом, - бригадным. По численности учениц в 9 классе у нас выходит одна бригада – 5 человек. Распределяю места в бригаде: себя назначаю бригадиром и выполняю работу бригадира по подкраиванию мелких деталей, проверяю качество работы; ученицу, которая хорошо и быстро работает на электрической швейной машине – определяю на машинные работы; ученицу которая способна быстро и точно смётывать – определяю ручницей, третью – ставлю на утюжельные работы, т.к. она умеет лучше всех работать с утюгом т.д. Причём места в бригаде стараюсь распределить не только по способностям, но и по желанию девочек, это положительно влияет на качество работы и желание трудится.

В бригаде, как нигде, качество работы одного члена зависит от другого и девочки это быстро поняли, например: ручница, слабо и крупными стежками наметала накладной карман к халату и соответственно машинистке, гораздо тяжелей его было качественно настрочить. Машинистка незамедлительно сделала справедливое замечание ручнице, и той пришлось согласиться с ним.

Бригадный метод работы обязывает учениц быть дисциплинированными, выполнять свою операцию качественно.

По окончанию работы над каким-либо заказом: партией фартуков, халатов, брюк я всегда подвожу итог сделанной работе, и высказываю своё мнение, кто как из девочек работал при выполнении данного заказа. При этом учитываю скорость работы, качество работы, эстетический вид изделия в целом. Высказываю свои замечания и пожелания на будущее.

Результаты заносятся в журнал учёта школьных заказов. По результатам ученицы поощряются «За добрые дела» на общешкольной линейке, празднике труда группами и индивидуально.

Контроль за качеством выпускаемой продукции доверяю осуществлять самим ученицам, они учатся контролировать свою работу не только по готовому изделию, но и в процессе его изготовления. Таким образом, воспитываются навыки самоконтроля, так необходимые нашим ученицам в их будущей работе на производстве.

Чтобы выполнение заказов носило воспитывающий характер, я веду систематический учёт проделанной работы, которая отражается в журнале по следующей форме:

фамилия, имя учащегося;

дата выполнения работы;

количество выполненных изделий;

качество работы;

Такой учёт очень стимулирует учащихся выполнять заказов больше и с лучшим качеством, так как по его результатам проводится поощрение учащихся.

Посильное участие в производительном труде помогает моим ученицам правильно выбрать профессию и быстрее адаптироваться на рабочем месте.

С интересом относятся учащиеся к встречам с работающими выпускниками школы, которые проводим регулярно. Учащиеся сами готовят интересующие их вопросы к выпускникам. Такие встречи дают ученицам более полное представление о предстоящей работе на производстве.

Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство. Каждой экскурсии предшествует подготовительная работа. Учащимся надо напомнить о правилах поведения в общественных местах, составить вопросы, которые они должны выяснить на производстве. В ателье «Новинка» учащиеся узнали и записали расценки на несложные виды ремонта одежды, чтобы ориентируясь на них составить свой прейскурант цен для швейной мастерской. А также познакомились с различными видами производственных машин, посмотрели, как производится работа на них, закрепили свои знания о профессии закройщик (присутствовали на примерке), о профессии швеи, узнали о новой организации труда в ателье в условиях рыночной экономии, сделали фотографии для оформления стенда профориентации.

Устройство выставок и ярмарок – продаж швейной продукции позволяет преодолеть некоторую настороженность населения по отношению к нашим учащимся. Это своеобразная реклама трудовых возможностей детей с ограниченным здоровьем. Традицией стало и проведение в школе соревнований среди учащихся по профмастерству.

Большее значение для ориентации учащихся на профессию имеют уроки профессиональной направленности. Я систематически провожу такие уроки по темам: «Особенности обработки изделий промышленным способом», «Я – модельер», «Работа салона ателье», «Производственный технологический процесс изготовления одежды», «Основные рабочие профессии швейного производства» и др. Такие уроки дают понятия учащимся о том, в чём заключается работа людей разных швейных профессий. Уроки с использованием технологии ролевая игра учат правилам поведения на производстве.

Вывод: приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. По данным катамнеза мои ученицы работают по специальностям: штукатур-маляр, техничка, официантка, помощник воспитателя, швея, кондитер, пекарь. Профессию швеи выбирают единицы. На это много объективных причин, и в первую очередь удалённость места жительства от профессионально-технических училищ, где дети могли бы продолжить обучение по специальности и сложность трудоустройства на швейные фабрики из-за конкуренции и нехватки рабочих мест. Но я считаю, что мои усилия учителя технологии не напрасны. От меня зависит, что явится результатом трудового обучения. Ведь именно с уроков труда учащиеся должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества нужны в любой профессии.