СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа психолога с семьёй несовершеннолетних по коррекции детско - родительских отношений"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа психолога с семьёй несовершеннолетних по коррекции детско - родительских отношений"»

Алехина С.А.

педагог-психолог

ОКУ «Курский Центр

для несовершеннолетних»


ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ И ИНОЙ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ НАДЕЖДЫ»


Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении, оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в помощи специализированных учреждений. Таковым является «Курский Центр для несовершеннолетних».

Многолетний опыт работы показывает, что причиной проблем, с которыми поступают в Центр дети, являются нарушенные отношения с родителями и характер внутрисемейных взаимоотношений. Поэтому наряду с реабилитацией несовершеннолетних, осуществляется коррекционно – реабилитационная работа с семьёй

При реализации индивидуальной программы работы с семьёй, важным является оказание различных видов помощи, в том числе:

  • психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);

  • социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

  • педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);

  • правовой (повышение правовой компетентности родителей);

медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

Весь комплекс мер не всегда носит стойкий характер и требуется в дальнейшем сопровождение таких семей, на что и направлен реализуемый проект «Возрождение Надежды».

В рамках данного Проекта нами используются как групповые, так и индивидуальные формы работы:

  • первичная и заключительная диагностика;

  • патронаж;

  • беседы;

  • консультации;

  • практикумы;

  • мастер – классы;

Диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, подразумевает исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности.

Для диагностики внутрисемейных взаимоотношений используются следующие методики: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (сокращённо «АСВ») и опросник «Подростки о родителях» [1].

Опросник «АСВ» позволяет специалисту, работающему с семьей на этапе постреабилитации, определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

Опросник «Подростки о родителях» позволяет выявить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Первичная диагностика показала наличие значительного количества психолого-педагогических проблем в исследованных в рамках Проекта семьях и позволила наметить способы их коррекции в постреабилитационный период посредством включения семей, участников проекта, в систему коррекционных мероприятий.

Проведенные в процессе постреабилитации практикумы были посвящены технологиям семейного воспитания детей, испытывающих трудности в обучении и развитии (тема практикума: «Алгоритм воспитания детей, испытывающих трудности в обучении и социализации»), проблеме внутрисемейных конфликтов, в том числе конфликтов родителей с детьми подросткового возраста (тема: «От конфликта к сотрудничеству»), технологиям достижения внутрисемейной гармонии и сотрудничества (тема: «Родители и дети – поиски взаимопонимания»).

Мастер-классы для родителей из семей-участников проекта были посвящены, в первую очередь, проблемам достижения адекватных психических состояний как в семье в целом, так и каждого из ее членов. Как известно, негативные эмоциональные состояния (стресс, агрессия и т.д.) негативно сказываются не только на психологической атмосфере в семье, но и существенно влияют на процессы воспитания, развития и социализации подрастающего поколения.

Востребованы мастер-классы, посвященные проблемам поведения в условиях стрессовой ситуации и связанными с такими ситуациями эффективными способами саморегуляции личности (темы: «Антистрессовые способы защиты», «Психогимнастика, как форма саморегулирования»).

Как уже было сказано выше, помимо групповых форм работы с семьями, участниками проекта «Возрождение надежды», с каждой семьей реализуется и индивидуальная коррекционная работа в форме индивидуальных бесед и консультирования.

Как беседы, так и консультационная помощь осуществляются в формате запроса со стороны семьи в целом или кого-то из ее членов (родители, дети)

Процесс консультирования и его проблематика обычно связаны с характером проблем, которые на этапе постреабилитации являются ключевыми для той или иной семьи. Как правило, основными из них являются психолого-педагогические, в том числе проблемы взаимодействия членов семьи, проблемы воспитания детей в семье. Значительное место также занимают в консультативном процессе проблемы юридического и социально-экономического характера, поскольку часто напрямую являются причиной или следствием трудной жизненной ситуации и социально-опасного положения в котором оказались семьи, участники проекта.

Итоговая диагностика семей, участников проекта «Возрождение надежды», показала позитивные изменения в психолого-педагогической осведомленности родителей, росте их воспитательной активности, сформированность позитивного отношения родителей детям. Это способствует развитию процесса конструктивного внутрисемейного взаимодействия и открывает новые перспективы внутрисемейного поведения.


Литература:

  1. Истратова, О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов [Текст]: сборник тестов / О.В. Истратова. - РнД.: Феникс, 2006. – 384 с.

  2. Коваль, Н.А., Калинина, Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Коваль, Е.А. Калинина. – Тамбов.: «ТГУ им. Р. Державина», 2007 г. - 351 с.

  3. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки [Текст]: учебник / ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, В.М. Маркиной. - М.: Вариант, 2015. – 100 с.