СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа педагога дополнительного образования с одаренными детьми"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

: в данной статье осуществляется анализ деятельности учителя музыки по выявлению и совершенствованию одаренности.  Статья посвящена описанию опыта работы педагога дополнительного образования с одаренными детьми в процессе преподавания музыки в школе. Рассмотрены формы работы по совершенствованию художественной одаренности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа педагога дополнительного образования с одаренными детьми"»

Мамченко Людмила Егоровна,

Педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ №211 с углубленным изучением французского языка имени Пьера де Кубертена Центрального района

г. Санкт-Петербурга.


Работа педагога дополнительного образования с одаренными детьми

(из опыта работы)

Аннотация: в данной статье осуществляется анализ деятельности учителя музыки по выявлению и совершенствованию одаренности.  Статья посвящена описанию опыта работы педагога дополнительного образования с одаренными детьми в процессе преподавания музыки в школе. Рассмотрены формы работы по совершенствованию художественной одаренности школьников.

Ключевые слова: одаренность, виды одаренности, одаренная личность, методы и диагностика.

Профессор психологии Борис Михайлович Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одарённость, по его мнению, обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

В своих трудах, освещающих тему одаренности личности, Б.М. Теплов утверждал, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённость к разным видам деятельности. Случается, что общая одарённость сочетается со специальной. Например, многие композиторы, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Проблема одаренной личности в наше время становится все более актуальной. Природу этого явления изучают многие ученые, ей посвящают статьи специалисты в данной сфере знаний. Но никому неизвестно, как обнаружить у только что родившихся младенцев способности к одаренности или даже к гениальности. Уверенно можно сказать лишь о том, что многие родители делают все возможное для всестороннего развития ребенка: чем раньше начнется развитие способностей и талантов, тем больше шансов на их оптимальное раскрытие.

Однако особая ответственность сегодня лежит не только на плечах родителей, но и педагогов, общение с которыми значительно влияет на эмоциональное (аффективное) развитие детей.

Психологи различают несколько видов одаренности детей:

1. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Существует 4 признака творческой одаренности:

1) оригинальность идей и продуктов – необычное и нестандартное решение любых проблем;

2) способность находить идеи в новых и сложных ситуациях – нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации;

3) образная гибкость мышления – способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности;

4) семантическая или словесная гибкость мышления проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребенок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам.

2. Социальная (лидерская) одаренность – исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

3. Интеллектуальная и академическая одаренность – способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению.

4. Двигательная (психомоторная) одаренность – исключительно спортивные способности.

5. Духовная одаренность связана с моральными качествами, альтруизмом.

6. Практическая одаренность проявляется в том, что люди, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на работе доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление, и академические способности не всегда указывают на интеллект.

7. Художественная одаренность основывается на эмоциональной сфере и делится в свою очередь на одаренность в области актерского мастерства, литературы, искусства, скульптуры, техники и музыки.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Ниже раскроем некоторые вопросы, касающиеся выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в условиях школы.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Хочу остановиться на художественной одаренности воспитанников школы-интерната в области музыки. Свою работу начинаю с диагностики характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы. Изучив результаты диагностики, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является наблюдение. Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого класса. На уроках музыки при выполнении разных видов деятельности: пение, слушание и восприятие музыки, пластическое интонирование, игра в оркестре, игры- драматизации, ритмические упражнения, формируется комплекс способностей. Творческая активность воспитанников проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материал, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.

Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на уроке музыки, а затем на занятиях вокалом во время внеурочной деятельности. Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало. В каждом воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром, с разными музыкальными задатками. Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, выбрать направление в сольном пении – эстрадный вокал, академический или народное пение.

Среди психологов и педагогов бытует двоякое мнение о понятии «одарённость личности». Одни придерживаются вышеизложенного утверждения, а другие доказывают обратное, что никакой одаренности нет, а есть предрасположенность к какому-либо роду деятельности: к творчеству, науке, спорту и т.д.

В вокально-хоровой работе с детьми я, как педагог, придерживаюсь и одной, и другой точки зрения. У одних ребят есть дар, что называется, от природы, который нужно развивать – таким детям я не устаю повторять: нельзя оставлять вокальные занятия, не упускай шанса и с благодарностью пользуйся тем, что тебе дано при рождении!

У других же моих воспитанников действительно есть предрасположенность к музыкальной деятельности, которую можно и нужно развивать, однако этот процесс требует определенного количества времени в зависимости от индивидуальных физиологических, эмоциональных и даже психических особенностей личности ребенка. Иногда на проявление более-менее ярких вокальных способностей уходит год-два, а порой такой процесс может длиться гораздо дольше. Самое главное условие в данном случае для самого ребенка – не останавливатьсяна достигнутом и постоянно двигаться к намеченной цели.

Задача педагога в работе с детьми, проявляющими предрасположенность к вокальному искусству, – профессиональная педагогическая и психологическая помощь ребенку: ты можешь, у тебя все получится!

И, конечно, немаловажное значение имеет регулярный тренинг. Оптимальный вариант в данном случае – постоянные занятия обучающихся в хоровом коллективе, которые постепенно дают свой положительный результат для утверждения ритмической и интонационной позиций детского голоса вместе со школьниками, наделенными вокальными способностями с рождения, ведь коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.

Деятельность вокально-хоровых коллективов направлена, прежде всего, на развитие певческих способностей, вокально-хоровых навыков обучающихся. Основываясь на естественном желании школьников заниматься пением, направив данные занятия в нужное русло, становится возможным обучить детей правильному, свободному, красивому пению, воспитать музыкальный вкус, являющийся одной из граней развития ребенка в целом.

Кроме того, ансамблевое пение – активный творческий досуг, развивающий мышление школьников. Совместная деятельность усиливает свойственную учащимся потребность в общении, способствует формированию чувства коллективизма.

В нашей школе на сегодняшний день действует кружок музыкальной направленности:

  • кружок внеурочной деятельности «Музыкальная фантазия» в 1–4 классах;

  • кружок «Вокальная студия» для школьников 5–6 классов;

Занимаясь в таких коллективах, школьники учатся:

  1. правильно применять певческую установку, пользоваться певческим дыханием;

  2. отрабатывать четкость дикции, выразительность слова, чистоту интонации, плавность звуковедения;

  3. понимать дирижерские жесты и правильно следовать им, выполнять простейшие и более сложные исполнительские задачи;

  4. использовать элементы ритмики и движения под музыку – работать надсценическим образом.

Итогом совместной работы музыкальных творческих коллективов и их солистов являются систематические выступления на различных мероприятиях школьного, районного и муниципального уровней: на концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.

Для себя я определила и другую форму работы с одаренными детьми, истоки которой можно наблюдать еще на уроках музыки – это научно-музыкальная деятельность (можно сказать, музыковедческая). В качестве домашнего задания обучающиеся получают подготовить разного рода творческие работы:

  • рисунки к музыкальным произведениям;

  • сообщения о композиторах, терминах или музыкальных произведениях;

  • мини-сочинения определенной тематики (например, описание характера музыкального произведения и отношения к нему);

  • в 6–7 классах – небольшие доклады и презентации. Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое и физическое развитие личности ребёнка.

Одаренность составляет лишь первый уровень развития способностей личности ребенка, которыми обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант» – сочетанием способностей, дающим человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Великий русский композитор П.И. Чайковский когда-то сказал: «Большой талант требует большого трудолюбия». М. Горький узнал буквы лишь в 10 лет, но он так хотел научиться писать! Вот и стал великим писателем!

Чтобы ребенок со временем смог стать одаренным, а возможно впоследствии и талантливым, многое зависит от его наставника – педагога, который сможет увлечь глубоким содержанием своего предмета, удовлетворить запросы и желания школьника, суметь направить его вкусовые предпочтения в нужное русло.


Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий, кто понятлив.

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив!























Список литературы


  1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие /О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

  2. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л. – 1985. – 32 с.

  3. Теплов, Б. М. Способности и одарённость // «Учёные записки Гос. НИИ психологии» / Б.М. Теплов. – 1941. – с. 6 – 21.

  4. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе /под ред. Л.В.Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!